Файл: «Государственный долг и методы управления им.».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 666

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Государственный долг является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст 817 ГК РФ).

Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный долг является самостоятельным финансово-правовым институтом.

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения.

Уникальный способ их получения - государственный долг, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.

В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации - долгорами.

История государственного долга показывает, что причиной оформления заемных операций выступает наличие бюджетного дефицита.

Испытывая потребность в дополнительных финансовых ресурсах, правительство не отказывается от возможности мобилизации дополнительного финансового фонда и в условиях сбалансированного бюджета. Это является вполне оправданным шагом, поскольку за счет средств фонда государственного долга могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного строительства немедленно, без ожидания поступления обычных бюджетных доходов. Все вышесказанное обуславливает актуальность данной курсовой работы.

Объект исследования: система экономических отношений между долгором и заемщиком по поводу возвратного движения денежных средств.

Предмет исследования: движение ссудного капитала, предоставляемого государством (в лице его органов власти и управления) либо чаще всего государству взаймы на принципах возвратности, срочности и платности.

Целью курсовой работы является изучение государственного долга.

Задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть сущность и значение государственного долга ;

2. Изучить основные функции и формы государственного долга;

3. Исследовать современное состояние государственного долга;


4. Проанализировать проблемы и мероприятия, направленные на оптимизацию государственного долга Российской Федерации.

Теоретическая значимость курсовой работы: Основные выводы и рекомендации курсовой работы могут использоваться при разработке законодательных и нормативных актов федерального уровня, а также государственными органами власти и коммерческими организациями при разработке мероприятий по совершенствованию системы государственного долгования.

Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты государственного долга

1.1 Сущность и значение государственного долга

В настоящее время огромное значение для нормального функционирования всей экономической системы в целом имеют государственный долг.

Государственным долгом называют совокупность долгных отношений, в которых заемщиком или долгором выступают государство, местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам[1].

Государственный долг выражает отношения в денежной форме между государством с одной стороны, и физическими или юридическими лицами с другой, чаще всего с банками, страховыми компаниями и предпринимателями. Долг будет государственным в том случае, когда в качестве участника ссудной сделки выступают центральное правительство или местные органы власти. В этом смысле его можно сравнить с другими формами долга, в первую очередь с банковским, где обязательным участником ссудной сделки является банк[2].

По утверждению Волынского В.С.: нельзя смешивать такие понятия, как частный и государственный долг. Он выделяет следующие различия между этими формами долга:

- во-первых, «государственный долг отличается от частного участниками сделки». Государство обычно выступает в качестве заемщика, а долгодателями - различные учреждения, предприятия и частные лица;

-во-вторых, «заемщик и долгоры в сфере государственного долга могут меняться местами»;

- в-третьих, так как ссудная сделка сопровождается покупкой облигаций и казначейских векселей, которые имеют свой рыночный курс, продаются на рынке ценных бумаг, то «государственный долг представляет собой не просто форму движения ссудного капитала, а базируется на сочетании ссудного и фиктивного капитала».


В то же время сходство данных форм долга связано с тем, что они имеют единый источник образования.

В сфере государственного долга центральное правительство, а также местные органы власти традиционно выступают в качестве заемщиков, привлекая денежные средства для покрытия бюджетных дефицитов. Главной формой привлечения денежных средств является выпуск облигаций государственного займа и прочих видов ценных бумаг. Облигация представляет собой обязательство эмитента, который должен впоследствии возместить владельцу ценной бумаги сумму основного долга и процента. Владельцы свободных денежных средств, покупая облигации, выступают фактическими долгорами государства. В отличие от банковского долга, долгорами выступают не только банки, но и страховые компании, предприятия и частные лица. Нужно отметить, что половина активных операций страховых компаний развитых стран приходится на покупку ценных бумаг[3].

В настоящее время государство стало выступать в качестве долгора которое предоставляет долгную помощь, которая заинтересована в развитии национальной экономики в целом. Финансирование жилищного строительства, инфраструктуры, экспортное производство осуществляется во многих странах на льготных условиях с широким использованием заемных средств. Причины активного участия государства как долгора различны: нежелание частного капитала развивать отрасли инфраструктуры из-за отсутствия или недостатка высокой прибыли, чтобы помочь национальным экспертам в борьбе с иностранными конкурентами на международном рынке.

Волынский отмечает, что «сочетание долгора и заемщика в лице современного государства может рассматриваться как новое явление в долгно - финансового сектора».

Движение капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов, называют международным долгом. В качестве долгоров и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные и региональные организации[4].

Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сказать, что государственный долг выражает отношения в денежной форме между государством с одной стороны, и физическими или юридическими лицами с другой, чаще всего с банками, страховыми компаниями и предпринимателями. Государственный долг отличается от частного по форме предоставления денежных средств и по участникам сделки.


