Файл: Методические указания для проведения практического занятия по физике.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ”


Методические указания


для проведения практического

занятия

по физике
ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТЬ ТВЕРДЫХ ТЕЛ

для специальностей: 09.02.01, 13.02.11, 15.02.08, 15.01.05


Попов Владимир Федорович

(фамилия. имя. отчество составителя)



Рассмотрены на заседании ПЦК
______________20__ г., протокол № __

ТАМБОВ


2023


Цель работы: изучить температурную зависимость электропроводности кристаллических материалов.

Приборы и принадлежности: электрическая печь с масляным термостатом, омметр, милливольтметр, термопара, образцы материалов.

Методические указания

Электрический ток это направленное движение заряженных частиц. При движении под действием электрического поля E они будут менять свою скорость, а значит и энергию. Поэтому высокую электропроводность (это величина, обратная удельному электрическому сопротивлению) будут иметь лишь такие твердые тела, в которых

- есть большая концентрация заряженных частиц, способных ускоряться под действием поля E;

- частицы могут направленно двигаться с большой скоростью.

Известно деление всех кристаллов по величине удельного электрического сопротивления на три группы - проводники (металлы), полупроводники и изоляторы. Однако такой признак не очень строг и весьма условен. Так, алмаз всегда считался изолятором, но оказывается, что если в природе он окрашен (в голубой или желтый цвет), он ведет себя как полупроводник. Встречаются металлические сплавы с очень большим сопротивлением.

Более надежный способ классификации - изучение температурной зависимости электропроводности кристаллов – здесь наблюдается не количественное
, а качественное различие между проводниками и непроводниками (диэлектриками).

Э


Рис.1.1 Изменение энергии электронов:

а – свободный электрон; б – электрон в отдельном атоме; в – расщепление энергетических уровней при сближении атомов и образовании кристалла.


лектропроводность проводников (металлы) уменьшается с увеличением температуры (электросопротивление растет).

Электропроводность непроводников (к ним относятся полупроводники и изоляторы) возрастает с увеличением температуры.

Как объяснить такое разное поведение этих кристаллических материалов? Для этого необходимо разобраться с закономерностями движения электронов в материалах различного строения.

Если мы рассматриваем так называемый свободный электрон (летит где-то в космосе – под действием случайных силовых полей), то он может иметь любые значения энергии (любая точка на оси энергии, как показано на рис.1.1, а).

В изолированном атоме электрон может иметь лишь дискретные уровни энергии Ei, все остальные значения – запрещены (рис.1.1, б). Это объясняется волновыми свойствами движущейся частицы и условиями устойчивости его орбиты. Стационарной орбитой является лишь та, в периметр которой укладывается целое число длин волн электрона. Тогда электрон на такой орбите можно рассматривать как стоячую волну, которая не передает энергии. Считается, что эти уровни зависят от главного n и орбитального l квантовых чисел. Энергетические уровни, соответствующие различным значениям магнитного m и спинового числа mS, совпадают.

П
Рис.1.2 Зонная структура кристаллов:

а – проводники; б – полупроводники; в - изоляторы

(черными овалами показаны уровни, занятые электронами)

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Рис..2 Зонная структура кристаллов:

а – проводники; б – полупроводники; в - изоляторы

ри образовании кристалла атомы сближаются и их ядра начинают заметно влиять на электроны других атомов, меняя их энергию. При этом происходит расщепление дискретных энергетических уровней в разрешенные зоны. Расстояние и тип кристаллической решетки влияют на зонную структуру материала. Позициями I и II на Рис. 10.1, в показаны варианты зонной структуры полиморфного материала с разным расстоянием между атомами (в положении II две зоны перекрываются, образуя гибридную E

р*., как например в углероде).

Разрешенные энергетические зоны отделены друг от друга запрещенными зонами значений энергии электронов. Разрешенная зона тем шире, чем больше энергия электрона на соответствующем уровне в изолированном атоме. Возможные значения энергии электронов в разрешенной зоне не непрерывны, а квантованы, т.е. дискретны, а общее их число конечно. В кристалле из N атомов одному дискретному значению энергии электрона в изолированном атоме соответствует зона, состоящая из (2l + 1)N дискретных уровней. На каждом из них может находиться не более двух электронов с антипараллельными спинами. Шаг дискретности этих значений энергии для 1 Моля кристаллического вещества (N = 6,02* 1023 атомов) составляет энергию порядка 10-23 электрон-вольт (эв). Для электронов внутренних оболочек атомов вероятность туннельного перехода электрона от одного атома к другому оказывается очень малой. Это связано с уменьшением прозрачности потенциального барьера, в результате чего частота просачивания электрона сквозь потенциальный барьер оказывается ничтожно малой.

