Файл: Самоходная многоцелевая артиллерийская установка Шторм.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Компоновка САУ
СУ-5
Наиболее распространённые в настоящее время самоходные гаубицы как правило строятся либо на базе лёгких многоцелевых легкобронированных гусеничных машин, либо на базе танковых шасси. Однако и в том и в другом случае компоновка узлов и агрегатов практически одинакова. В отличие от танка, башенная установка орудия располагается не в средней, а в задней части бронекорпуса машины для более удобной подачи боеприпасов с грунта. Соответственно моторно-трансмиссионная группа располагается в средней и передней части бронекорпуса. Из-за расположения трансмиссии в носовой части машины ведущими являются передние колёса (у современных танков, как правило, наоборот — ведущие колеса располагаются сзади). Рабочее место механика-водителя (отделение управления) находится рядом с коробкой передач по центру или левому борту машины, двигатель располагается между отделением управления и боевым отделением. В боевом отделении находится расчёт орудия, боезапас, механизмы и устройства наводки орудия.
ЗСУ по своим компоновочным решениям довольно разнообразны: для них может использоваться как описанный выше вариант компоновочной схемы самоходной гаубицы, так и размещение узлов и агрегатов по танковому образцу. Иногда ЗСУ представляет собой танк, у которого штатная башня заменена на специальную со скорострельными орудиями ПВО и системами наведения. Существуют конструкции на тяжёлых автомобильных шасси, например чешская 152-мм самоходная пушка-гаубица vz.77 «Дана» на шасси автомобиля Tatra-815 с колёсной формулой 8×8.
5. Краткая история развития САУ
Бронекаретка Шумана. Пушечная (57 мм) бронеплатформа с конной тягой болгарской армии времен Первой мировой войны
5.1. Ранний период развития (1914—1939)
германский бронеавтомобиль с 75-мм орудием Круппа. 1915
Британская САУ Первой мировой войны Gun Carrier Mark I (60-фунтовая пушка).
В начале своего развития самоходно-артиллерийские установки представляли широкий конгломерат различных конструктивных идей и их воплощений в металле. На полях сражений Первой мировой войны применялись артиллерийские орудия, установленные на шасси коммерческих грузовиков, сельскохозяйственных
тракторов и даже на гусеничных шасси, приводимых в движение электроэнергией по проводам от внешнего генератора (при ничтожно малых продвижениях в условиях позиционной войны это было неудивительно). Однако развитие танков определило дальнейший ход конструкторских поисков — пришло осознание того факта, что танковая база является наиболее подходящей для монтажа мощных артиллерийских систем. Не были забыты и орудия на небронированных автошасси — в то время они обладали гораздо большей мобильностью, чем тихоходные танки и могли оперативно перебрасываться на наиболее опасные участки боевых действий.
В России проект сверхтяжёлой сильнобронированной САУ для борьбы с укреплениями врага был предложен В. Д. Менделеевым, сыном знаменитого химика Д. И. Менделеева. Этот проект, известный под названием «Танк Менделеева», являлся весьма передовым для своего времени, однако не был воплощён в металле. В Первую мировую и гражданскую войны активно использовались самоходные «противоаэропланные» 76.2-мм орудия Ф. Ф. Лендера на базе грузовиков «Руссо-Балт». Часть из них имела даже частично бронированные кабины.
В 1920-е годы с самоходными артиллерийскими установками активно экспериментировали в Советском Союзе, Германии. Известный танковый конструктор У. Кристи построил ряд прототипов САУ в США. Однако большинство этих проектов можно классифицировать как суррогатные САУ на автомобильных или тракторных шасси — сказывалась нехватка или отсутствие промышленной базы и достаточного количества танков.
В последующее десятилетие СССР и нацистская Германия создали многочисленные танковые силы и появилась возможность задействовать танковые шасси для создания САУ. В СССР создали экспериментальные прототипы тяжёлых САУ СУ-14 на базе тяжёлых танков Т-35 и Т-28, выпустили мелкой серией самоходки непосредственной поддержки пехоты на базе лёгкого танка Т-26 и танкетки Т-27. В Германии для переделки под САУ использовали устаревшие лёгкие танки Pz Kpfw I. В других странах САУ рассматривались как суррогат танков и практически не использовались.
5.2. Вторая мировая война (1939—1945)
Немецкое штурмовое орудие StuG III Ausf G
Sturer Emil. Немецкая тяжёлая 128-мм САУ на шасси VK3001(H) в Бронетанковом музее в Кубинке
Полномасштабный мировой конфликт потребовал от воюющих сторон полного использования всех имеющихся ресурсов. Первой с этим столкнулась Германия — многие устаревшие и трофейные танки были переделаны в САУ, на базе собственных современных машин создавались более дешёвые и простые в производстве самоходно-артиллерийские установки. Широко известны выдающиеся немецкие штурмовые орудия StuG III и StuG IV на базе Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV соответственно; самоходные гаубицы Hummel и Wespe, истребители танков Hetzer, Elefant (до 27 февраля 1944 года назывались «Фердинанд»), «Ягдпантера» и «Ягдтигр». Начиная со второй половины 1944 года выпуск разнообразных САУ в Германии превысил выпуск танков.
