Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
3 Состав государственного долга
Государ.ственный кр.едит напр.ямую связан с такой финансово-пр.авовой категор.ией, как государ.ственный долг.
Государ.ственный долг подр.азделяется на две части — капитальный и текущий[25].
Капитальный долг включает все долговые обязательства государ.ства на опр.еделенную дату (начало года) — непогашенную часть основного долга и начисленные пр.оценты, котор.ые в р.амках соглашения о р.естр.уктур.изации долга могут быть пр.исоединены к основному долгу.
Текущий государ.ственный долг состоит из пр.едстоящих платежей по всем долговым обязательствам, ср.ок погашения котор.ых наступает в отчетном пер.иоде (году)[26] .
Понятие внутр.еннего государ.ственного долга Р.оссии, пр.едставляющего собой долговые обязательства Пр.авительства Р.Ф, выр.аженные в валюте Р.Ф пер.ед юр.идическими и физическими лицами, закр.еплен в Бюджетном кодексе Р.Ф, в нем государ.ственному долгу посвящена отдельная глава. Бюджетный кодекс Р.Ф закр.епляет не только общее понятие государ.ственного долга, но и подр.азделяет понятия государ.ственного долга Р.Ф и государ.ственного долга субъекта Р.Ф [27].
Государ.ственный долг Р.Ф опр.еделяется в Бюджетном кодексе Р.Ф как долговые обязательства Р.оссийской Федер.ации пер.ед физическими и юр.идическими лицами, иностр.анными государ.ствами, междунар.одными ор.ганизациями и иными субъектами междунар.одного пр.ава. Государ.ственный долг субъекта Р.Ф опр.еделяется как совокупность долговых обязательств субъекта Р.Ф. Пр.и этом закр.епляется, что государ.ственный долг Р.Ф полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федер.альной собственности имуществом, составляющим государ.ственную казну, а государ.ственный долг субъекта Р.Ф — соответственно всем имуществом субъекта Р.Ф, составляющим казну субъекта Р.Ф.
В соответствии со ст. 97 БК Р.Ф долговые обязательства Р.оссийской Федер.ации могут существовать в фор.ме[28]:
- кр.едитных соглашений и договор.ов, заключенных от имени Р.оссийской Федер.ации, как заемщика, с кр.едитными ор.ганизациями, иностр.анными государ.ствами и междунар.одными финансовыми ор.ганизациями;
- государ.ственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Р.оссийской Федер.ации;
- договор.ов и соглашений о получении Р.оссийской Федер.ацией бюджетных ссуд и бюджетных кр.едитов от бюджетов др.угих ур.овней бюджетной системы Р.оссийской Федер.ации;
- договор.ов о пр.едоставлении Р.оссийской Федер.ацией государ.ственных гар.антий;
- соглашений и договор.ов, в том числе междунар.одных, заключенных от имени Р.оссийской Федер.ации, о пр.олонгации и р.естр.уктур.изации долговых обязательств Р.оссийской Федер.ации пр.ошлых лет.
Долговые обязательства Р.оссийской Федер.ации могут быть кр.аткоср.очными (до одного года), ср.еднеср.очными (свыше одного года до пяти лет) и долгоср.очными (свыше пяти лет до 30 лет).
Долговые обязательства Р.оссийской Федер.ации погашаются в ср.оки, котор.ые опр.еделяются конкр.етными условиями займа и не могут пр.евышать 30 лет.
Изменение условий выпущенного в обр.ащение государ.ственного займа, в том числе ср.оков выплаты и р.азмер.а пр.оцентных платежей, ср.ока обр.ащения, не допускается.
В объем государ.ственного внутр.еннего долга Р.оссийской Федер.ации включаются[29]:
- основная номинальная сумма долга по государ.ственным ценным бумагам Р.оссийской Федер.ации;
- объем основного долга по кр.едитам, полученным Р.оссийской Федер.ацией;
- объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кр.едитам, полученным Р.оссийской Федер.ацией от бюджетов др.угих ур.овней;
- объем обязательств по государ.ственным гар.антиям, пр.едоставленным Р.оссийской Федер.ацией.
В объем государ.ственного внешнего долга Р.оссийской Федер.ации включаются:
- объем обязательств по государ.ственным гар.антиям, пр.едоставленным Р.оссийской Федер.ацией;
- объем основного долга по полученным Р.оссийской Федер.ацией кр.едитам пр.авительств иностр.анных государ.ств, кр.едитных ор.ганизаций, фир.м и междунар.одных финансовых ор.ганизаций.
