ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический университет
(институт)
«Дошкольная педагогика, прикладная психология»
(институт)
ПРАКТИЧЕСКие ЗАДАНИя
по учебному курсу «Психолого-педагогическая диагностика»
Студент | Выходцева Виктория Евгеньевна (И.О. Фамилия) | |
Группа | ППОбп-1801б (И.О. Фамилия) | |
Преподаватель | Козлова Анна Юрьевна (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2022
Практическое задание №1
Таблица «Методы психолого-педагогической диагностики»
Методы | Виды | Характеристика | Преимущества | Недостатки |
Тесты | Индивидуальные тесты | Вид методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. | Возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к обследованию, отмечать функциональное состояние испытуемого. | Менее экономичны по сравнению с групповыми. |
| Групповые тесты | Тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек). | Строго соблюдается единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов объективизирована и не требует высокой квалификации. Результаты большинства групповых тестов могут обрабатываться на ПК. | У экспериментатора гораздо меньше возможностей установить взаимопонимание с испытуемым, пробудить его интерес и заручиться его сотрудничеством. Любые случайные состояния испытуемого, такие, как болезнь, утомление, беспокойство и тревожность, которые могут влиять на выполнение заданий, гораздо труднее выявить в групповом тестировании. |
| Вербальные | Основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме. | Апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной языковой форме. | Очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. |
| Невербальные | Тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т. п.). | Требуется понимание вербальных инструкций, само же выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции. | Уменьшают влияние языковых различий на результат испытания. Они также облегчают процедуру тестирования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. |
Опросники | Закрытые | Заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать один из них. | Простота процедуры регистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания, что важно при массовом обследовании. | Нередко у испытуемых возникают затруднения, когда необходимо принять категоричное решение. |
| Открытые | Предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению. | Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. | Сложность формализации ответов и их оценок, трудности интерпретации результатов, громоздкость процедуры и большие затраты времени. |
Проективная техника | | Группа методик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. | Характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах, уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление. | Сложность формализации ответов и их оценок, трудности интерпретации результатов. |
Метод наблюдения | хронологические, полевые (естественные для жизни наблюдаемого условия), лабораторные (объект наблюдается в искусственных условиях) и спровоцированные в естественных условиях, открытое или скрытое | | Можно пользоваться как качественным описанием событий, так и количественным. Анализ результатов также может быть качественным и количественным. Для того чтобы в какой-то мере уменьшить субъективизм наблюдателя при описании и обработке результатов, широко используется психологическое шкалирование. | Поскольку в этом методе в качестве «измерительного инструмента» выступает сам наблюдатель, то очень важно, чтобы он владел техникой наблюдений на высоком уровне и в полном объеме. Субъективность |
Беседа | интервью: клиническое диагностическое | Проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом(опрашиваемым). | Дает возможность получить сравнимые данные по разным испытуемым, ограничивает влияние посторонних воздействий, позволяет в полной мере и в нужной последовательности отработать все вопросы. | Воспринимается как ситуация экзаменационного опроса, что ограничивает проявления непосредственности и искренности отвечающего. |
Контент-анализ | | Количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. | Основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т. п.), его следует применять только тогда, когда есть достаточное количество материала для анализа, позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах испытуемого. | Сочетание формализованных методов диагностики с наблюдениями, беседами, тестами учителя и т. п. формами изучения обследуемого может дать удовлетворяющий результат. |
Практическое задание №2
Каталог методик диагностики познавательных процессов
№ | Психический познавательный процесс | Название методики, автор | Цель диагностической методики | Стимульный материал | Характер действий диагностируемого | Краткая процедура обработки результатов |
Дошкольный возраст | ||||||
1 | Восприятие | «Чего не хватает на этих рисунках?» Р.С. Немов | Выявить уровень целостности восприятия (умения осуществлять зрительный анализ и синтез) | Серия картинок, на каждой не хватает какой-то существенной детали. | Ребенку предлагается как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. | Проводящий диагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка. |
2 | Внимание | «Найди и вычеркни» | Определение продуктивности и устойчивости внимания | Изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок | Зачеркнуть в матрицах предметы, которые были названы | Определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. |