В реальном веществе при 0К (-273оС) электронами заполнены не все разрешенные энергетические зоны, а лишь часть, начиная с самой нижней.

Валентной называется наиболее удаленная зона разрешенных значений энергии, которая при абсолютном нуле хотя бы частично заполнена электронами. Именно она определяет многие физические и химические свойства материала.

В зависимости от заполнения электронами валентной зоны кристаллы и делятся на проводники и диэлектрики (Рис. 1.2).

В проводниках (Рис. 1.2,а) валентная зона заполнена электронами не полностью, поэтому при воздействии на них даже самого слабого электрического поля электроны могут ускоряться в нем и переходить на более высокие уровни. Поэтому в проводниках валентная зона V одновременно является зоной проводимости C (расположенные выше следующая разрешенная и запрещенная зоны совершенно не влияют на электропроводность!).

В


Рис. 1.3 Зависимость сопротивления

твердых тел от температуры:

1 – металлы;

2 – полупроводники и

диэлектрики


непроводниках (к ним относятся полупроводники и изоляторы) все разрешенные уровни валентной зоны V заполнены полностью электронами (Рис.2, б, в), а до свободных уровней в следующей разрешенной зоне отделяет барьер Eg = Ec -Ev , где Eg – ширина запрещенной зоны; EC – дно зоны проводимости; Eυ – потолок валентной зоны. Поэтому при 0К (-273 оС) и полупроводник и изолятор не могут пропускать электрический ток - при этой температуре в них нет электронов, способных ускоряться в электрическом поле.

Что происходит при нагревании диэлектриков до температуры T>0K? Сообщаемое тепло увеличивает энергию атомов и электронов. Средняя энергия тепловых колебаний кристаллической решетки Q kT, где k –постоянная Больцмана, но благодаря флуктуациям электрон может случайно получить и больше.

Если она окажется больше ширины запрещенной энергии Q > Eg , то электрон, находящийся в валентной зоне V, может перескочить на свободный энергетический уровень в зоне проводимости C (Рис.1.2, б, в). Здесь он уже сможет увеличивать свою энергию, а значит, станет электроном, участвующим в электрическом токе (такую заряженную частицу называют электроном проводимости n). Одновременно с этим под действием термической активации в валентной зоне появляется свободный энергетический уровень, который может занять (ускоряясь электрическим полем) другой электрон. При этом свободный энергетический уровень (его называют дырка p) , будет двигаться вниз по энергии.

Таким образом, проводимость у полупроводников возникает лишь в результате возбуждения электронов, что означает перевод электронов из валентной зоны в зону проводимости. Это может осуществляться путем нагрева или облучения. Изоляторы лишь количественно отличаются от полупроводников – в них ширина запрещенной зоны намного больше и для образования электронно-дырочной пары требуется очень большая энергия.

Удельная проводимость полупроводника описывается соотношением

, (1.1)
где niирiконцентрации электронов и дырок в собственном полупроводнике, n, p – их подвижности, характеризующие скорость направленного движения заряженных частиц по действием электрического поля.

Увеличение электрического сопротивления проводников с ростом температуры нельзя объяснить с помощью зонной теории. Для этого надо разобраться с понятием подвижности заряженных частиц. В отсутствие электрического поля электроны в зоне проводимости (а концентрация их в проводнике велика) движутся хаотично. Этому есть две причины –

  • тепловые колебания атомов в узлах решетки приводят к случайному рассеянию (изменению движения электронов и по величине и по направлению);

  • различные дефекты структуры реального кристалла искажают строгую периодичность его потенциального поля.

Хаотическое движение заряженных частиц не исчезает при помещении материала в электрическое поле и мешает их направленному движению, уменьшая их подвижность, а значит и электропроводность проводника. Такие же процессы идут и в непроводниках, однако в них с ростом температуры быстрее растет концентрация электронов и дырок проводимости. Поэтому в диэлектриках влияние хаотичности движения сказывается на подвижности зарядов лишь при температурах, близких к плавлению (Рис. 1.3).

Дефекты также влияют на удельное электрическое сопротивление полупроводников – они могут создавать в запрещенной зоне дополнительные энергетические уровни, которые будут облегчать появление в непроводниках электронов проводимости или дырок, тем самым, увеличивая их электропроводность.

Порядок выполнения работы


  1. Установить образцы проводника и полупроводника в измерительную кассету и поместить в ванну термостата (рис. 1.4).




Рис. 1.4 Схема установки для изучения электропроводности материалов:

1, 2 – образцы, 3 – печь, 4 – милливольтметр, 5 – ключ, 6 - омметр





  1. Включить омметр и милливольтметр, дать им прогреться в течение 10 – 15 мин. Провести несколько измерений электросопротивления при комнатной температуре, проверить стабильность показаний омметра.