4 Управление государственным долгом, его основные проблемы в РФ
К государ.ственному долгу Р.Ф в соответствие с Бюджетным кодексом Р.Ф относятся «долговые обязательства Р.Ф пер.ед физическими и юр.идическими лицами Р.Ф, субъектами Р.Ф, муниципальными обр.азованиями, иностр.анными государ.ствами, междунар.одными финансовыми ор.ганизациями, иными субъектами междунар.одного пр.ава, иностр.анными физическими и юр.идическими лицами, возникшие в р.езультате государ.ственных заимствований Р.Ф, а также долговые обязательства по государ.ственным гар.антиям, пр.едоставленным Р.Ф, и долговые обязательства, возникшие в р.езультате пр.инятия законодательных актов Р.Ф об отнесении на государ.ственный долг долговых обязательств тр.етьих лиц»[30].
Государ.ственный долг вызывается использованием государ.ственных займов как одной из фор.м пр.ивлечения денежных р.есур.сов необходимых для р.асшир.ения воспр.оизводства и удовлетвор.ения потр.ебностей общества[31].
Под упр.авлением государ.ственным долгом понимается совокупность мер.опр.иятий, связанных с выпуском и р.азмещением государ.ственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и р.ефинансир.ованием государ.ственного долга, а также р.егулир.ованием р.ынка государ.ственных ценных бумаг.
Пр.оцесс упр.авления государ.ственным долгом включает в себя следующие функциональные элементы:
- планир.ование заимствований путем опр.еделения пор.ядка, условий выпуска и р.азмещения государ.ственных долговых обязательств;
- обслуживание долговых обязательств поср.едством осуществления опер.аций по р.азмещению займов, выплате пр.оцентного дохода по ним, р.ефинансир.ованию и погашению долга;
- контр.оль над состоянием государ.ственного долга.
К пр.инципам упр.авления государ.ственным долгом относят: пр.инцип безусловности, пр.инцип единства, пр.инцип снижения р.исков, пр.инцип оптимальности стр.уктур.ы долговых обязательств по ср.окам обр.ащения и погашения, пр.инцип сохр.анения финансовой независимости, пр.инцип пр.озр.ачности.
Во всем мир.е самым р.аспр.остр.аненным методом упр.авления государ.ственным долгом является его р.ефинансир.ование. Пр.и финансовом кр.изисе возникает необходимость в р.естр.уктур.изации долга. В условиях тр.удного экономического положения, р.астущего дефицита бюджета, невозможности полностью и своевр.еменно погасить долги пр.авительство может пр.ибегнуть к таким мер.ам, как конвер.сия, консолидация, унификация, отср.очка погашения, аннулир.ование государ.ственного долга[32].
Упр.авление государ.ственным долгом возлагается совместно на Министер.ство финансов и Центр.альный банк. Упр.авление погашением государ.ственного долга, как пр.авило, пр.оизводится из бюджета, за счет золотовалютных р.езер.вов, собственности, из новых заимствований[33].
Государ.ственный внешний долг Р.оссии, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Р.Ф,
– это «обязательства, возникающие в иностр.анной валюте, за исключением обязательств субъектов Р.оссийской Федер.ации и муниципальных обр.азований пер.ед Р.Ф, возникающих в иностр.анной валюте в р.амках использования целевых иностр.анных кр.едитов (заимствований)».
В соответствии со ст. 106 Бюджетного кодекса Р.Ф пр.едельный объем государ.ственных внешних заимствований не должен пр.евышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государ.ственного внешнего долга.
Р.ассмотр.им динамику государ.ственного внешнего долга Р.Ф по состоянию на 1 январ.я 2015 года и на 1 январ.я 2020 года, пр.иведенного в Таблице 1.
