Файл: 1. понятие и основные черты общества. Виды общественной власти.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 448

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

2. Понятие и основные черты государства.

3. Возникновение государства

4. Формы правления.

5. Формы государственного устройства.

6. политический режим. Виды политических режимов.

7. Развитие типов отечественной государственности.

8. Развитие форм правления в России.

9. Развитие форм государственного устройства в России.

10. Право в системе социальных норм.

11. Нормы права. Структура, виды.

12. Отрасли права.

13. Романо-германская правовая система.

14. Англосаксонская правовая система.

15. Мусульманская правовая система.

16. Источники права.

17. Правоотношения. Виды правоотношений.

18. Правонарушения. Понятие, виды.

19. Виды юридической ответственности.

20. Понятие Конституции. Основные черты Конституции РФ.

21. Конституционные права и свободы человека и гражданина.

22. Избирательное право и избирательная система в РФ.

23. Президент рф избрание и полномочия.

24. Федеральное собрание РФ. Формирование и полномочия

27.Судебная система РФ

27. Юридические лица как субъекты гражданских отношений

28. Гражданское право РФ. Предмет, метод, система, основные принципы.

29. основания приобретения и прекращения права собственности.

30. обязательственные правоотношения. Основания возникновения обязательств.

31. сделки, виды сделок.

32. наследование по закону в РФ

33. наследование по завещанию в РФ.

34. Преступление. состав преступления. виды преступлений.

35. Наказания. Виды уголовных наказаний.

36. назначение наказания: общие принципы. Обстоятельства смягчающие, отягчающие и исключающие преступность деяния.

37. трудовые отношения. Основные принципы регулирования трудовых отношений

38. основные права и обязанности работника и работодателя.

39. индивидуальный трудовой договор. Содержание, заключение, изменение и прекращение индивидуального трудового договора

40. порядок разрешения трудовых споров

41. понятие брака. Заключение и прекращение брака

42. взаимные права и обязанности супругов

43. взаимные права и обязанности родителей и детей

44. формы воспитания детей, оставшихся без родителей

Оглавление



1) социалистическая революция и создание советского государства;

2) переходный период или период НЭПа;

3) период государственно-партийного социализма;

4) период кризиса социализма.

10. Современный период развития демократического государства и становления государства и права Российской Федерации. Его начало связывается с распадом СССР и принятием 12 декабря 1993 г. действующей Конституции РФ

9. Развитие форм государственного устройства в России.



1. Период Древней Руси (X-XV вв.).

Нет оснований утверждать и о существовании единого государства в предшествующий Киевской Руси период. В период «феодальной раздробленности», как явствует из самого его наименования, единого российского государства не существовало. Поэтому и говорить о какой-либо единой форме правления в России в тот период нет смысла.

2. Период Московского государства (XV-XVII вв.).

Период XV-XVII вв. в историю вполне справедливо вошел под названием периода централизованного государства, которое называют еще Московским и Русским (Московским) государством, Московской Русью. По форме государственного устройства Россия в то время — типичное унитарное централизованное государство. Лишь в 1654 г. в составе России появляется первая национальная политическая автономия — Украина. Но это уже был закат Московского государства, преддверие качественно нового этапа в истории России — Российской империи.

3. Период Российской Империи

Следующим большим этапом в истории государства в России, является период империи, или петербургский период. Россия официально провозглашена империей в 1721 г. Однако на самом деле этот этап начинается немного раньше — с самого начала коренных петровских преобразований, с начала XVIII в. В период империи, вплоть до 1917 г., Россия по форме правления продолжает оставаться монархией с постепенным переходом от монархии абсолютной к монархии ограниченной. По форме государственного устройства Российская Империя на всем протяжении своей истории являлась унитарным децентрализованным государством с автономными образованиями (Финляндия, Польша, Бухарский и Хивинский эмираты, Тува).


4. Временного правительства (1917 г.).

К этому этапу непосредственно примыкает, естественным образом вытекая из него, период с февраля по октябрь 1917 г., который часто называют периодом демократической или буржуазно-демократической республики. Это не совсем соответствует действительности. Республикой Россия была официально провозглашена только 1 сентября 1917 г. После отречения Николая II от престола 3 марта 1917 г. Россия юридически оставалась монархией, но без монарха. Провозглашенная в сентябре 1917 г. республика не подходит по своим признакам ни к одной из известных разновидностей республиканской формы правления, основанных на разделении властей. Окончательно вопрос о форме правления в России должен был решиться Учредительным собранием. Форма государственного устройства в этот период, который условно мы назовем периодом Временного правительства, продолжает характеризоваться унитарным децентрализованным государством со все усиливающейся автономизацией национальных окраин.

