Файл: Банковские риски и основы управления ими (на примере банка "Ермак")).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ БАНКОВСКИХ РИСКОВ
1.2 Классификация банковских рисков
2. УПРАВЛЕНИЕ БАНКОВСКИМИ РИСКАМИ
2.1 Подходы, принципы, методы и процесс управления банковскими рисками
2.2 Система управления банковскими рисками
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКИХ РИСКОВ
3.1 Механизмы регулирования рисков банковской системы
Рисунок 1 – Процесс управления банковскими рисками
Этап идентификации: метод экспертных оценок (дельфийский метод, морфологический анализ, сценарный анализ, метод дерева решений, коэффициентный анализ и т. д.), методы непараметрической статистики.
Этап оценки последствий наступления рисков: дифференциальный, интегральный, логарифмический, индексный метод, метод простых чисел, корреляционный, регрессионный анализ, дисперсионный, кластерный, факторный анализ, линейное, стохастическое программирование.
Этап выбора стратегии: лимитирование, резервирование, хеджирование (включая страхование), диверсификация (включая распределение), оптимизирование.
Этап контроля: метод делегирования полномочий и распределения ответственности, мониторинг, создание системы отчетности.
Рассмотрев этапы и методы процесса управления банковскими рисками, перейдем к анализу его структуры, которую, в свою очередь, можно представить как совокупность трех уровней, играющих определенную роль в процессе управления совокупным риском в банке.
В качестве первого или верхнего уровня выступают коллегиальные органы коммерческого банка, причем, учитывая их специфику, по нашему мнению, будет уместно разделить их на два подуровня: правление и комитеты. Главной функцией правления банка в аспекте управления рисками является выработка и утверждение стратегических планов, принятие стратегических управленческих решений, рассмотрение и утверждение «верхних» документов собственной нормативной базы.
Комитеты, призванные управлять банковскими рисками, как правило, имеют следующую классификацию8:
- кредитный комитет (управление кредитным риском);
- комитет по управлению активами и пассивами (управление процентным, валютным риском, риском ликвидности и т. д.);
- операционно-технологический комитет (управление операционным риском).
Комитеты в отличие от правления банка уже полностью вовлечены в процесс управления всеми рисковыми позициями банка посредством утверждения внутренней нормативной базы, принятия как стратегических, так и тактических управленческих решений касательно выполнения стратегических и тактических планов, открытия рисковых позиций, объем которых соответствует полномочиям каждого конкретного коллегиального органа банка. Именно комитеты, ответственные за управление рисками в банке, должны распределять полномочия структурных подразделений банка в данном виде деятельности, оставляя тактический контроль за процессом управления банковскими рисками своей прерогативой.
Роль второго уровня процесса управления банковскими рисками играет структурное подразделение, профессионально занимающееся этим процессом.
Как правило, это управление или департамент риск-менеджмента. Главной задачей такого подразделения остается обеспечение надлежащего прохождения всех этапов процесса управления банковскими рисками посредством создания и применения соответствующей внутренней нормативной базы, принятия тактических и оперативных управленческих решений.
Тактическое управление банковскими рисками, возлагаемое на подразделение риск-менеджмента, осуществляется на трех уровнях.
Уровень разработки:
- разработка внутренней нормативной базы;
- создание системы лимитов, квот и прочих ограничений;
- создание системы отчетности;
- разработка мероприятий антикризисного управления.
Уровень внедрения:
- создание рабочих групп;
- сценарный анализ (бэк-тестинг);
- анализ результатов тестирования.
Уровень использования внутренней нормативной базы:
- установление, пересмотр и контроль лимитов;
- использование прочих производных от методов управления банковских рисков;
- сценарный анализ (стресс-тестирование).
Таким образом, процесс управления рисками можно представить в качестве механизма, состоящего из трех уровней, где первый уровень отвечает за стратегическое управление, на втором осуществляется тактическое и оперативное управление, на третьем оперативное.
Главным принципом функционирования данного механизма остается четкая регламентация целей, задач, функций и полномочий всех структурных подразделений и коллегиальных органов, задействованных в процессе управления банковскими рисками.
Важным аспектом в управлении банковскими рисками является четкая систематизация внутренней нормативной базы.
Иными словами, регламентирующие деятельность банка документы должны иметь строгую иерархию (рисунок 2).
Рисунок 2 – Иерархия внутренней нормативной базы, регламентирующей процесс управления банковскими рисками
Рассмотрим, что должен представлять собой каждый из упомянутых выше документов.
«Политика управления рисками в коммерческом банке» является главным, «верхним» документом, в котором отражается видение руководством банка процесса управления банковскими рисками, дается классификация рисков для данного банка, определяются основные цели и задачи риск-менеджмента.
Данный документ утверждает процедуру разработки и утверждения политики управления банковскими рисками, описывает общие принципы организации и функционирования системы управления банковскими рисками.
Действие «Политики управления рисками в коммерческом банке» должно распространяться на все активные и пассивные операции банка, на все иные виды деятельности банка и являться обязательным к исполнению всеми подразделениями и работниками банка.
В Положении об управлении конкретным банковским риском описывается и регламентируется процесс управления риском, даются определения специализированных терминов, декларируются цели Положения. Также отображаются принципы управления банковским риском, права и обязательства комитетов и подразделений коммерческого банка, основные методы идентификации и оценки риска, структура лимитов. Реализация утвержденного положения является одной из основных функций управления риск-менеджмента.
Методики по своей сути являются более узкими и конкретизированными документами, как правило, регламентирующими использование одного или нескольких инструментов управления риском. В таких методиках необходимо указывать область применения, а также базу для предполагаемых расчетов9.
