Файл: Пояснительная записка особенности программы ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Преподавание курса История России с xvi до конца xvii в..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Особенности программы — ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности.
Преподавание курса «История России с XVI до конца XVII в.» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности ее развития и черты сходства с другими странами.
Курс «История Нового времени. 1500-1800» формирует общую картину истории развития человечества, представления об общих и ведущих процессах, явлениях, понятиях в период с 1500 до 1800 годов. Так как на «Всеобщую историю» выделяется сравнительно небольшой объём времени, акцент делается на наиболее значительные процессы, помогающие прежде всего понимать и объяснять современное мироустройство. Курс даёт возможность осознать огромную роль Нового времени, без которого невозможно представить современную цивилизацию.
Преподавание курса «История России с конца ХVI до конца XVII века» предполагает детальное изучение исторического пути России, глубокое понимание его противоречивых процессов, различных трактовок этих процессов. Интегративный курс истории в 7 классе помогает понять место России в истории человечества, увидеть особенности её развития и сходные черты с другими странами.
Цель и задачи курса «История России» и «История Нового времени»
Целью изучения истории России в современной школе является — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи: овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями толерантности в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Цель изучения всеобщей истории в основной школе:
- формирование целостной картины мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов;
- осознание значимости исторического знания для понимания современного места и роли России в мире, важности вклада каждого народа, его культуры в общую мировую историю;
- формирование личностной позиции на основе осмысления исторического опыта человечества.
Задачи изучения всеобщей истории в основной школе:
- формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной само-
идентификации личности;
- овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической и духовной сферах;
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять свое отношение к ней, аргументировать свое мнение.
Общая характеристика предмета «История России» и «История Нового времени»
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 7 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.
В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.
Содержание курса истории Нового времени соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по истории и ориентирует на реализацию многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность всеобщей истории, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории. Эти знания создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других народов и культур.
Источник
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937).
• Федеральный перечень учебников, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
• Авторская программа основного общего образования по истории России 7 класс. Авторы Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович – М.: Просвещение , 2016 г.
• Авторская программа основного общего образования по истории Нового времени 7 класс. Авторы А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина – М.: Просвещение, 2013 г.
• Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ по учебным предметам МКОУ «Юстинская СОШ», утв. приказом №
• Учебный план МКОУ «Юстинская СОШ», утв. Приказом №
Предмет «История» в 7 классе включает два курса: курс «История России» изучается 40 часов, «Всеобщая история» (история Нового времени) 28 часов. Предполагается последовательное изучение двух курсов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
История России (40 часов)
Вводный урок «Введение» (1 ч.)
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории.
Глава I. Россия в XVI в. (13 ч.)
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства. Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники. Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа. Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства. Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в. Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война. Полиэтнический характер населения Московского царства.
Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий. Россия в системе европейских международных отношений в XVI в. Культурное пространство. Культура народов России в XVI в. Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.
Глава II. Смутное время. Россия при первых Романовых. (15 ч.)
Россия и Европа в начале XVII в. Смутное время, дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени. Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества. Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур. Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина. Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири.
Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения. Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.
Культурное пространство. Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести - Куранты». Русские географические открытия XVII в. Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири.