Файл: Лабораторная работа 1 по учебному курсу Международное право.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
15

Примером применения норм международного права может служить деятельность Международного трибунала по бывшей Югославии при рассмотрении дел в отношении лиц, совершивших военные преступления.

Глава 3. Особенности влияния норм международного права на развитие внутригосударственного законодательства




3.1. Императивный характер общепризнанных принципов международного права



В настоящее время важным фактором развития законодательства служит анализ природы, особенностей, источников международного права. Согласно широко распространенной точке зрения природа международного права имеет согласительный характер, что означает особый способ создания международно-правовых норм. Таким способом создания норм является соглашение государств, в основе которого лежит согласование воль сторон. Достижение подобного согласования нередко связано с компромиссом, соразмерными уступками государств друг другу по определенным вопросам, что позволяет заключить международный договор.

Следовательно, соглашение выступает как способ создания норм международного права. Согласование позиций позволяет субъектам международного права осуществлять взаимодействие на международной арене и олицетворяет единство государств, заключивших международный договор, в решении совместных проблем и задач. На согласительной основе проявляется стремление субъектов международного права предпринимать коллективные меры по разрешению международных кризисных ситуаций, создаются механизмы, которые способствуют реализации взятых на себя государствами международных обязательств. В условиях глобализации стоит общая задача выработки средств управления глобальными процессами и развития международного права, а также национальных правопорядков на основе незыблемости общепризнанных принципов и норм международного права.16

Особую роль среди общепризнанных принципов международного права играют основные принципы международного права, имеющие императивный характер. Они представляют собой основу современного международного права, существенным образом влияющую на национальное законодательство. Любой международный договор, противоречащий императивным нормам международного права, должен признаваться международным сообществом государств недействительным с момента его заключения.

Недействительность международного договора означает, что он не может рассматриваться в качестве источника международного права. Следовательно, он не может применяться в международных отношениях. Такой договор не может применяться и во внутригосударственных отношениях. Что
касается действительных международных договоров, т.е. соответствующих императивным нормам международного права, то они оказывают глубокое влияние на развитие законодательства государства.

В международно-правовой науке высказывалось мнение о том, что непосредственное действие норм международного права в национальной правовой системе обусловлено особым характером этих норм, инкорпорированных, заимствованных из международного права.17 В какой бы форме ни были зафиксированы международно-правовые нормы, при определенных условиях они могут действовать непосредственно в сфере внутригосударственных отношений или преломляться в национальном законодательстве. Кроме того, такие нормы, нередко затрагивающие несколько отраслей права, могут иметь комплексный характер.

Таким образом, непосредственное действие норм международного права в правовой системе государства будет связано с непосредственным действием такого источника международного права, как международный договор.

Кроме того, необходимо учитывать содержание ст. 10 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, применение которой играет существенную роль в реализации норм международного права в законодательстве. В ней сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Приднестровской Молдавской Республики являются основой отношений с другими государствами и составной частью правовой системы.18

Вместе с тем особо следует выделить значение принципа добросовестного соблюдения международных обязательств. Как справедливо отмечает профессор С.В. Черниченко, государство несет обязанность обеспечить соответствие его права нормам международного права, распространяющим свое действие на национальные правовые системы.19 Западный исследователь М. Эйкхерст полагает, что вопрос о способах реализации международных обязательств решает государство, принявшее это обязательство. Государства обязываются уважать и добросовестно исполнять нормы международного права: нормы juscogens; договоры, воплощающие эти нормы; нормы обычного права; общие правовые принципы; обязательные к исполнению нормативные акты международных организаций; определенные односторонние акты, порождающие международные обязательства.20

В связи с тем что международные связи государства достаточно обширны, следует констатировать и весьма активное влияние международно-правовых норм на отечественное законодательство. В настоящее время все отрасли законодательства в той или иной мере подвержены влиянию международно-правовых норм.



В век глобализации факт «сцепления» законодательства с международными договорами получает дальнейшее развитие в научных доктринах и концепциях и находит все большее выражение в законотворческой и правоприменительной практике. «Цель воздействия международных договоров на национальное законодательство - обеспечение его согласования с договорными положениями. В принципе, метод согласования - прерогатива каждого отдельного государства, хотя и отмечается определенная его зависимость от характера договорного предписания».21 Эта цель характерна для международной договорной политики страны.

Курс законодательства Приднестровской Молдавской Республики направлен на реализацию общепризнанных принципов и норм международного права, укрепление многополярного мира, создание системы международной безопасности, основанной на взаимозависимости государств и единстве мира. Следование этому курсу опирается на положения концепции внешней политики, создает благоприятные условия для модернизации государства и улучшения жизненных стандартов населения. Он также способствует выработке концептуальных подходов к нормотворчеству, касающемуся регулирования вопросов внешней политики и международных отношений. Так, в сфере обеспечения безопасности должны действовать принципы равноправия и универсальности, суть которых состоит в том, что при решении международных вопросов должны учитываться интересы не только определенных государств или их отдельных групп, но всех государств.

