Файл: Введение 1 Глава Понятие и виды источников права. 2.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Характер юридического обычая характеризуется следующими особенностями. Как правило, он носит локальный характер, т.е. применяется внутри относительно небольших социальных групп населения. Правовые обычаи часто тесно связаны с религией. В Индии, например, обычное право является частью структуры индуистского права.
Правовой обычай характеризуется определенностью правила, непрерывным и единообразным характером его соблюдения. Нормы правового обычая часто выражаются в пословицах, поговорках, афоризмах.
Исторически первой формой права (или источником права в формальном смысле) был правовой обычай, обычай, санкционированный государством. По содержанию он остается тем же, что и правило поведения, но приобретает возможность государственного принуждения: если сила привычки не сработает, то государство присоединится к делу. Государственное санкционирование обычая осуществляется двумя способами: - путем указания обычая в правовом акте (обращение к обычаю); - путем использования обычая в качестве нормативной основы судебного решения.
Если норма (правило) обычая полностью воспроизведена в тексте правового акта или является основой судебного прецедента, то обычай не приобретает качества самостоятельного источника права (правового обычая), т.е. норма обычая уже существует в виде правового акта или судебного прецедента.
В российской правовой системе роль правового обычая как источника права незначительна. Ссылки на использование международного обычая имеются в Консульском уставе, Коммерческом кодексе судоходства. Однако учёные-юристы полагают, что с развитием рыночной экономики и частного права значение таможни для российского права должно возрастать, о чём свидетельствует, например, включение в Гражданский кодекс статьи 5 "Таможня предпринимательской деятельности".
Правовые обычаи наиболее распространены в гражданском, семейном и аграрном праве, а также в международном праве, в частности, во внешнеторговом обороте. Похоже, что таможня компенсирует отсутствие верховенства закона. Существуют правовые системы, в которых роль правовых обычаев и таможни в целом достаточно велика. К ним относится обычное право африканских государств, где обычаи регулируют брачно-семейные, земельные и наследственные отношения. Даже сегодня эти традиционные отношения регулируются обычным правом, и суды разрешают такие споры на основе местных обычаев, придавая им юридический, охраняемый государством характер.
Юридический обычай - это обычай, применение которого обеспечивается государственной санкцией. Его следует отличать от обычая, который представляет собой моральную норму, религиозное правило и нравственность. Он может быть санкционирован в судебном, арбитражном или административном порядке. Решение государственного органа, в отношении которого применяется данный обычай, признается соответствующим государством и может быть исполнено.
Обычай консервативен по своей природе. Он увековечивает то, что сложилось в результате длительной социальной практики. Часто этот обычай отражает обывательские предрассудки, расовую и религиозную нетерпимость, историческое гендерное неравенство. Ради социальной защиты и личного благополучия граждан государство вполне законно запрещает такие обычаи.
Государство по-разному относится к разным обычаям: одни запрещают, другие одобряют и развивают. Более или менее давние правовые обычаи можно ожидать только в определенных областях правового регулирования, таких как внешняя торговля.
Известно лишь несколько статей Кодекса торгового мореплавания, которые учитывают влияние портовой таможни или международной практики судоходства.
"Срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется по соглашению сторон, а в отсутствие такого соглашения - по срокам, обычно принимаемым в порту погрузки".
В иных актах иногда встречаются ссылки на деловые обычаи. В то же время следует отметить, что содержание обычной нормы прямо не текстуализируется в законе или ином нормативном акте.
Внутреннее законодательство допускает использование в юридической практике обычаев, однако обычаи, противоречащие государственной политике и человеческой морали, как правило, запрещены законом. Например, в Уголовном кодексе России есть статьи, запрещающие такие пережитки семейной жизни, феодальное и байкальское отношение к женщине, как фекалии невесты, ее похищение.
Правовой акт
Нормативные правовые акты как формы (источники) права существенно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера. К ним относятся, прежде всего, акты правоприменения или отдельные акты, как их часто называют.
"Нормативные правовые и индивидуальные акты по своей природе являются нормативными правовыми актами". Это, в частности, означает, что существуют определенные правовые последствия, связанные с обоими". Однако их принципиальное отличие друг от друга заключается в следующем. Первые содержат общие предписания в виде норм права и предназначены для многократного применения, в то время как вторые не содержат норм права, а только предписания индивидуального характера. Нормативные правовые акты адресованы широкому, точнее, неопределенному
кругу юридических и физических лиц, а индивидуальные акты адресованы строго определенным лицам или кругу лиц и выдаются по вполне определенному признаку (установка мемориальной доски, трудоустройство и увольнение, выход на пенсию и т.д.). ). И, наконец, нормативные правовые акты охватывают очень широкий круг общественных отношений, в то время как индивидуальные акты предназначены только для строго определенного типа общественных отношений. Индивидуальный акт прекращается с прекращением определенных социальных отношений (например, в связи с выполнением условий конкретного договора купли-продажи, договора, поставки и т.п.). ). В то время как правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют ли в этом акте конкретные отношения.
Правовой акт - правовой акт, принятый уполномоченным органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянные действия, рассчитанные на многократное применение.
Он широко используется во всех современных правовых системах (особенно в странах с романо-германскими правовыми семьями).