4. Последующий, советский этап развития государственного механизма характеризуется качественным своеобразием. СССР — федеративное государство, юридически оформившееся в 1923 г. подписанием Договора о создании СССР. Система национально-государственного устройства СССР состояла из Союза ССР и равноправных (суверенных) республик.

5. Конституция 1993 года – Росии – федеративное государство. В состав Российской Федерации входят 85 субъектов



10. Право в системе социальных норм.



Право — совокупность правил поведения (норм), санкционированная государственной властью и обеспечиваемая силой государственного принуждения.

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими социальными нормами как элемент системы социального нормативного регулирования.
1) Мораль

Право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам. Право, как правило, соответствует основным требованиям морали (некоторые нормы непосредственно закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юридическими санкциями), вместе с этим реализация правовых норм и их исполнение во многом обусловлено тем, что люди считают их справедливыми.

Правовые нормы возникают в процессе юридической практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства, в то время как мораль возникает и развивается в процессе практической деятельности людей. Она не связана со структурной организацией общества и неотделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности

2) Обычаи

Нормы права поддерживают обычаи, которые признаются государством юридически значимым и общественно полезным. Такие обычаи наделяются государством юридической силой и в дальнейшем расцениваются как правовые. Нормы права отвергают некоторые обычаи, ограничивают степень их воздействия на общество. В то же время правовые нормы могут безразлично относиться к большинству действующих обычаев, связанных с межличностными отношениями и бытовым поведением людей

3) Религия

В некоторых государствах (например, в странах ислама), где наиболее сильно выражена приверженность религиозным идеям, религия господствует над правом. В других же — государство и, соответственно, право отделены от религии, не оказывая на нее никакого влияния, подобное взаимоотношение является обоюдным. Существуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом


4) Нормы общественных организаций

По формальным признакам нормы общественных организаций похожи на правовые: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. Однако нормы общественных организаций не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением. Предметом регулирования норм общественных организаций являются отношения, не урегулированные юридически

Таким образом, право не является единственным регулятором общественных отношений. Действуя в системе социальных норм, оно выступает только одним из её элементов.


11. Нормы права. Структура, виды.



Норма права: понятие, структура. Виды правовых норм.
1. Понятие нормы права.
Норма права (правовая норма) - формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством. Норма права является первичной единицей права. В свою очередь, совокупность норм права, установленных и санкционированных государством, образуют право в целом, составляют систему права.
2. Признаки нормы права.
Правовые нормы имеют следующие признаки:
Регулирование поведения - нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

Общий характер - неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

Общеобязательность - нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

Формальная определённость - нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты

Первые два признака являются общими для всех социальных норм, остальные являются отличительными признаками именно правовых норм.

3. Структура, элементы правовых норм и способы их изложения.
Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов - гипотезы, диспозиции и санкции (структура "Если - то - иначе").
Гипотеза указывает на адресата нормы, на условия, при которых норма подлежит применению. В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные, причём сложная диспозиция, связывающая действие нормы права с одним из нескольких условий, называется альтернативной.
Диспозиция содержит само правило поведения, она является основным структурным элементом нормы права. По характеру предписания диспозиции подразделяются на:
управомочивающие (предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом);

обязывающие (устанавливающие обязанность совершать определённые действия);

запрещающие (устанавливающие запрет совершать определённые действия).
Санкция указывают на правовые последствия нарушения нормы (как правило, неблагоприятные). По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые, относительно определённые и альтернативные (неопределённые санкции для современного права не характерны).
4. Виды правовых норм.
• по характеру предписываемого поведения:

обязывающие (предписывают совершить определенные дей­ствия, например обязанность платить налоги);

запрещающие (например запрет подвергать других пыткам);

• уполномочивающие (предоставляют определенное право, например право на образование);

• по категоричности предписания:

императивные (представляют собой категорические предписания, допускают один вариант трактовки. Императивными являются нормы уголовного, административного, финансового права);

• диспозитивные (предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность самостоятельного выбора варианта в законных пределах. Этим нормам присуща формула: "если иное не установлено договором". Диспозитивные нормы распространены в гражданском, семейном праве);

• в зависимости от цели:

регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений);

• охранительные (предписания, регулирующие общественные отношения, которые связаны с юридической ответственностью и применением мер государственного принуждения);