Файл: Контрольная работа вариант 10 Порядковый номер 11 Рядовой полиции Специальное звание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дисциплинарное принуждение, применяемое должностными лицами к совершившим правонарушение и влекущее неблагоприятные для них последствия.
Необходимо отметить, что состояние наказанности – это особое правовое состояние лица, нарушившего дисциплину. Для различных субъектов, на которых распространяется данный вид ответственности, нормативно предусмотрен разный перечень правовых последствий, которые поддерживают это состояние.
Для того, чтобы сформулировать более полное общее понятие дисциплинарной ответственности и раскрыть ее сущность, необходимо определить ее основные особенности.
Первой особенностью дисциплинарной ответственности является широкий круг нормативно-правовых актов, регулирующих материально-правовые и процессуально-правовые составляющие дисциплинарной ответственности.
Здесь необходимо отметить, что правовые проблемы дисциплинарной ответственности многоаспектны, носят межотраслевой характер и находятся на стыке ряда юридических наук, а частности, наук административного и трудового права.
Обращаясь к нормам трудового законодательства, необходимо отметить, что в Трудовом кодексе России имеется отдельный раздел, посвященные трудовому распорядку и дисциплине труда. Вместе с тем, данные нормы распространяются далеко не на всех субъектов данного вида ответственности. Дело в том, что отдельные категории работников, в соответствии с частью 5 статьи 192 Трудового кодекса России, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с уставами и положениями о дисциплине. К таковым, к примеру, относятся: работники организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии; сотрудники органов внутренних дел; сотрудники таможенной службы; работники рыбопромыслового флота; работники морского транспорта; работники железнодорожного транспорта; государственный гражданский служащий; военнослужащий; судья Конституционного Суда России; судьи, прокуроры и другие1.
Второй особенностью, характерной именно дисциплинарной ответственности и отличающей ее, например, от административной или уголовной ответственности, является наличие служебной подчиненности.
В каждом конкретном случае (в зависимости от субъектов ответственности и нормативно-правового акта, являющегося правовым основанием привлечения к ней) лица, обладающие полномочиями применять дисциплинарные взыскания, называются по-разному. Для военнослужащих – это командиры (начальники), для государственного гражданского служащего –
представитель нанимателя, для сотрудника органов внутренних дел – руководители (начальники) и т.п. Здесь также необходимо указать, что законодательством в отдельных случаях предусмотрено дифференцирование полномочий лиц, обладающих правом применять дисциплинарное взыскание. Примером может послужить Приказ МВД России от 06.05.2013 № 241 «О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации»(вместе с «Порядком применения к сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации мер поощрения»), в котором содержится перечень руководителей (начальников) системы Министерства внутренних дел Российской Федерации и соответствующих им прав по применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий в отношении подчиненных сотрудников.
Третьей особенностью дисциплинарной ответственности является наличие специфического основания. По общему правилу, дисциплинарная ответственность наступает за совершение дисциплинарного проступка. Вместе с тем, статьей 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрено, что за ряд административных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. Таким образом, основанием дисциплинарной ответственности может стать не только совершение дисциплинарного проступка, но и административного правонарушения.
В отличие от понятия дисциплинарной ответственности, действующее законодательство содержит понятие дисциплинарного проступка. Нужно отметить, что оно не единственное и различается в зависимости от субъекта привлечения к дисциплинарной ответственности1.
Ст. 192 Трудового кодекса России содержит понятие дисциплинарного проступка, которым признается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, за совершение которого работодатель имеет право применить предусмотренные Трудовым кодексом России дисциплинарные взыскания.
Для военнослужащих таковым признается противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.
Для сотрудников органов внутренних дел дисциплинарным проступком является нарушение служебной дисциплины, которым признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав. Как видно, законодатель предусмотрел для сотрудников органов внутренних дел очень широкое понятие основания наступления дисциплинарной ответственности.
Следующей (четвертой) особенностью дисциплинарной ответственности является наличие особого вида наказаний, характерных для этого данного ответственности. Таким наказанием является дисциплинарное взыскание.
Несмотря на то, что законом не оговорено, что дисциплинарное взыскание является мерой дисциплинарной ответственности, тем не менее, невозможно считать факт привлечение работника (служащего) к дисциплинарной ответственности свершившимся без применения к нему законодательно установленного дисциплинарного взыскания. Личные беседы, устные замечания, обсуждения на совещаниях и прочие меры воздействия на дисциплину, которые не указаны в соответствующем нормативно-правовом акте в качестве дисциплинарного взыскания, не могут являться таковыми и, следовательно, не свидетельствуют о привлечении к дисциплинарной ответственности.
