Файл: «ПРЕЗУМПЦИИ И ФИКЦИИ В ПРАВЕ» (Правовые фикции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Для реализации компетенции органов исполнительной власти, осуществления государственного управления, решения определенных Конституцией РФ задач в целях обеспечения защит прав, свобод и законных интересов, как физических, так и юридических лиц, не представляется возможным без определенных нормативно установленных системных действий. В науке административного права исполнительная власть осуществляется посредством правовых процессуальных норм.

Административные процедуры представляют собой регулированный нормативными правовыми актами порядок действий органов власти в процессе публичного управления, целью которых является фактическое претворение в жизнь материальные нормы административного права.

В тоже время административные процедуры представляют самостоятельный институт административного права, их правовая регламентация и, главное, я правую качества и доступности способна обеспечить реализацию гражданами и организациями своих прав и свобод.

В настоящее время можно говорить о динамике в развитии отечественной теории юридических фикций, но в то же время следует заметить, что эвристически и практически значимых результатов на этом пути возможно добиться лишь расширяя теоретико-методологическую основу такого рода правовых исследований, выходя за рамки привычных схем и принципов в широкое философско-правовое, социологически-правовое поле, ориентируясь на сложившиеся плюралистические основания правового познания, филиацию правовых идей.

Категории предположений и вымысла имеют многовековую историю, которая сравнится с историей развития права, на протяжении которой наблюдалась неоднозначное отношение от их отрицания до полного принятия, что обусловлено природой самих явлений.

Говоря о правовых фикциях нельзя не учитывать мнения ряда исследователей, утверждающих особый, «нестандартный» статус последних на основании специфики качественных параметров, определяющих место фикции в нормативно-правовой системе.

Формальная определенность права предопределяет и своеобразие приемов формулирования и изложения предписаний юридических норм. Одним из аспектов подобного своеобразия являются правовые фикции. Их использование в праве явно противоречит законам формальной логики и может быть объяснено только формальной определенностью права. Формальная определенность — это точное, полное и последовательное закрепление государственной воли в установленной форме, выраженное в законодательном установлении круга общественных отношений, регулируемых правом, субъектов регулирования, их прав и обязанностей, правомерности или противоправности поведения, меры наказания за совершенные правонарушения и т. д.


Объектом исследования выступают общественные отношения, регулируемые с помощью юридической фикции и презумпций.

Предметом исследования является доктринальное обоснование юридических фикций и презумпций в российской, европейской и североамериканской правовых традициях.

Данные средства правотворческой техники имеют в настоящее время особую актуальность, а также необходимость в детальном анализе в рамках гражданского и уголовного правотворчества.

Цель исследования состоит в разработке теоретических основ знания о фикциях и презумпциях в гражданском и в уголовно-процессуальном производстве.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

  1. изучение истории возникновения и существования категорий «фикция» и «презумпция» в правовой науке, анализ научных подходов к определению понятия «юридическая фикция»;
  2. анализ российского уголовно-процессуального и иного законодательства, комментариев к нему и судебной практики на предмет наличия фикций и презумпций;
  3. определение сущности юридических фикций и презумпций, их видов и значения
  4. отграничение фикций и презумпций от смежных юридических категорий;
  5. определение понятия «фикция» и «презумпций» в уголовно-процессуальном и криминалистическом аспектах и ее значения;
  6. исследование фикций, наиболее характерных для уголовно-процессуального законодательства, а также фикций и презумпций, применяемых в деятельности органов государства и должностных лиц.

Объектом исследования является категория «фикция» гражданско-правовом и в уголовно-процессуальном законодательстве, характеризующая конструирование законодательных норм и их применение в практической деятельности.

Предмет исследования составляют закономерности существования и применения фикций и презумпций в гражданском и в уголовно-процессуальном законодательстве и практической деятельности государственных органов и должностных лиц, осуществляющих досудебное производство по уголовным делам, познание которых позволяет разрабатывать теоретические положения и практические рекомендации по борьбе с преступностью.

Методология исследования основывается на всеобщем диалектическом методе, а также системном, структурно-функциональном и статистическом методах, методе моделирования, историко-правовом и сравнительно-правовом методах, социологических и психологических, синергетическом и кибернетическом методах.

Правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности; российское гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное законодательство.


Теоретическая база исследования. В качестве теоретической базы научного исследования использовались положения, разработанные в рамках как юриспруденции, так и философии, логики, содержащиеся в работах В. Ветютнева, М. Дрюка, К. Майнцера, В. Нусратуллина, М. Раца и других авторов.

Структура работы разработана в соответствии с поставленной целью и задачами, она включает в себя введение, основную часть, заключение и список литературы.

При написании данной работы использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, касающиеся данной темы, а также учебники и издания, ведущих национальных и зарубежных авторов, статьи в периодической печати.

Глава 1. Правовые фикции в гражданском и уголовном праве

1.1 Понятие и сущность правовых фикций.