Красная Армия встретила войну, не имея крупносерийных самоходок (хотя некоторые исследователи относят тяжёлый танк КВ-2 к штурмовым орудиям). Однако уже в июле 1941 года была построена САУ ЗиС-30, а к концу 1942 года на вооружение поступили первые серийные штурмовые орудия СУ-122. Противоборство с тяжёлой немецкой бронетехникой и укреплениями вызвало к жизни такие образцы советских самоходок, как ИСУ-152 и СУ-100. Все советские САУ того времени (в отличие от сильно специализированных немецких) были универсальными машинами; единственным классом самоходок, в котором не было достойного советского представителя[источник не указан 433 дня], оказались самоходные гаубицы (в их качестве использовались СУ-122 и СУ/ИСУ-152, но нечасто и с большими неудобствами — так как они были штурмовыми орудиями). Модернизированные СУ-100 и ИСУ-152 находились на вооружении Советской Армии ещё два десятка лет после окончания Второй мировой войны.
и :s:Категория:Документы по борьбе с самоходной артиллерией противника.
Англоамериканские конструкторы сосредоточились в большей степени на развитии класса самоходных гаубиц (M7 Priest, М12, Bishop, Sexton) и в несколько меньшей на развитии противотанковых САУ (M10 Wolverine, M18 Hellcat, M36 Jackson, Archer).
5.3. Современный период (1945 — настоящее время)
Комплекс 2С1 «Гвоздика» (122-мм самоходная гаубица).
Развитие концепции основного боевого танка привело к исчезновению класса штурмовых орудий. Многочисленные ракетные противотанковые системы и боевые вертолёты сделали устаревшими истребители танков. Как результат, дальнейшее развитие получили самоходные гаубицы и зенитные самоходные установки. В СССР бурное развитие ракетных технологий негативно сказалось на развитии ствольной артиллерии, но к началу 70-х гг. XX века САУ-заслуженным ветеранам Великой Отечественной войны пришли на смену современные артиллерийские комплексы 122-мм 2С1 «Гвоздика», 152.4-мм 2С3 «Акация» и 2С5 «Гиацинт», 203-мм 2С7 «Пион», 240-мм самоходный миномёт 2С4 «Тюльпан». Дальнейшее развитие привело к созданию самых совершенных советских и российских САУ — авиадесантируемой 120-мм 2С9 «Нона» и 152.4-мм 2С19 «Мста-С». Линию развития ЗСУ продолжили комплексы «Шилка» и «Тунгуска».
Список литературы
1. Артиллерия и ракеты [текст]/ Эрр, Ф. Ж. – Москва: Вече, 1968.
2. Избранные военные произведения [текст]/ Энгельс, Ф. С. – Москва: Воениздат, 1958.
3. Избранные произведения [текст]/ Фрунзе, М. В. – Москва: Воениздат,1959.
4. Современная артиллерия [текст]/Кириллов-Губецкий, И. М., Москва 1933.
1. Белогруд В., Желтоножко О. Мста по-уральски. Борьба за самоходную артиллерию // Арсенал. Военно-промышленное обозрение. - М.: Издательский дом А4, 2010. - Вып. 20. - № 2. - С.86-99. 2. Военное обозрение: https: // topwar.ru/4127-152-mm-samoxodnaya-gaubica-2s19-msta-s.html . Энциклопедия вооружения: http://wot. vsesovety. info/node/85 П
Я Тарасов Ярослав представляю самоходную многоцелевую артиллерийскую установку, которую назвал «Шторм». Самоходная многоцелевая артиллерийская установка это боевая машина, представляющая артиллерийское орудие, смонтированное на самодвижущемся (самоходном) шасси и предназначена для непосредственной огневой поддержки танков и пехоты в бою.
Главной задачей проекта «Шторм», как следует из его развернутого названия, являлось создание перспективной бронированной боевой машины с артиллерийским вооружением. Это изделие предназначается для работы на переднем крае и должно решать ряд основных задач. В первую очередь, его вооружение предназначено для атаки по наземным объектам. При необходимости экипаж может открыть огонь по воздушным целям в ближней зоне.
Изделие «Шторм», представляет собой колесную платформу-бронеавтомобиль, на которой смонтирована башня. Машина очень устойчива, позволяет вести огонь из артустановки в любом направлении не опасаясь раскачивания или опрокидывания. Колеса обеспечивают машине отличную проходимость по различным грунтам и рыхлому снегу. В передней части башни располагаются пара длинноствольных и пара короткоствольных разнокалиберных автоматических пушек. Между автоматическими пушками располагаются пять короткоствольных гранатометных стволов. После выстрела гранат образуется аэрозольная завеса, которая закрывает машину от противника, делая невозможной прицельную стрельбу.
На задней части башни расположены два зенитных реактивных самонаводящих комплекса, предназначенные для уничтожения как воздушных, так и наземных движущихся объектов. Таким образом, автоматические пушки могут дополняться ракетами. Это заметным образом увеличивает зону обстрела установки, а кроме того, фактически создает эшелонированную систему обороны, способную атаковать цели при помощи разных средств.
Для размещения боекомплекта в проекте предусмотрена достаточно крупная платформа. По краю и сзади расположены бронированные ящики для боеприпасов.
Защищенная машина с ракетно-артиллерийским вооружением может использоваться в качестве средства огневой поддержки подразделений и атаковать наземные цели, сохраняя возможности борьбы с летательными аппаратами. Подобную машину можно использовать для сопровождения автоколонн или патрулирования заданных районов. Благодаря бронированию экипаж сможет не опасаться стрелкового оружия противника, а автоматические пушки оставят противнику минимальные шансы.