В каждом из указанных выше нормативно-правовых актах, регламентирующих основание и порядок привлечения разного круга лиц к дисциплинарной ответственности, содержится исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий. Каждый из них закрытый и расширительному толкованию не подлежит. Из содержания дисциплинарных взысканий в целом видно, что многие из них (замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном должностном или служебном соответствии) не влекут существенного изменения правового статуса лица, в отношении которого они применяются, за исключением необходимости нести такие негативные правовые последствия, как лишение премии, не присвоение чина, очередного специального звания и т.п.
Пятой особенностью дисциплинарной ответственности является тот факт, что работник (служащий) после применения к нему мер дисциплинарного взыскания оказывается в особом правовом состоянии, характеризующимся наличием неблагоприятных правовых последствий. Для лучшей иллюстрации данного правового состояния, обратимся, например, к законодательству о службе в органах внутренних дел.
К сотруднику органов внутренних дел (если не рассматривать дополнительно курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России) могут быть применены такие взыскания как замечание выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел. Следует обратить внимание на то, что на первый взгляд замечание, выговор, строгий выговор и предупреждение о неполном служебном соответствии носят моральный характер и не изменяют правового положения сотрудника органов внутренних дел. Вместе с тем, это не совсем так. Действительно, замечание и выговор – очень близкие по характеру и правовым последствиям дисциплинарные взыскания. В науке были предложения о преобразования данных видов взысканий в одно (например, выговора), либо обозначении для каждого из них различных правовых последствий.
Вместе с тем, продолжая рассуждать о правовым последствиях наложенного дисциплинарного взыскания, необходимо обозначить, что, в соответствии с п. 32 Приказа МВД России от 31 января 2013 г. № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», сотрудникам, имеющим дисциплинарное взыскание «строгий выговор», «предупреждение о неполном служебном соответствии», премия не выплачивается в течение одного месяца со дня их привлечения к дисциплинарной ответственности. Это правило распространяется также и на сотрудников, имеющих дисциплинарное взыскание в виде «перевод на нижестоящую должность». Кроме этого, в соответствии с п. 4 ст. 45 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», присвоение очередного специального звания приостанавливается до окончания действия взыскания в случае применения любого из перечисленных дисциплинарных взысканий
, кроме замечания.
Еще одним правовым последствием является обстоятельство, закрепленное в п. 4 ст.50 вышеназванного закона. Фамилия сотрудника, имеющего взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии и перевод на нижестоящую должность, исключается из книги почета или доски почета.
В соответствии с п. 12 Приказа МВД РФ от 10.01.2012 № 1 «Об утверждении Инструкции о порядке присвоения квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» к испытаниям на присвоение квалификационных званий допускаются лишь те сотрудники, которые не имеют дисциплинарных взысканий.
Этот далеко не исчерпывающий перечень правовых последствий применения мер, которые на первый взгляд, несут лишь моральные последствия для нарушителя, свидетельствует о том, что дисциплинарная ответственность не заканчивается вместе с фактом назначения того или иного вида взыскания. Представляется, что ни один вид юридической ответственности не обладает таким объемом «скрытых» правовых последствий, которые ощущает на себе нарушитель дисциплины. Эти последствия «растворены» в законодательстве и для того, чтобы их найти, необходимо тщательно изучить не один нормативно-правовой акт, регламентирующий прохождение службы.
Подводя итог вышесказанному, можно сформулировать понятие дисциплинарной ответственности. Дисциплинарная ответственность – это вид юридической ответственности, материально-правовая и процессуально-правовая составляющие которой определены широким перечнем нормативно-правовых актов в зависимости от вида работников (служащих), заключающаяся в применении в порядке служебного подчинения уполномоченным субъектом законодательно предусмотренного вида дисциплинарного взыскания за совершенный дисциплинарный проступок или за административное правонарушение в соответствии со ст. 2.5 КоАП России и порождающая особое правовое состояние, характеризующееся наличием неблагоприятных правовых последствий для правонарушителя1.
Дело по административном правонарушении уполномочена возбудить в данном случае полиция в соответствии с частью 2 пункт 1 КоАП РФ Статья 28.3. «Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях».
Рассматривать дело будет мировой судья.