3 | Память | «Узнай фигуры» | Методика на узнавание | Картинки с изображениями | Найти похожую картинку | 10 баллов - ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек 8-9 баллов ребенок справился со всеми задачами до 50 сек 6-7 баллов ребенок справился со всеми задачами за 50-60 с 4-5 баллов ребенок справился со всеми задачами за 60-70с 2-3 балла ребенок справился со всеми задачами за 70-80 с 0-1 балл ребенок справился со всеми задачами больше чем за 80 с |
Младший школьный возраст | ||||||
1 | Восприятие | «Чем залатать коврик?» | Определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи | Картинки теста Равена | Из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика | |
2 | Внимание | Корректурная проба | Исследование степени концентрации и устойчивости внимания | Бланки с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур) | Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур). | Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы). |
3 | Мышление | Простые аналогии | Исследование логичности и гибкости мышления | Бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу. 1. Бежать Кричать стоять а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня | Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним. | О высоком уровне логики мышления свидетельствуют 8–10 правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном – 4–5, о низком – менее чем 5. |
4 | Память | «Память на числа» Э. Р. Ахмеджанов | Оценка кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности | Таблица с двенадцатью двухзначными числами | Испытуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с двенадцатью двухзначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке. | Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. |
5 | Речь | «Назови слова» | Определение запаса слов, которые хранятся в активной памяти ребенка | | Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания – 160 сек. 1. Животные. 2. Растения. 3. Цвета предметов. 4. Формы предметов. 5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета. 6. Действия человека. 7. Способы выполнения человеком действий. 8. Качества выполняемых человеком действий. | Оценка в баллах |
6 | Воображение | «Нарисуй что-нибудь» | Особенности воображения ребенка | Лист бумаги, набор фломастеров | Придумать и нарисовать что-либо необычное | Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям: 10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны. 8-9 баллов — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо. 5-7 баллов — ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне. 3-4 балла — ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны де тали. 0-2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии. Выводы об уровне развития 10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 5-7 баллов — средний. 3-4 балла — низкий. 0-2 балла — очень низкий |
Бланк выполнения задания 3
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
качества педагогических измерительных (тестовых) материалов, используемых для оценки качества подготовки обучающихся
8_класса
класс, курс
по курсу «Анатомия сердечно-сосудистой системы»
наименование учебной дисциплины/профессионального модуля, раздела, темы
Экспертная оценка теста по направлениям экспертизы
1. Анализ спецификационных характеристик тестов
1.1 Количество тестовых заданий в тесте 30
1.2 Определение процентного соотношения стандартизированных форм тестовых заданий в составе теста:
- закрытой формы 30,0%
- открытой формы 30,0%
- на установление соответствия 20,0%
- на установление правильной последовательности 10,0%
1.3 Определение компактности и логичности формулировки тестовых заданий и вариантов ответов (рекомендуемое количество слов в задании не более 15, формулировка в виде суждения или вопроса)
Совокупность заданий охватывает материал темы, задания написаны просто, правильные ответы однозначны. Ответ на один вопрос не дает ключа к ответам на другие. Диапазон сложности заданий достаточно широк.
Недостатки (если есть): в ответах встречаются выражения типа “все перечисленные” или “ни один из перечисленных”, что приводит к определенной двусмысленности в формулировке задания
1.4 Определение корректности тестовых заданий (отсутствие лишних слов, преднамеренных подсказок и сленга, а также оценочных суждений автора)
Задания корректны, краткие, сленг, преднамеренные подсказки отсутствуют
1.5 Определение однозначности формулировки тестовых заданий и ясности смысла тестовой ситуации (ориентация на получение однозначного заключения)
Формулировки однозначны, не допускают двусмысленного толкования
2. Анализ качества содержания тестовых заданий в тестах
2.1 Определение уровня значимости содержания каждого задания теста (указать порядковые номера тестовых заданий в варианте теста):
- неоправданное включение задания в тест
- значимое задание
- наиболее важный опорный элемент
2.2 Ожидаемое время выполнения теста испытуемыми с удовлетворительным уровнем подготовки 15 мин.
2.3 Определение ожидаемого процента выполнения теста испытуемыми с удовлетворительным уровнем подготовки (оптимальный процент выполнения теста испытуемыми с удовлетворительной подготовкой – 70% и более) 85%.
2.4 Степень содержательной валидности теста (достаточная, недостаточная): достаточная
Рекомендации по улучшению содержания тестов:
Рекомендуется пересмотреть варианты ответов на тесты и устранить ответы, допускающие неоднозначное толкование
Вывод эксперта о пригодности тестов для использования (рекомендовано использовать с целью оценки качества подготовки обучающихся /рекомендовано доработать с учетом данных рекомендаций).