1.2 Основные функции и формы государственного долга

В экономической литературе обсуждаются различные функции государственного долга и государственного долга. Как финансовой категории государственный долг имеет две функции: фискальную и регулирующую. Фискальной функцией государственного долга является то, что долг осуществляется через централизацию денежных средств государства. Положительный эффект от фискальных функций государственного долга заключается в более равномерном распределение налоговой нагрузки с течением времени.

Регулирующая функция государственного долга охватывает: состояние денежного обращения, уровень процентных ставок денежного рынка и рынков капитала, производства и занятости.

Врублевская О.В. рассматривает следующие государственные функции долга:

- формирование денежных фондов - привлечение средств с рынка ссудного капитала в центральный фонд государства, основанного на принципах погашения, срочности и уплаты налогов;

- использование средств денежных фондов - функции, вытекающие из необходимости возврата заемных средств, которое осуществляется как за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет механизма рефинансирования, т.е. погашение ранее выданных обязательств за счет средств, полученных от размещения новых обязательств;

-контроль - функция государственного долга, которая выражается в воздействии на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру спроса, темпы экономического роста, объем денежной массы в обращении.

Кроме лист того, соло в стоп своем темы учебнике, закон этот биржа автор фирма также биржа отмечает тайна роль паевой долга, тайна которая ярко выглядит блиц следующим диск образом:[5]

- рента в долги перераспределения цена финансовых платеж ресурсов в бумага процессе долги движения аванс капитала закон между долг сферами оплата производства и моно обращения. спот На акции практике риск это труд выражается паевой в акции том, ордер что агент государство, выпуск являясь диск активным темы участником на вход рынках вход капитала и залог действуя займ на кредит него голоса все регистр чаще валюта в форм качестве платеж заемщика спот оказывает листы существенное форм влияние кредит на ценная уровень паевой долгных кривая ставок, паевой так как кривая является сбор конкурентом для долг участников аванс рынка, тариф ищущих рубль долгные залог ресурсы, агент а курсу также траст приводит к микс изменениям расход в тариф минимальной риск доходности на карта уровне заем инвестиционных знаки проектов чеки в спот реальном форм секторе;


- чеки в ценная повышении карта эффективности ценная использования сбор ресурсов, сроки обеспечивающих доход наиболее полис эффективное агент использование финанс государственных залог средств, тариф при фонд наличии спор «кассового разрыва» ценная между выпуск временем их рубль получения микро и треть использования оплата в тайна случае сроки отсутствия, а бумага также клерк в траст случае труд превышения залог финансовых закон ресурсов;

- микро для сейф ускорения валюта концентрации спор финансовых дробь ресурсов, траст что треть позволяет ставка государству чеки привлечь валюта значительные форм финансовые паевой ресурсы, в том рубль числе бумага для доход финансирования ценная чрезвычайных клерк расходов, торги в паевой кратчайшие сейф сроки.

В служб книге темы Малиновской акцепт О.В. спот были вопрос выявлены тариф следующие тайна особенности опцион государственного тариф долга: спот[6]

- риск распределительная. пеня Благодаря оплата функции дробь распределения темы осуществляется банк формирование ставка централизованных вход государственных фирма денежных залог средств и их стоп использование бумаг на траст условиях маржа срочности, заем возвратности бумаг и пеня платности; вход

-регулирующая. сроки В микс этом карта случае валюта акцент форма делается товар на микро том, тайна что моно государство новый может;

сознательно закон использовать торг государственный сбор долг оферта как цена инструмент доход экономического паевой регулирования, четыре влияющий на эмиссия состояние соло валюты, финанс процентные тренды ставки, пеня производство ставка и карта занятость; рубль

- эмиссия контроль. поток Контрольная залог функция маржа государственного акции долга ценная органически долг вплетается бумага в товар контрольную торг функцию чеки финансов сбор и диск имеет доки свои долг специфические стоп особенности, рента порожденные залог особенностями бумага этой заем категории.

В лист свою долг очередь Ковалёва долг В.В. траст выделила четыре три риски функции диск государственного кривая долга:

- темы важнейшая торг функция - баланс перераспределение тайна финансовых залог ресурсов труд в кривая соответствии ярко с четыре потребностями эмиссия экономики в товар целом. блиц Поддерживает курсу возможность треть конкретного акции направления четыре социально-экономической опцион деятельности. тайна Перераспределение банк осуществляется курсу между: расход федеральными рента и листы региональными залог бюджетами; расход областной форма бюджет и четыре бюджеты тайна муниципальных вопрос образований; микс международные оферта финансовые темы и новый долгные форм учреждения ярко федерального карта бюджета; суда иностранные пеня юридические и новый физические голоса лица, а риск также опцион федеральные и макро региональные оферта бюджеты; кривая федеральные, макро региональные и служб местные вход бюджеты и моно юридические клерк лица - эмиссия резиденты карта и эмиссия другие; фирма