Таблица 1 Стр.уктур.а государ.ственного внешнего долга Р.оссийской Федер.ации по состоянию на 1 январ.я 2015 года и на 1 январ.я 2020 года [3] (млн. доллар.ов США)
Категор.ия долга |
2015 |
2020 |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР., принятые Р.Ф) |
55794,2 |
49156,5 |
Задолженность перед официальными кредиторами – членами Парижского клуба |
156,9 |
- |
Задолженность перед официальными кредиторами – не членами Парижского клуба |
1026,2 |
489,4 |
Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами |
1600,0 |
508,7 |
Задолженность перед официальными кредиторами – бывшими странами СЭВ |
951,0 |
- |
Задолженность по внешним облигационным займам |
40667,8 |
36568,0 |
Задолженность по ОВГВЗ |
5,5 |
2,7 |
Государственные гарантии Р.Ф в иностранной валюте |
11399,1 |
11567,4 |
На пер.вое январ.я 2020 года Государ.ственный внешний долг Р.Ф составил 49156,5 млн. доллар.ов США. За пять лет, с 2015 по 2020гг., долг сокр.атился на 6637,7 млн. доллар.ов США. На настоящий пер.иод вр.емени Р.оссия не имеет задолженностей пер.ед членами Пар.ижского клуба, в 2015 году данная задолженность составляла 156,9 млн. доллар.ов США. За пер.иод с 2015 по 2020 год задолженность пер.ед официальными кр.едитор.ами – не членами Пар.ижского клуба сокр.атилась пр.имер.но на 52,3%. Задолженность пер.ед официальными многостор.онними кр.едитор.ами на настоящее вр.емя сокр.атилась на 1091,3 млн. доллар.ов США в ср.авнении с 2015 годом. Задолженность пер.ед официальными кр.едитор.ами – бывшими стр.анами СЭВ на сегодняшний день полностью погашена, пр.и этом еще в 2015 году она составляла 951,0 млн. доллар.ов США. Задолженность по внешним облигационным займам за р.ассматр.иваемый пер.иод сокр.атилась на 4099,8 млн. доллар.ов США. Задолженность по облигациям внутр.еннего государ.ственного валютного займа (ОВГВЗ) с 5.5 млн. доллар.ов США в 2015 году, сокр.атилась до 2,8 млн. доллар.ов США в 2020 году. Государ.ственные гар.антии Р.оссийской Федер.ации в иностр.анной валюте увеличились на 168,3 млн. доллар.ов США.
Таким обр.азом, за р.ассматр.иваемый пятилетний пер.иод внешний долг Р.оссийской Федер.ации значительно сокр.ащен, пр.ичем в каждой из категор.ий долга. Следовательно, политика государ.ства, напр.авленная на погашение внешнего государ.ственного долга в указанный пер.иод вр.емени достаточно эффективна.
Для ср.авнения государ.ственного долга р.азличных стр.ан надо учитывать, что экономика каждой стр.аны уникальна, как по величине, так и по способу ведения. Для более объективного ср.авнения государ.ственная задолженность ср.авнивается с валовым внутр.енним пр.одуктом (ВВП)[3].
Для того чтобы понять, является ли государ.ственный долг Р.оссии пр.облемой для стр.аны, р.ассмотр.им государ.ственный долг в пр.оцентах от ВВП стр.аны на конец 2018 года и ср.авним его с аналогичными показателями др.угих стр.ан (Таблица 2).
Таким обр.азом, из двадцати р.ассматр.иваемых стр.ан наименьший пр.оцент государ.ственного долга к ВВП имеет Р.оссия. Следовательно, Р.оссия остается одной из самых малозакр.едитованных государ.ств мир.а.
Таблица 2. Государ.ственных долг р.азличных стр.ан в пр.оцентах к ВВП
Страна |
% госдолга к ВВП, 2018 г. |
Россия |
12,60 |
Австр.ия |
78.40 |
Бельгия |
103,10 |
Венгрия |
73,60 |
Германия |
64,10 |
Греция |
178,60 |
Дания |
36,40 |
Испания |
98,30 |
Италия |
131,80 |
Латвия |
40,10 |
Литва |
39,70 |
Нидерланды |
56,70 |
Норвегия |
36,20 |
Польша |
50,60 |
Великобри ания |
85,30 |
Финляндия |
61,40 |
Фр.анция |
97,00 |
Швеция |
40,60 |
США |
105,40 |
Швейцария |
29,70 |
В условиях р.ыночной экономики необходима стр.атегия, р.азр.аботанная для сдер.живания р.оста и для сокр.ащения государ.ственного долга. Можно выделить следующие пути уменьшения внешнего государ.ственного долга:
1) пер.еход бюджетной политики государ.ства от пассивной фор.мы бюджетного дефицита к активной;
2) пр.оведение оптимизации объема и р.естр.уктур.изации р.асходов государ.ственного бюджета, пр.ежде всего, напр.авляемых в р.еальный сектор. экономики;
3) пр.оцесс р.азгосудар.ствления и пр.иватизации государ.ственной собственности;