Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА (РОСАВИАЦИЯ) ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ» ИМЕНИ ГЛАВНОГО МАРШАЛА АВИАЦИИ А.А. НОВИКОВА» |
Факультет транспортных систем и безопасности.
Кафедра № 8 «Прикладной математики и информатики».
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Информационная безопасность»
на тему: «Фейк: Основы фейковой информации (цель, характеристика, виды, способы, фейкеры).
| | Выполнил: студент ФУ ВТ ЗФО _________3_____ООТБ-0920-0242 (курс) (профиль, шифр) ________________Капирулин А.А. (подпись) (фамилия, и. о.) Проверил: _______________________Доцент (ученая степень, звание, должность) _________________Самойлов В.А. (подпись) (фамилия, и. о.) ____________________________ (оценка) |
Санкт-Петербург
2023
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА 1
1. Фейк: Основы фейковой информации (цель, характеристика, виды, способы, фейкеры) 1
2. Признаки фейка, способы определения фейка. Разоблачение фейка, поиск первоисточника, Поиск и разоблачение фейковой информации 3
Список использованной литературы 7
1. Фейк: Основы фейковой информации (цель, характеристика, виды, способы, фейкеры)
Существование современного прогрессивного общества невозможно представить вне медиапространства. Интернет подсказывает информационные поводы и помогает найти нужные факты, однако та же Глобальная Сеть подкидывает явную ложь под видом сенсаций.
В условиях восребованности поиска мгновенных новостей во Всемирной сети все более распространенным явлением становятся – фейковые новости. Фейковая новость — это сообщение, стилистически созданное как настоящая новость, но ложь которой распознаваема и проверяема, а целью которого является введения в заблуждение аудитории ради увеличения прибыли и трафика.
«Фейк» (от англ. fake — «фальшивка», «обман») включает в себя ряд самых разнообразных явлений медиасреды: от поддельных текстов, а также фото-, видео- или аудиозаписей до искусственно созданной по заданию заказчика популярности личности, произведения, проекта.Авторы поддельных новостей часто используют броские заголовки или полностью выдуманные истории для увеличения читательской аудитории.
Прежде всего, фейковые новости создаются, чтобы отвлечь внимание аудитории от действительно значимых и важных новостей. Как правило, их используют политики.
Например, во время последней президентской гонки в США вокруг кандидата Дональда Трампа было множество скандалов и не самых приятных новостей. Чтобы отвлечь внимание от публикации новых курьезных фактов из жизни бизнесмена, кандидат на пост советника по нацбезопасности Майкл Флинн опубликовал в социальной сети пост под громким названием «Сексуальные преступления с детьми» и ненавязчиво намекнул, что он посвящается деятельности демократов. Естественно, внимание общественности переключилось на разгорающийся скандал вокруг членов демократической партии, а моральный облик Трампа уже не казался столь отрицательным. В последствии выяснилось, что новость оказалась фейковой.
Создать фейк новости в интернете выгодно и для увеличения популярности или заработка. Когда публикуются новости, касающиеся знаменитостей, фанаты быстро распространяют информацию, ставят лайки, делают репосты, комментируют. Так ресурс становится популярнее и прибыль увеличивается.
Также фейк новости могут создаваться с целью пиара. Заказчики хотят, чтобы о них говорили, чтобы они были узнаваемы.
Современное медийное пространство функционирует в условиях усиления скорости коммуникационных процессов. В этой связи все более очевидным становится размывание границ между правдой и ложью, в результате чего в поле медиа все чаще возникают фейковые новости. Основной платформой для «фейковизации» называют именно интернет, а среди причин указывает на высокую скорость подачи контента.
Фейковые новости приобретают все большую популярность. Это объясняется тем, что читатели не сразу способны распознать информационную подделку, безоговорочно или отчасти верят в достоверность описанных фактов.
От сегодняшнего потребителя новостного контента требуется не только умение читать, но и умение анализировать новости: довольно часто новости, опубликованные в Сети, даже на сайтах серьёзных медиа, могут быть ложными.
2. Признаки фейка, способы определения фейка. Разоблачение фейка, поиск первоисточника, Поиск и разоблачение фейковой информации
В современной информационной среде ряд ли получится всегда и безошибочно отличать истинные новости от ложных.
По итогам исследования контент-маркетинговой платформы PRNEWS.IO, новостному контенту из различных источников доверяют 57,1% опрошенных. Проверяют его, ищут дополнительные факты и первоисточники новостей 42,9%.
