ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство культуры Российской Федерации

Филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств» в г. Архангельске



















РЕФЕРАТ


По дисциплине: Всеобщая история

На тему: «Кир II Великий»





Выполнила: Бровина Татьяна Александровна,

студентка 2 курса факультета «Культурология»


Проверил: Фельдт А.Е.,

кандидат исторических наук, доцент











Архангельск, 2011





Введение



«К востоку от залива Кара-Богаз-Гол есть место, которое издревле зовется Пиром Мертвых. Оно ничем не примечательно для глаз - те же пустынные холмы, что и вокруг. Однако местные жители боятся его и всегда обходят стороной. По легенде, каждую ночь сюда приходит пировать тысяча мертвых воинов. Их трапеза продолжается до утра, до того часа, когда в небе запоет первый жаворонок. Тот из живых людей, кто осмелится прийти до рассвета на это место, вскоре обязательно погибнет. Порой здесь находили золотые и серебряные блюда и сосуды. Однако жители считают, что эти дорогие вещи принесут несчастье тому, кто унес их со стола, за который садятся мертвецы.

Археологические раскопки, проведенные в этом месте, завершились сенсационными открытиями. Было обнаружено несколько тысяч бесценных предметов персидской чеканки шестого века до нашей эры. Более того, легенда о великом пире как бы подтвердилась: все найденные неглубоко под землей блюда были некогда уложены тремя ровными полосами длиной около двухсот метров. Можно подумать, что некогда те блюда и сосуды были выставлены посреди пустыни для грандиозной трапезы. В сотне метров к югу было обнаружено также большое захоронение - некое подобие братской могилы, - в котором найдены останки нескольких тысяч воинов. Судя по оружию и браслетам, там были погребены персы из отряда царских телохранителей, которых именовали «бессмертными».


Так возникла гипотеза о том, что Пир Мертвых - поле битвы, на котором войска персидского царя Кира Великого сражались против кочевников-массагетов. Согласно истории, в той битве персы потерпели поражение, а сам царь Кир Второй, Ахеменид, погиб.

Эту гипотезу подтвердила еще более сенсационная находка археологов. Небольшой пологий холм, расположенный немногим севернее Пира Мертвых, оказался курганом, под которым была погребена знатная женщина из массагетского племени. Вместе с ней в погребении было оставлено множество обережных амулетов и особый кинжал, применявшийся только для жертвоприношений. Судя по этим предметам, женщина принесла себя в жертву богам.

Однако самыми поразительными предметами, изумившими археологов, были пять золотых сосудов, запечатанных смолой. В каждом из сосудов хранился свиток пергамента, содержавший своего рода воспоминания разных людей о царе Кире. Пять свитков были написаны на арамейском языке, и только один, самый короткий, - на древнеперсидском, причем с большими ошибками.

Эти удивительные записки проливают свет на жизнь легендарного и, пожалуй, самого загадочного властителя древности» (С.А. Смирнов. «Кир Великий. Царь горы, или Тайна Кира Великого»).

Из всех загадок древней истории Кир, остается, возможно, самой непостижимой загадкой. Что произошло после Кира Ахеменида, со всеми подробностями изложено в летописях, но там ничего не говорится о нем самом. Он появляется ниоткуда, хотя после себя оставляет первое упорядоченное государство, охватывающее весь мир. С собой он приносит новую идею - если не идеал - и каким-то образом поворачивает течение истории, чтобы положить конец древнему миру халдейского Ура, фараонов, Ашшура и Вавилона.

Легенда
О происхождении, детских и юношеских годах создателя великой Персидской державы Кира II существовало несколько противоречивых свидетельств. История Кира вскоре обросла легендами.

В основном биография Кира известна из «Истории» Геродота. Некоторую полезную информацию можно почерпнуть также у древнего греческого историка Ктесия, жившего при персидском дворе в V в. до н. э., и в книгах Ветхого Завета. Оригинальные источники малочисленны. Кроме цилиндра с воззванием Кира к вавилонянам, сохранилось лишь несколько частных вавилонских документов, которые помогают вести хронологию событий.