В соответствии со ст.7.27 КоАП РФ, наказание за мелкое хищение Мурапаеву грозит в виде административного ареста, или штрафа в пятикратном размере стоимости похищенного, но не менее 1 000 рублей.
Необходимо отметить, что состояние наказанности – это особое правовое состояние лица, нарушившего дисциплину. Для различных субъектов, на которых распространяется данный вид ответственности, нормативно предусмотрен разный перечень правовых последствий, которые поддерживают это состояние.
Для того, чтобы сформулировать более полное общее понятие дисциплинарной ответственности и раскрыть ее сущность, необходимо определить ее основные особенности.
Первой особенностью дисциплинарной ответственности является широкий круг нормативно-правовых актов, регулирующих материально-правовые и процессуально-правовые составляющие дисциплинарной ответственности.
Здесь необходимо отметить, что правовые проблемы дисциплинарной ответственности многоаспектны, носят межотраслевой характер и находятся на стыке ряда юридических наук, а частности, наук административного и трудового права.
Обращаясь к нормам трудового законодательства, необходимо отметить, что в Трудовом кодексе России имеется отдельный раздел, посвященные трудовому распорядку и дисциплине труда. Вместе с тем, данные нормы распространяются далеко не на всех субъектов данного вида ответственности. Дело в том, что отдельные категории работников, в соответствии с частью 5 статьи 192 Трудового кодекса России, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с уставами и положениями о дисциплине. К таковым, к примеру, относятся: работники организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии; сотрудники органов внутренних дел; сотрудники таможенной службы; работники рыбопромыслового флота; работники морского транспорта; работники железнодорожного транспорта; государственный гражданский служащий; военнослужащий; судья Конституционного Суда России; судьи, прокуроры и другие1.
Второй особенностью, характерной именно дисциплинарной ответственности и отличающей ее, например, от административной или уголовной ответственности, является наличие служебной подчиненности.
В каждом конкретном случае (в зависимости от субъектов ответственности и нормативно-правового акта, являющегося правовым основанием привлечения к ней) лица, обладающие полномочиями применять дисциплинарные взыскания, называются по-разному. Для военнослужащих – это командиры (начальники), для государственного гражданского служащего –
представитель нанимателя, для сотрудника органов внутренних дел – руководители (начальники) и т.п. Здесь также необходимо указать, что законодательством в отдельных случаях предусмотрено дифференцирование полномочий лиц, обладающих правом применять дисциплинарное взыскание. Примером может послужить Приказ МВД России от 06.05.2013 № 241 «О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации»(вместе с «Порядком применения к сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации мер поощрения»), в котором содержится перечень руководителей (начальников) системы Министерства внутренних дел Российской Федерации и соответствующих им прав по применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий в отношении подчиненных сотрудников.
Третьей особенностью дисциплинарной ответственности является наличие специфического основания. По общему правилу, дисциплинарная ответственность наступает за совершение дисциплинарного проступка. Вместе с тем, статьей 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрено, что за ряд административных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. Таким образом, основанием дисциплинарной ответственности может стать не только совершение дисциплинарного проступка, но и административного правонарушения.
В отличие от понятия дисциплинарной ответственности, действующее законодательство содержит понятие дисциплинарного проступка. Нужно отметить, что оно не единственное и различается в зависимости от субъекта привлечения к дисциплинарной ответственности1.
Ст. 192 Трудового кодекса России содержит понятие дисциплинарного проступка, которым признается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, за совершение которого работодатель имеет право применить предусмотренные Трудовым кодексом России дисциплинарные взыскания.
Для военнослужащих таковым признается противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.
Для сотрудников органов внутренних дел дисциплинарным проступком является нарушение служебной дисциплины, которым признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав. Как видно, законодатель предусмотрел для сотрудников органов внутренних дел очень широкое понятие основания наступления дисциплинарной ответственности.
Следующей (четвертой) особенностью дисциплинарной ответственности является наличие особого вида наказаний, характерных для этого данного ответственности. Таким наказанием является дисциплинарное взыскание.
Несмотря на то, что законом не оговорено, что дисциплинарное взыскание является мерой дисциплинарной ответственности, тем не менее, невозможно считать факт привлечение работника (служащего) к дисциплинарной ответственности свершившимся без применения к нему законодательно установленного дисциплинарного взыскания. Личные беседы, устные замечания, обсуждения на совещаниях и прочие меры воздействия на дисциплину, которые не указаны в соответствующем нормативно-правовом акте в качестве дисциплинарного взыскания, не могут являться таковыми и, следовательно, не свидетельствуют о привлечении к дисциплинарной ответственности.