Всё больше интернет-пользователей задумываются над достоверностью информации, обращая внимание на её составляющие и подачу материала.
Так, к основным признакам фейковых новостей респонденты исследования отнесли:
- отсутствие официального источника информации;
- гиперболизированный, абсурдный или слишком эмоциональный заголовок;
- подозрительный или неизвестный домен сайта — читатели отдают предпочтение новостям из официальных источников информации или центральных СМИ, а не площадкам вроде rsfjord.ru, regiondv.com или gazetenka.com; также они не доверяют сайтам, с редакцией которых невозможно связаться: отсутствуют электронный и почтовый адрес редакции, телефоны, аккаунты в соцсетях;
- материал без авторства;
- однобокий стиль подачи, наличие только одной точки зрения, её навязывание читателям;
- сомнительные факты, передёргивание событий, старые фотографии, которые выдают за актуальные.
Рассмотрим эти признаки более подробно. Их же можно назвать ключевыми правилами потребления информации.
1. Отсутствие первоисточника информации
Это основной маркер того, читаем ли мы правдивую информацию или фейк.
Если источник неизвестен или подан в виде безымянного «учёного», «инсайдера» и другого «анонима», то материал с большой вероятностью может оказаться недостоверным.
Если указан спикер, его должность и даже название компании или организации, которую он представляет, не лишним будет поискать информацию из открытых источников, которая подтвердит и её существование, и доброе имя.
2. Псевдоэкспертность
Если в статье не упоминаются имена, фамилии, должности и организации экспертов и спикеров, а в тексте встречаются только фразы из серии «исследователи сообщают», «эксперты сделали заявление», то информацию стоит проверить.
3. Недостоверные факты, ненастоящие фотографии
Главная разница между фактами и домыслами заключается в том, что факты всегда можно проверить и сопоставить — поисковые системы и открытые источники информации помогут в этом.
Если информационное сообщение об определённых «фактах» звучит слишком обобщённо, доверять ему не стоит. Также не стоит доверия текст, в котором есть нестыковки, передёргивания фактов и прочие округления истины.
Даже фотографии, которые должны придать больше ценности контенту и вызывать доверие, сегодня один из самых распространённых видов фейка в сети.
Определить оригинал среди других картинок несложно: как правило, он лучшего качества и большего размера, чем копии. По исходному фото можно понять, когда и где впервые его опубликовали. Это важно, так как часто старые фотографии выдают за актуальные или демонстрируют их в совершенно другом контексте.
4. Давление на эмоции
«Шок контент!», «России грозит голод!», «Евро приказал долго жить!» — если в статье слишком громкий заголовок, а её текст не соответствует названию или после прочтения статьи возникает раздражение, злость или страх, скорее всего, читатель попался на крючок манипуляции.
5. Узконаправленная подача информации
Кроме заголовков, стоит обращать внимание на автора статьи и на контент медиа, который её опубликовал. Возможно, поданная под определённым углом или с одной точки зрения, без озвучивания позиции другой стороны информация выгодна отдельному кругу лиц. Но она, скорее всего, не имеет никакого отношения к новостным сообщениям.
5ю Подозрительный домен сайта
Самыми надёжными источниками информации были и остаются центральные новостные СМИ, информационные агентства и официальные источники. Так, по данным Медиалогии за июль 2021 года, в десятку самых цитируемых интернет-ресурсов вошли Rbc.ru, Russian.rt.com, Gazeta.ru, 360tv.ru, Lenta.ru, Fontanka.ru, Kp.ru, Life.ru, M24.ru и News.ru.
В России информацию, связанную с коронавирусом, лучше проверять на официальном сайте Министерства здравоохранения РФ и на официальном интернет-ресурсе для информирования населения по вопросам коронавируса «Стопкоронавирус.РФ».
Список использованной литературы
-
Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ (с изм. и доп. от 31.12.2017 N 498-ФЗ). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru -
Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (с изм. и доп. от 27.12.2018 N 572-ФЗ). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru -
Максимов Н.В., Партыка Т.Л., Попов И.И. Современные информационные технологии. М.: Форум, 2013. 512 c. -
Шебуняева Е.А., Локотков А.А. Особенности внедрения информационных технологий: зарубежный опыт // Социально-экономические явления и процессы. 2016. № 3-4 (025- 026) С. 340.