Файл: Введение 1 Глава Понятие и виды источников права. 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение: 1

Глава 1. Понятие и виды источников права. 2

Глава 2. Особенности нормативно-правового акта как источника права. Виды нормативно-правовых актов. 5

Юридический обычай 5

Правовой акт 10

Особенности нормативного акта: 11

Типы подзаконных актов: 13

Типы регулирующих соглашений: 16

Заключение: 18

Список используемой литературы: 20


Введение:


"Источник права", "форма права" как понятие, существует на протяжении многих веков и является одним из самых заниженных в юридической литературе. Но, в то же время, эти определения являются традиционными в теории государства и права. Ни один век ученых-юристов во всем мире не интерпретировал и не применял эти понятия. Кроме того, эти понятия являются наиболее противоречивыми и спорными.

Наиболее распространенное значение термина "источник" в сфере права понимается как определенная сила, создающая закон. То есть эта сила - это, прежде всего, государственная власть, принимающая определенные решения в области права, основанные на развитии общественных отношений и потребностях общества.

Наряду с "источником права" признается "форма права", т.е. форма волеизъявления государства, содержащая государственные правовые решения. Это определение правового источника имеет значение дееспособности, содержащихся в нем правовых норм.

Наличие надежных правовых источников зависит от наличия организованного государственного механизма и группы людей, таких как ученые или государственные чиновники, которые способны точно и быстро реагировать на состояние закона.

Для современного права, как и для истории права, исследование "источников (форм) права" имеет первостепенное значение. Таким образом, данная курсовая работа посвящена более детальному раскрытию различных источников права и их особенностей, существовавших на протяжении многих лет: правовой акт, правовой прецедент, правовой договор и правовой обычай, правовая доктрина и религиозный памятник.

Данный предмет состоит из трех глав, введения, заключения и библиографии.

В первой главе вводится понятие "источник права" и "форма права".

Вторая глава классифицирует "источники (формы) права".

Третья глава посвящена "источникам (формам) права", применяемым в Российской Федерации.

Глава 1. Понятие и виды источников права.


В настоящее время существует огромное количество теоретических разработок, касающихся истоков юриспруденции. На протяжении многих лет многие ученые определяют начало зарождения права и его проявления. В XXI веке был разработан общий теоретический подход. Основываясь на этом подходе, источники (формы) права представляют собой конкретные способы закрепления норм, которые приобретают свое внешнее выражение.

Важнейшим политическим источником права является государство. В современном обществе в результате законотворческой деятельности государства - будь то специально созданные правотворческие органы - парламенты, законодательные собрания или прецедентная деятельность административных и судебных органов - появилось большое количество правовых актов. Результатом их деятельности является появление новых правовых актов, отмена устаревших, изменение существующих.

Правовой источник права означает официальную форму, в которой излагаются нормы права. Он свидетельствует об их равной обязывающей ценности для всего общества. Это форма волеизъявления государства и его фиксации в письменной форме. Т.е. понятие источника (форма права) используется для обозначения действия, к которому необходимо обратиться для поиска нормы права, необходимой для решения конкретного судебного дела. Правовые источники (формы) права не рассматриваются отдельно от государства, поскольку они создаются в результате деятельности государственных органов, называемых законодателями. Иными словами, именно государство дает конкретную норму качества правовой нормы, используя различные способы волеизъявления государства.

Источник права, форма права не всегда идентифицируются и представляются как различные понятия. Например, источниками права считаются объективные явления действительности, которые порождают определенные правила поведения. А форма- это официальный способ выражения, совокупность уже созданных норм. В то же время, есть и третий взгляд на этот вопрос. Согласно ему, источниками являются исторические памятники права, примером которых являются законы Хаммурапи и др. Но если проанализировать источники и формы российского права, то представленные здесь термины абсолютно совместимы.

Форма является одной из центральных категорий философии. С помощью формы право приобретает присущие ей черты и характеристики: общую обязательность, гласность и т.д. Таким образом, форма права - это способ выражения вне правовых норм поведения. Формы права обладают определенными чертами, которые позволяют им играть роль регулятора общественных отношений: определенность содержания; продолжительность существования; публичность; обязательность; общность; ясность внешнего выражения; разумность; справедливость; признание со стороны субъектов права.



Юридическая форма - вся юридическая реальность. Понятие правовая (правовая) форма применяется при раскрытии связи закона (или любого правового явления) с другими социальными субъектами, государствами, отношениями и процессами.

Юридические формы делятся на внешние и внутренние. Внутренней формой закона является его структура и связи (нормативные акты, учреждения, отрасли промышленности). Она включает в себя систему права, горизонтальную и вертикальную структуры подчинения ее элементов. Во внутреннем праве нет единого мнения о том, что имеется в виду под внешней формой права. Некоторые авторы считают, что содержание права - это воля государства, а форма права- это правовые нормы.

Считается, что ближе к истине те ученые, которые признают правовые нормы, а не волю государства, как содержание права, и в этом отношении источники права называются формой.

Правовая норма - это не форма закона, а сам закон.