Такая концептуальная линия направлена на формирование комплекса юридических норм как международного, так и внутригосударственного характера. Вместе с тем современные кризисные явления лишь подчеркивают роль государства в их устранении, ценность государства ярко проявляется в регулировании вопросов экономической и финансовой деятельности как во внутренней, так и в международной сфере. Координационная роль государства подчеркивает значение его суверенитета, важность развития многосторонней дипломатии, а также способность России быть активным участником многополярного мира, элементом которого должен стать предельно ответственный подход к решению международных вопросов.

Регулирование вопросов межгосударственного сотрудничества осуществляется посредством различных международно-правовых источников, но степень их влияния на законодательство неодинакова. В первую очередь на развитие законодательства влияют международные договоры. Это обусловлено тем, что именно международный договор выступает основным источником современного международного права.


Международно-правовой обычай уступает место международному договору, ввиду того что регулирование международных отношений посредством международно-правового обычая осуществляется на основе молчаливого правила или группы правил, действующих в однородной сфере международных общественных отношений, и наличие таких правил нередко требует доказательств не только со стороны государств - членов международного сообщества, но и судебных учреждений. Следовательно, регламентировать межгосударственные отношения в современном мире только с помощью международно-правовых обычаев достаточно проблематично.

Реализация международного договора является важнейшей стадией всего договорного процесса. Посредством выполнения международных договоров государство развивает законодательство, обогащает его новым содержанием, приводит в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, создает условия для построения правового государства. В современный исторический период законодательство государства является важным «проводником международно-правовых норм во внутригосударственные отношения». Развитие законодательства не может быть реализовано в полной мере без учета международно-правовых норм, поскольку в современном мире международно-правовая система и внутригосударственные правовые системы тесно взаимосвязаны.

3.2. Реализация международно-правовых норм посредством внутригосударственного законодательства



Посредством национального законодательства реализуется большой массив международно-правовых норм. Международно-правовые нормы включаются в национальные нормативные правовые акты: кодексы, законы, подзаконные нормативные правовые акты. Как правило, способы выполнения международных обязательств выбирают сами государства, если сам международный договор не предопределяет какой-либо порядок.

Из обширной группы международных договоров следует вычленить многосторонние международные договоры, заключенные как на универсальном, так и на региональном уровне. Вместе с тем следует иметь в виду, что и отдельные двусторонние международные договоры оказывают весомое влияние на развитие внутригосударственного законодательства. К таким договорам относятся, например, договоры, касающиеся сотрудничества государств в экономической сфере, в области культуры, по вопросам выдачи физических лиц.
22

Международные договоры влияют как на отдельные отрасли и институты внутригосударственного законодательства, так и оказывают «межотраслевое влияние», когда в «орбиту» международного договора попадают нормативные правовые акты, относящиеся к различным отраслям законодательства. К таким международным договорам можно отнести договоры в сфере защиты прав человека и основных свобод; договоры, посвященные борьбе с коррупцией; договоры, направленные на борьбу с терроризмом; договоры по вопросам защиты окружающей среды; договоры в области морского права; и др.

В случае если двусторонний международный договор устанавливает иные правила, чем предусмотренные внутригосударственным законодательством, и если положения такого договора самоисполнимы, он может применяться непосредственно в рамках правовой системы, а внесения изменений в законодательные акты не требуется. Такой подход обусловлен тем, что между самими международными договорами не исключены коллизии, и в таком случае, если договоры содержат коллидирующие положения, вносить изменения в соответствующие законодательные акты не представляется целесообразным, иначе может быть нарушено одно из основных качеств законодательства - стабильность.

Законодательство должно оставаться стабильным, а не быть подвержено постоянным изменениям. В рассмотренном случае следует использовать конституционный механизм приоритетного применения правил международного договора по отношению к правилам, установленным законом.

Законодательство должно также учитывать и то, что в международные договоры вносятся изменения и дополнения, устаревшие договоры обновляются, в развитие договоров принимаются дополнительные соглашения. Все это не должно оставаться без внимания, поскольку международно-правовая система достаточно динамично развивается и от качественной реализации норм международного права, в том числе путем их учета в национальном законодательстве, зависит построение эффективной и современной правовой системы, ориентированной на восприятие нормативных положений, выработанных международным сообществом.

Заключение



Итак, в заключение следует отметить, что взаимодействие международного и внутригосударственного права следует определить как согласованное действие двух правовых систем, обусловленное существованием общих для них целей, необходимое для их взаимного развития и предполагающее или не исключающее возможности существования у них общих сфер регулирования. Взаимодействие также характеризуется взаимным влиянием правовых систем.