Основным назначением различных регламентов является определение взаимодействия структурных подразделений банка в процессе управления банковскими рисками, а точнее порядка применения методологии и инструментария риск-менеджмента.
Важным аспектом создания внутренней нормативной базы по управлению банковскими рисками является полное соответствие действующему законодательству, а также методическим рекомендациям и нормативным актам Банка России.
Следует отметить, что современному риск-менеджменту, как относительно молодому направлению банковской деятельности, свойственно теснейшее переплетение научно-теоретических исследований и практических методических разработок.
Именно исходя из этих соображений наиболее целесообразную структуру управления риск-менеджмента можно представить в следующем виде: отдел разработки технологий управления рисками; отдел управления рисками; отдел контроля рисков. В данной структуре прослеживается твердая логика процесса управления банковскими рисками. Действительно, управлению и контролю рисков должна предшествовать серьезная научно-методическая работа.
Отдел управления рисками выступает связующим звеном между научными исследованиями и практическими результатами.
Основными функциями является тестирование и внедрение новых методик и процедур, расчет лимитов и других ограничений в рамках утвержденной внутренней нормативной базы, подготовка управленческой отчетности для коллегиальных органов и руководства банка.
Завершающим этапом процесса управления банковскими рисками на уровне подразделения риск-менеджмента является системный контроль отклонений рисковых позиций от нормативных значений, организация обратной связи между управлением риск-менеджмента и другими структурными подразделениями коммерческого банка (отдел контроля рисков).
2.2 Система управления банковскими рисками
Определившись с такими понятиями, как иерархичность внутренней нормативной базы, структура процесса управления банковскими рисками и его методология, объединим их в единую систему управления банковским риском (рисунок 3).
Как видно из рисунка 3, центральным моментом в процессе управления банковскими рисками является выделение центров ответственности, каждый из которых выполняет определенную роль в данном процессе. Целесообразно выделять три типа центров ответственности: коллегиальные органы, управление риск-менеджментом, структурные подразделения10. Их деятельность рассматривается в следующих аспектах: участие в процессе управления, функционирование нормативной базы, уровень управленческих решений.
Рисунок 3 – Система управления банковскими рисками
Таким образом, управление системой банковских рисков является одной из важнейших логичных составляющих организованного процесса функционирования банка, и поэтому оно обязано быть интегрировано в данный процесс, иметь на вооружении научно обоснованную стратегию, тактику и оперативную реализацию.
Стратегия управления банковскими рисками должна органично вписываться в общую стратегию банка по управлению имеющимися в распоряжении активами и пассивами, а также должна быть взаимосвязана с другими стратегиями в соответствии с критериями системности и комплексности.
Система управления банковскими рисками — это совокупность приемов (способов и методов) работы персонала банка, позволяющих обеспечить положительный финансовый результат при наличии неопределенности в условиях деятельности, прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к исключению или снижению его отрицательных последствий.
Эта система управления может быть описана на основе разных критериев. Исходя из видов банковских рисков, в этой системе можно выделить блоки управления кредитным риском, риском несбалансированной ликвидности, процентным, операционным, потери доходности, а также комплексные блоки, связанные с рисками, возникающими в процессе отдельных направлений деятельности кредитной организации. При другой системе классификации рисков в качестве самостоятельных блоков выделяются подсистемы управления индивидуальными (частными) рисками и блок управления совокупными рисками.
К первому блоку относятся управление риском кредитной сделки и других видов операций банка, ко второму — управление рисками различных портфелей банка — кредитного, торгового, инвестиционного, привлеченных ресурсов и т.д11.
Выбор стратегии работы банка осуществляется на основе изучения рынка банковских услуг и отдельных его сегментов. К числу наиболее рисковых стратегий относятся, как известно, стратегия лидера и стратегия, связанная с продажей новых услуг на новом рынке. Рисковость этих стратегий сглаживается, если банк на других сегментах рынка продолжает работать со старой клиентурой, предлагая ей отработанный пакет услуг. Относительно рискована и стратегия работы с VIP-клиентами, предполагающая индивидуализацию услуг.
Система отслеживания рисков включает способы выявления (идентификации) риска, приемы оценки риска, механизм мониторинга риска.
Механизм защиты банка от риска складывается из текущего регулирования риска и методов его минимизации. При этом под текущим регулированием риска понимается отслеживание критических показателей и принятие на этой основе оперативных решений по операциям банка.
В аспекте организации процесса управления рисками рассматриваемая система предполагает выделение следующих элементов управления:
- субъекты управления;
- идентификация риска;
- оценка степени риска;
- мониторинг риска.
Все элементы этого описания системы управления банковскими рисками, представляют собой различное сочетание приемов, способов и методов работы персонала банка. Остановимся подробнее на отдельных элементах данного построения системы.
Субъекты управления банковскими рисками зависят от размеров и структуры банка. Но общим для всех банков является то, что к их числу можно отнести:
- руководство банка, отвечающее за стратегию и тактику банка, направленные на рост прибыли при допустимом уровне рисков;
- комитеты, принимающие решения о степени определенных видов фундаментальных рисков, которые может принять на себя банк;
- подразделение банка, занимающееся планированием его деятельности;
- функциональные подразделения, отвечающие за коммерческие риски, связанные с направлениями деятельности этих подразделений;
- аналитические подразделения, предоставляющие информацию для принятия решений по банковским рискам;
- службы внутреннего аудита и контроля, способствующие минимизации операционных рисков и выявлению критических показателей, сигнализирующих о возможности возникновения рисковой ситуации;
- юридический отдел, контролирующий правовые риски.