Раскрыть форму права означает выяснить, каким образом эта экономически и политически влиятельная группа "возводит в закон" волю и, соответственно, определить, какие формы самовыражения приобретают правовые нормы. Право всегда воплощается в определенных формах, оно всегда формализуется.

Источником права в материальном смысле является развитие общественных отношений. Они могут включать способ производства материальной жизни, материальные условия общества, формы собственности как конечную причину возникновения и действия закона. Эта категория выражает социальную обусловленность права.

Источником права в идеальном (идеологическом) смысле понимается правосознание. Главным источником формирования права является доминирующая правовая идеология, ведущие национальные идеи.

Когда мы говорим об источниках в правовом смысле, мы имеем в виду различные формы (способы) выражения, объективизацию правовых норм.

Юридическая практика различает многие формы - прямые источники права.

К основным источникам (формам) права относятся:

  1. Юридический обычай;

  2. Юридический акт;

  3. Судебный прецедент;

  4. Нормативное соглашение.

Точно так же различать такие источники права как:

  1. Религиозные тексты;

  2. Юридическая доктрина;

  3. Бизнес-использование.

Вышеуказанные источники являются прямыми источниками или источниками права в формальном смысле слова.


На выбор и фиксацию источника в национальной правовой системе, т.е. на форму права, влияет огромное количество факторов. Это особенности исторического развития государства, географическое положение страны, национальная психология, культурное развитие народа, менталитет и др. Рассмотрим более подробно основные источники права.

Глава 2. Особенности нормативно-правового акта как источника права. Виды нормативно-правовых актов.

Юридический обычай


Правовой обычай - одна из древнейших форм права. Это правило стало привычкой народа. Правовой обычай признается источником права, когда он устанавливает давно сложившиеся отношения, которые одобряются населением и исполняются государством. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями судов по определенным фактам. Теперь у государства есть еще один способ санкционировать обычаи - ссылка на них в тексте законов.

Правовой обычай - это придание формальной юридической силы простому, неправовому обычаю, действующему в обществе, путем его использования для разрешения конкретного дела в государственном правоохранительном органе (например, в суде).

Необходимо отобразить связь между законом и обычаем. Таможня играет важную роль в регулировании различных аспектов общественной жизни. Они тесно связаны с правом, моралью, культурой, политикой, религией и другими социальными нормами. Исторически сложилось так, что право как система норм в значительной степени эволюционировало от обычаев, которые были санкционированы органами государственной власти как практическая необходимость. Это уже их генетическое родство. Этот процесс в принципе постоянен, и он продолжается до сих пор, потому что закон формируется не только "сверху", но и "снизу", из глубин народа, его корней, традиций.

Таможня обычно определяется как стабильные и достаточно общие правила поведения в определенной области, которые в результате многократного, продолжительного повторения становятся привычкой, обычаем, который добровольно соблюдается. Привычка является мощным средством формирования личного менталитета. Не зря говорят, что привычка носит второй характер.

Обычаи передаются из поколения в поколение, многие из них живут веками и тысячелетиями, освященными заветами предков. Многие из них носят религиозный или полрелигиозный характер (например, пост, рамадан). Все
нации имеют схожие социальные стереотипы, они могут быть разными в разных слоях одного и того же общества, разных этносах, национальных группах. Это старейшая форма социального регулирования.

Соблюдение определенных обычаев (обрядов, ритуалов, церемоний) не менее необходимо для человека, чем выполнение требований закона, поскольку здесь, как правило, ощущается сильное давление со стороны общественного мнения, сплетен и слухов других; боязнь быть осужденным знакомыми, друзьями, коллегами; нежелание быть в положении человека, не уважающего общепринятых норм поведения (гостеприимство, добрососедство, уважение к старшим, традиция отмечать различные радостные события, неформальные праздники, дни рождения, свадьбы, новоселье и т.д.). ).

В правовой науке обычаи подразделяются на правовые (обычное право) и неправовые или гражданские. Поэтому их называют юридическими обычаями, что они находят свое отражение в праве, защищаются, охраняются и, таким образом, приобретают юридическую силу. Некоторые из них прямо закреплены в законе, другие только подразумеваются, а третьи логически вытекают из определенных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться.

Например, "гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включая фамилию, имя и отчество, если иное не предусмотрено законом или национальным обычаем".  

Но во всех случаях правовые обычаи должны быть в рамках правового поля, в сфере правового регулирования, а не за пределами своих границ. И, конечно же, они не могут противоречить действующему законодательству. Правовые обычаи призваны облегчить правовой процесс, дополнить и обогатить механизм правового посредничества различных общественных отношений. Правовые обычаи являются одним из источников (форм) права.

Правовой обычай исторически был первым источником права, который регулировал отношения в период становления государства. В общем, под обычаем понимается правило поведения, выработанное на основе постоянного и единообразного повторения этих фактических отношений. Правовой обычай становится правилом после получения официального одобрения со стороны государства. Дошедшими до нас основными законодательными памятниками прошлого (Законы Ману, Русская Правда) являются сборники правовых обычаев.