По свидетельству Геродота, отцом Кира был персидский царь Камбис I (Камбуджия I), a матерью - Мандана, дочь мидийского царя Астиага (Иштувегу), которому тогда подчинялись персы. Однажды Астиагу привиделся страшный сон: его дочь присела в дворцовом саду помочиться и в одно мгновение испустила из себя такое количество жидкости, что во всей Азии начался настоящий потоп, а царский дворец и вовсе исчез под волнами мочи. Царь в своем сне стал захлебываться, замахал руками и, свалившись со своего широкого ложа, больно ударился боком об яшмовую ступень. Он тут же вызвал к себе своих жрецов, которые у мидян именуются магами, и потребовал растолковать сон. Маги переговорили между собой и сказали царю: «Повелитель, радуйся! Дитя, рожденное твоей дочерью, обретет в недалеком будущем такое могущество, что будет править всей Азией».



Царь Астиаг поразмышлял над этой «радостной вестью» и, как говорят, устрашился. Когда Мандана выросла и ей пришла пора выходить замуж, царь решил не отдавать ее за любого мидянина, имевшего высокое происхождение. В горных окраинах его царства обитали родственные мидянам племена персов. Персы говорили на одном с мидянами языке, а правили ими люди из рода Ахемена. И вот Астиаг надумал выдать свою дочь за Камбиса, который приходился двоюродным братом тогдашнему правителю персов, Аршаму, и отличался очень кротким нравом. Этот Камбис, унаследовав власть от своего отца, Куруша Первого, сам отказался от тиары в пользу своего родича. Астиаг решил, что человек столь не честолюбивый и, значит, покорный подходит ему в зятья как нельзя лучше.

Едва в царском дворце Эктабан сыграли свадьбу, как мнительного Астиага поразил новый сон. Он увидел, как из чрева Манданы быстро вырастает огромное плодовое дерево и его ветви раскидываются над всей Азией. Маги-снотолкователи вновь «обрадовали» своего повелителя: «Царь!- сказали они. - Недалек тот день, когда сын твоей дочери станет властелином самой великой на земле державы!». Астиаг же испугался, что младенец, едва появившись на свет, свергнет его с трона, что во дворце уже теперь зреет заговор против него, и надумал погубить младенца.

Эту задачу он возложил на своего сановника Гарпага. В свою очередь, Гарпаг передал ребенка пастуху Митридату, одному из рабов Астиага, и повелел оставить его в горах, где было полно диких зверей. Но когда Митридат принес младенца в свою хижину в горах, он узнал, что его жена только что родила мертвого ребенка. Пастух с женой решили воспитать царского сына, как своего, а мертвого ребенка оставили в уединенном месте в горах, одев его в роскошные одежды внука Астиага. После этого Митридат доложил Гарпагу, что он исполнил его приказ. Гарпаг же, послав верных людей осмотреть труп младенца и похоронить его, убедился, что это действительно так. Таким образом, детство Кира прошло среди царских рабов. Однажды, когда мальчику уже было десять лет, он во время игры с детьми был избран царем. Но сын одного знатного мидийца отказался повиноваться ему, и Кир наказал его побоями. Отец этого мальчика, Артембар, пожаловался Астиагу, что его раб бьет детей царских сановников. Кир был приведен для наказания к Астиагу, у которого сразу возникли подозрения, что перед ним его внук, так как он заметил в нем черты фамильного сходства. И действительно, допросив под угрозой пыток Митридата, Астиаг узнал правду. Тогда он жестоко наказал Гарпага: пригласил его на обед и тайно угостил мясом собственного сына. Затем Астиаг снова обратился к магам с вопросом, грозит ли ему еще опасность со стороны внука. Те ответили, что сновидение уже сбылось, поскольку Кир был избран царем во время игры с детьми, и поэтому больше бояться его не надо. Тогда Астиаг успокоился и отослал внука в Персию к его родителям.


Конечно, это всего лишь легенда, которая имеет лишь незначительную правдивую основу. Но и сам Геродот не выдавал свою версию как единственную. Он говорил, что существует ещё четыре других.
Часть I
Прежде всего, надо сказать пару слов о предках Кира Великого. Он был сыном Камбиса I из династии Ахеменидов, основанной легендарным Ахеменом, ведущего клана в персидском племени пасаргадов. Ещё Набонид титуловал Кира царём Аншана. Это же делали и вавилонские жрецы, составлявшие так называемую хронику Набонида и Кира. В своем воззвании к вавилонянам сам Кир называл «царями Аншана» своих предков: «Я - Кир… сын Камбиса, великого царя, царя города Аншана, внук Кира, великого царя, царя города Аншана, потомок Теиспа, великого царя, царя города Аншана». Поэтому, на мой взгляд, одно только происхождение Кира и его следование по пути своих предков, не оставляло сомнений, что это будет великий человек.