В каждом из указанных выше нормативно-правовых актах, регламентирующих основание и порядок привлечения разного круга лиц к дисциплинарной ответственности, содержится исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий. Каждый из них закрытый и расширительному толкованию не подлежит. Из содержания дисциплинарных взысканий в целом видно, что многие из них (замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном должностном или служебном соответствии) не влекут существенного изменения правового статуса лица, в отношении которого они применяются, за исключением необходимости нести такие негативные правовые последствия, как лишение премии, не присвоение чина, очередного специального звания и т.п.
Пятой особенностью дисциплинарной ответственности является тот факт, что работник (служащий) после применения к нему мер дисциплинарного взыскания оказывается в особом правовом состоянии, характеризующимся наличием неблагоприятных правовых последствий. Для лучшей иллюстрации данного правового состояния, обратимся, например, к законодательству о службе в органах внутренних дел.
К сотруднику органов внутренних дел (если не рассматривать дополнительно курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России) могут быть применены такие взыскания как замечание выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел. Следует обратить внимание на то, что на первый взгляд замечание, выговор, строгий выговор и предупреждение о неполном служебном соответствии носят моральный характер и не изменяют правового положения сотрудника органов внутренних дел. Вместе с тем, это не совсем так. Действительно, замечание и выговор – очень близкие по характеру и правовым последствиям дисциплинарные взыскания. В науке были предложения о преобразования данных видов взысканий в одно (например, выговора), либо обозначении для каждого из них различных правовых последствий.
Вместе с тем, продолжая рассуждать о правовым последствиях наложенного дисциплинарного взыскания, необходимо обозначить, что, в соответствии с п. 32 Приказа МВД России от 31 января 2013 г. № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», сотрудникам, имеющим дисциплинарное взыскание «строгий выговор», «предупреждение о неполном служебном соответствии», премия не выплачивается в течение одного месяца со дня их привлечения к дисциплинарной ответственности. Это правило распространяется также и на сотрудников, имеющих дисциплинарное взыскание в виде «перевод на нижестоящую должность». Кроме этого, в соответствии с п. 4 ст. 45 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», присвоение очередного специального звания приостанавливается до окончания действия взыскания в случае применения любого из перечисленных дисциплинарных взысканий
, кроме замечания.
Еще одним правовым последствием является обстоятельство, закрепленное в п. 4 ст.50 вышеназванного закона. Фамилия сотрудника, имеющего взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии и перевод на нижестоящую должность, исключается из книги почета или доски почета.
В соответствии с п. 12 Приказа МВД РФ от 10.01.2012 № 1 «Об утверждении Инструкции о порядке присвоения квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» к испытаниям на присвоение квалификационных званий допускаются лишь те сотрудники, которые не имеют дисциплинарных взысканий.
Этот далеко не исчерпывающий перечень правовых последствий применения мер, которые на первый взгляд, несут лишь моральные последствия для нарушителя, свидетельствует о том, что дисциплинарная ответственность не заканчивается вместе с фактом назначения того или иного вида взыскания. Представляется, что ни один вид юридической ответственности не обладает таким объемом «скрытых» правовых последствий, которые ощущает на себе нарушитель дисциплины. Эти последствия «растворены» в законодательстве и для того, чтобы их найти, необходимо тщательно изучить не один нормативно-правовой акт, регламентирующий прохождение службы.
Подводя итог вышесказанному, можно сформулировать понятие дисциплинарной ответственности. Дисциплинарная ответственность – это вид юридической ответственности, материально-правовая и процессуально-правовая составляющие которой определены широким перечнем нормативно-правовых актов в зависимости от вида работников (служащих), заключающаяся в применении в порядке служебного подчинения уполномоченным субъектом законодательно предусмотренного вида дисциплинарного взыскания за совершенный дисциплинарный проступок или за административное правонарушение в соответствии со ст. 2.5 КоАП России и порождающая особое правовое состояние, характеризующееся наличием неблагоприятных правовых последствий для правонарушителя1.
Задача
Дело по административном правонарушении уполномочена возбудить в данном случае полиция в соответствии с частью 2 пункт 1 КоАП РФ Статья 28.3. «Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях».
Рассматривать дело будет мировой судья.
В соответствии со ст.7.27 КоАП РФ, наказание за мелкое хищение Мурапаеву грозит в виде административного ареста, или штрафа в пятикратном размере стоимости похищенного, но не менее 1 000 рублей.