Как следует из названия, это акт двойственного характера, т.е. как нормативный, так и правовой. Его следует отличать как от нормативных, но не правовых актов (уставы политических партий, инструкции по использованию бытовой техники и т.д.), так и от правовых, но не нормативных актов (решения и постановления судебных органов, приказы о переезде и т.д.).
Особенности нормативного акта:
-
Нормативно-правовой акт, это властный акт, исходящий от государства (или признанный им), обязательные свойства которого вытекают из полномочий органа, принявшего его, и поэтому он занимает определенное место в иерархии нормативно-правовых актов. С его помощью законодательный орган осуществляет свои полномочия в определенной сфере управления государственными делами; -
Правовой акт- это акт законотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Нормы, составляющие основное содержание нормативного правового акта, направлены на регулирование поведения адресатов через взаимозависимые типичные права и обязанности. -
Правовой акт - это официальный акт-документ с четкой структурой и деталями. Для оптимального хранения и передачи правовой информации он оформляется в специальном стиле с использованием конкретных правовых терминов, понятий и методов построения текста.
Подготовка, принятие, реализация и отмена нормативного правового акта осуществляются в порядке последовательных правовых процедур, направленных на оптимизацию как содержания и формы самого акта, так и порядка его создания и реализации.
Достижение целей нормативного правового акта обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной и карательной властью государства. Его нарушение влечет за собой правовую ответственность.
Следует отметить, что одни и те же государственные органы могут издавать как нормативные, так и отдельные акты по одним и тем же или по разным вопросам.
"Совет Федерации принимает решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к его ведению" . "Государственная Дума принимает решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к ее ведению".
То есть Совет Федерации - верхняя палата российского парламента и Государственная Дума - в своей нижней палате принимают резолюции по вопросам, относящимся к их компетенции в соответствии с действующей Конституцией.
Совет Федерации принимает, в частности, постановления по вопросам утверждения указов Президента об объявлении военного или чрезвычайного положения, о назначении и освобождении от должности Генерального прокурора России, о назначении выборов Президента Российской Федерации, о назначении судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Согласно Конституции, Государственная Дума принимает постановления по вопросам, связанным с согласием Президента на назначение Председателя Правительства России, решением вопроса о доверии Правительству, назначением и освобождением от должности Председателя Центрального банка России, амнистией и др.
Нормативные правовые акты также следует отличать от актов уточнения или толкования правовых норм. Основное различие между ними заключается в характере, содержании и цели публикации. Если целью правовых актов является установление или изменение содержания правовых норм, то акты уточнения или толкования имеют совершенно иные цели, о чём свидетельствует их название. А именно, они направлены, прежде всего, на разъяснение смысла содержания принимаемых правовых актов, а также пределов ранее установленных норм.
По юридической силе все нормативные акты разделены на две большие группы: законы и нормативные акты.
Типы подзаконных актов:
-
декреты и распоряжения президента (последние, в отличие от первых, принимаются в большей степени по процедурным, текущим вопросам); -
правительственные решения и приказы - акты исполнительного органа государства, обладающего широкой компетенцией по управлению общественными процессами; -
приказы, инструкции, распоряжения министерств и ведомств - акты, регулирующие, как правило, общественные отношения, которые входят в компетенцию данной структуры исполнительной власти; -
решения и постановления органов местного самоуправления; -
решения, приказы, распоряжения местных органов государственного управления; -
нормативные акты муниципальных органов власти; -
Местные правила - правила, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).
В зависимости от особенностей правового статуса субъекта законотворчества все нормативные акты делятся на акты:
-
государственные органы; -
иные социальные структуры (муниципальные органы, профсоюзы, акционерные общества, товарищества и т.д.); -
совместный характер (государственные органы и другие общественные структуры); -
Принято на референдуме.
Типы предписаний в зависимости от области применения:
-
Всё-федерально; -
субъекты Федерации; -
местные органы власти; -
местный.
Существуют также нормативные акты, такие как директивы и правила, которые принимаются международными организациями. Как правило, директивы позволяют государству уточнить формы и методы выполнения своих международных обязательств. Регламенты содержат требования, которые имеют прямое действие.
Судебный прецедент - это часть судебного решения по конкретному делу, содержащая сформулированную судом норму поведения, которая является обязательной для всех, к кому она обращена, в том числе и к судам, при разрешении аналогичных дел.
Судебный прецедент является обязательным не только для нижестоящих судов, но и, в некоторых случаях, для суда, создавшего судебный прецедент.
Прецедент действителен по следующим причинам:
-
Таким образом достигается экономия правового мышления (то, что однажды решено определенным образом, в убеждении, что оно было решено правильно, тогда зачем изобретать что-то во второй раз, не тратьте энергию на новое решение); -
судебный прецедент - средство реализации принципа равенства перед законом (идентичные дела не могут быть решены разными способами, это не только инструмент реализации равенства, но и принцип правовой определенности: предсказуемость поведения судебной власти, если дело разрешено один раз, то другой суд по аналогичному делу сделает то же самое); -
судебный прецедент является свидетельством уважения к институту (в данном случае к суду) для себя (не позволяет ему сегодня отказаться от того, что он признал справедливым вчера).