Киром его назвали в честь деда. Имя это означало «пастух» - кураш, на их языке. Но оно вовсе не означало, что мальчику предназначалось пасти овец. Точный год рождения Кира неизвестен. Считается, что он появился на свет на отрезке времени от 600 до 590 года до н. э., наиболее вероятно в 593 году до н. э.

Поскольку мать мальчика умерла вскоре после его появления на свет, семья собралась и решила, что это место приносит несчастье, а поэтому им следовало бы поискать новые пастбища. Но отец Кира, Камбис, принял решение остаться, ведь в долине хорошо и лошадям и людям - она просто сущий рай.

Кир рос среди горцев, не сомневавшихся в своем превосходстве над жителями лежавшей ниже равнины. В возрасте пяти или шести лет, когда мальчики с низины продолжали лепить игрушки из глины, он уже приучился ездить верхом. Вместе со своими двоюродными братьями и сестрами он взбирался на спину неоседланной лошади; дети держались за гриву или цеплялись друг за друга. Они сразу увидели, что пешком передвигаются лишь пленники да старики. Непрестанная верховая езда приучила их совершать довольно долгие путешествия и во всех смыслах свысока смотреть на тех, кто ходит по земле пешком. Я думаю, что это достаточно важный момент, так как впоследствии Кир создаст сильную армию, в которой главным родом войск будет конница.

Киру никогда не позволяли забывать, что он ариец, всадник и завоеватель. Он слушал гимны солнцу и семи звездам, охранявшим северное небо, впитывал мудрость врачевания растущими травами и мудрость цифр, должен был в уме решать численные задачи и отвечать на хитроумные загадки. Старшие юноши, уже носившие меч, проливали свет на всю эту учебу: «Действительно важно, - говорили они, - хорошо ездить верхом, метко стрелять и говорить правду».


Подрастая, Кир старался сохранить простые и строгие законы своих арийских предков, о которых не без удивления повествует Геродот: «Главная доблесть персов - мужество…Детей с пяти до двадцатилетнего возраста они обучают только трем вещам: верховой езде, стрельбе из лука и правдивости…У них даже сам царь не имеет права казнить человека за проступок до рассмотрения его вины…По утверждению персов, у них не было случаев убиения родного отца или матери…Нет для них ничего более позорного, как лгать или делать долги».

Главная «тайна» Кира Великого, над которой ломали голову еще древние греки, - сама личность царя. Он «по всем статьям» не подходил на роль сурового и напористого завоевателя или гениального полководца. Даже недруги отмечали его мягкость и доброту. Кир не разрушал городов, не истреблял племена, не заставлял народы поклоняться его богам. Он остался единственным языческим правителем, удостоенным похвальных слов в Библии!

Я думаю, именно то, что Кир воспитывался, в общем-то, в доброй обстановке, среди мирных пастухов, и то, что он верно следовал законам предков, объясняет мягкость и доброту его нрава, а следовательно и проводимой им политики.
Часть II
Кир начал великие завоевания в возрасте сорока лет, а до этого тихо и мирно правил в горах своим немногочисленным племенем. В течение пятнадцати лет он создал огромную державу, захватив многие государства Азии и покорив десятки народов.

Кир - единственный в своем роде великий властитель, который проводил в высшей степени мирную политику по отношению к покоренным народам. Он запрещал своим воинам грабить и разрушать города и селения. Он крайне уважительно относился ко всем культам и верованиям, брал под свое покровительство чужие храмы и часто поддерживал средствами их жрецов. Наконец, он сохранил жизни всем низложенным правителям и некоторые из них, в частности знаменитый Крез, стали его ближайшими советниками.

В период его правления в империи практически не было мятежей и восстаний порабощенных племен. Известно, что в державе Ахеменидов подданные называли Кира Отцом. Ни один из его преемников не удостоился такого «звания».

Став самым могущественным правителем своего времени, царем царей, шестидесятипятилетний Кир пошел с большим войском на север, в бесплодные скифские земли, и погиб в битве с массагетами, как простой воин.

Все древние летописцы отмечали в Кире доброжелательность и мягкость нрава. Своим характером персидский царь явно отличается от всех последующих завоевателей, творцов империй.