После доработки тесты рекомендуется использовать с целью оценки качества подготовки учащихся по теме «Анатомия сердечно-сосудистой системы»
Эксперт:
Выходцева В.Е. |
Бланк выполнения задания 4
Психодиагностическое заключение
Ф.И.О. диагностируемого _Л.Н.А_______________________________
Пол _жен______ Возраст ___7______лет __9_________ мес.
Дата диагностики: 21.05______________________________________________
Время начала диагностики: 17:00______________________________________
Время окончания диагностики: 18:00__________________________________
Предмет диагностики (цель): личностные особенности
Диагностическая методика: «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич)
Заключение:
Девочка нарисовала «Арлана» - наполовину дракон, наполовину лев. Оба животных хищные и опасные, что несуществующий дракон, что лев. Выдуманное животное ребёнка изображено в угрожающей позе, как будто оно готовится к нападению, что может являться симптомокомплексом агрессивности. Цвета рисунка не яркие и не многообразные, а именно: присутствуют только черный и красные краски. Мрачность рисунка может говорить, как об агрессивности ребёнка, так и о депрессивном состоянии ребёнка. Сила нажатия карандаша средняя, что нормально для младшего школьника.
Примечания: результаты наблюдения диагноста за выполнением заданий методики, нарушение инструкции, состояние диагностируемого, условия, которые могли повлиять на результаты диагностики.
На протяжении теста девочка была спокойна. Она хотела выполнить рисунок только чёрным карандашом, в последние 10 минут теста она добавила акценты красным. Поэтому скудность цветов может объясняться нежеланием рисовать.
Рекомендации:
У ребёнка очень хорошие способности к изобразительному творчеству, однако из-за нежелания и отсутствия мотивации этот талант может не развиться. В этом случае можно порекомендовать выполнение заданий интересных для девочки или рисование на свободные темы.
Заключение составила В.Е.Выходцева
Бланк выполнения задания 5
Зрительно-моторный гештальт тест Бендер
ФИО ребенка Е.М.А.
Пол жен________ Дата рождения_10.04. 2010______________________
Дата тестирования__21.05_________________________________
Номер фигуры | Выполнение | ||||
Выполнение углов | Ориентация элементов | Взаимное расположение элементов | Общий балл | ||
А | 0 | 0 | 2 | 2 | |
1 | - | 2 | 0 | 2 | |
2 | - | 1 | 0 | 1 | |
3 | 0 | 2 | 2 | 4 | |
4 | 0 | 2 | 0 | 2 | |
5 | 0 | 0 | 2 | 2 | |
6 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
7 | 0 | 0 | 2 | 2 | |
8 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Общий балл | 15 | | |||
Балл за общие тенденции | 3 | | |||
Суммарный балл | 18 | | |||
Уровень выполнения | Высокий | | |||
Качественные показатели | Балл | ||||
Принятие задачи 0 б. – задача не принята, принята неадекватно; не сохранена; 1 б. – задача принята, сохранена, нет адекватной мотивации (интереса к заданию, желания выполнить), после безуспешных попыток ребенок теряет к ней интерес; 2 б. – задача принята, сохранена, вызывает интерес, мотивационно обеспечена | 2 | ||||
Планирование 0 б. – хаотичные пробы и ошибки без учета и анализа результата и соотнесения с условиями выполнения действия; 1 б.– осуществляет частично (опора на план и средства, но не всегда адекватная, есть импульсивные реакции); 2 б. – целенаправленное, последовательное выполнение заданий в соответствии с планом | 2 | ||||
Контроль 0 б. – не осуществляет; 1 б. – осуществляет периодически; 2 б. – осуществляет постоянно | 2 | ||||
Коррекция (может осуществляться лишь при наличии контроля!) 0 б. – не осуществляет; 1 б. – осуществляет периодически; 2 б. – осуществляет постоянно | 1 | ||||
Оценка (оценивается на основе ответов ребенка о качестве выполнения задания. Вопрос задается психологом, после выполнения ребенком задания): 0 б. – оценка либо отсутствует, либо ошибочна; 1 б. – оценивается только достижение/недостижение результата; причины не всегда называются, часто - неадекватно называются; 2 б. – адекватная оценка результата, эпизодически осуществляются меры приближения к цели, называются причины, но не всегда адекватно | 2 | ||||
Отношение к успеху и неудаче 0 б. – парадоксальная реакция, либо реакция отсутствует; 1 б. – адекватная на успех, неадекватная – на неудачу; 2 б. – адекватная на успех и неудачу | 2 |