В юриспруденции под фикцией следует понимать особый прием, заключающийся в том, что действительность подводится под некую формулу, ей не соответствующую или даже вообще ничего общего с ней не имеющую, чтобы затем из этой формулы сделать определенные выводы. Это необходимо для некоторых практических нужд, поэтому фикции закрепляются в праве. Фикция противостоит истине, но принимается за истину. Фикция никому не вредит. Существующие нормативно-правовые акты не содержат исчерпывающего определения понятия «Фикция».

Правовая фикция – это несуществующее положение, признанное законодательством существующим и ставшее в силу этого общеобязательным. Правовая фикция – это некая объяснительная конструкция, отражающая реально не существующее явление или обстоятельство, которое при этом имеет силу юридического факта. Правовые фикции – это положения не истинные. Они вводятся в правовой оборот для удобства, для устранения правовой неопределенности и широко используются нормоустановителем в качестве средства, используемого при правовом регулировании. [1]

Приведем пример: юридическое лицо, днем смерти гражданина может признавать дату вступления в силу решения суда о признании его умершим; гражданин считается несудимым, если его судимость снята либо погашена. Таким образом, в основе фикции есть ложное или недостаточно подтвержденное фактическое обстоятельство.


Фикции могут принимать функцию юридических фактов. Правовая фикция — несуществующее положение, признанное конституционным законодательством существующим и ставшее в силу этого общеобязательными.

Юридическая фикция — это преднамеренно созданное положение, которое не соответствует реальной действительности и императивно содержится в нормах права с целью вызвать или не допустить определенные последствия[2]. В переводе с латинского языка «фикция» означает «выдумка, вымысел». Фикция выражается преимущественно с помощью конструкций «как бы», «как если бы», «допустим», «эквивалентно», «считается» и т. д. Фикция — это универсальное средство юридической техники, поскольку данный феномен используется на всех этапах развития права без ограничения какими-либо определенными историческими рамками, а также применяется во всех отраслях права[3].

Юридическая фикция в качестве приема юридической техники имеет большое распространение в законодательной практике, а её использование восходит ко временам формирования римского права. Значительное распространение данный прием получил и в российском праве. Как правило, к этому приему обращаются в целях оптимизации правового регулирования отношений, сходных по своему содержанию.

Легальную фикцию можно определить в качестве средства юридической техники, применяемого для конструирования заведомо несуществующего императивного нормативного положения (отношения или состояния), признаваемого как существующее и выполняющего роль недостающего юридического факта.

Правовые фикции относятся к феноменам правовой действительности. Они, не будучи юридическими и являясь, возможно, несуществующими фактами, тем не менее могут порождать юридические последствия, т.к. признаны законодательством существующими и имеющими силу этого юридические последствия.

Устоявшимися признаками фикций традиционно признают особенности, показанные на рисунке 1.

Рисунок 1 — Признаки фикций[4]

Первый признак означает, что фикция представляет собой искусственное обстоятельство, существующее в качестве относительной действительности.

Классифицировать юридические фикции согласно принципу, показанному на рисунке 2.

Рисунок 2 — Классификация юридических фикций[5]

Помимо перечисленных, фикции используются и в других отраслях права.


При этом необходимо подчеркнуть, что любая фикция императивна с точки зрения возможности опровержения, установленного ею правила. Однако степень обязательности применения фикции для суда может быть различной.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что правовые фикции классифицируются по многим характеристикам и с разных сторон. Это говорит о их разнообразии и широте применения. Этот факт еще раз доказывает несостоятельность мнения некоторых ученых о бесполезности использования фикций в праве.

Правовые фикции были крайне полезны во всех архаичных юридических системах. В настоящее время их количество сократилось, и применение фикций сильно ограничено. Это связано с тем, что постоянно совершенствуется искусство доказывания, находят применение все более технологичные методы установления юридических фактов. Но если мы откажемся от фикций, то придется навсегда забыть о таких правовых категориях, как юридическое лицо, представительство, снятие судимости, бездокументарные ценные бумаги и т.д. Фикции используются во всех без исключения отраслях права, но, пожалуй, их больше всего в гражданском судопроизводстве.

Это связано с детальностью процессуального регулирования правосудия по гражданским делам и отказом от объективной истины в состязательном процессе. При этом процессуально-правовые фикции – это всегда исключение из общих правил производства по делу, без которых нельзя правильно и справедливо рассмотреть, и разрешить гражданское дело.

Проанализировав вышесказанное, можно сделать несколько выводов о значении правовых фикциях:

  • фикции являются мерами, обеспечивающими процессуальную экономию юридических средств и сил судей, а также лиц, участвующих при отправлении правосудия;
  • способствуют переводу обыденной реальности в реальность правовую, устраняют неопределенность в правовом регулировании;
  • помогают упростить юридические отношения и сделать правовое регулирование устойчивым и стабильным;
  • они способствуют охране прав граждан, помогают добиться справедливости порой на грани или наперекор истине;
  • облегчают установление обстоятельств и тем самым делают правовую систему экономной, сокращая ход и объем правовой деятельности; повышают эффективность юридической деятельности.

То есть, юридическая фикция – это прежде всего прием правового регулирования, с помощью которого что-либо признается как фактически существующее. Главная задача юридических фикций – придание определенности правовому регулированию.