Файл: Контроль деятельности предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

Контроль обеспечивает достижение целей организации, обладает многими важными свойствами. Цели, задачи и объекты контроля, применяемые в управленческой системе, а фактически на железнодорожном транспорте будут рассмотрены нами в этой работе.

Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи стоящие перед организацией. Ориентация на результаты. Если вы хотите сделать контроль эффективным, вы должны тщательно следить за тем, чтобы эти самоочевидные средства контроля не заняли более важного места, чем цели организации. Важна деятельность в тех областях, которые не имеют стратегического значения, контроль должен отражать общие приоритеты организации и поддерживать их, также важна своевременность контроля. Она заключается не в высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, которые адекватно соответствуют контролируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала такого рода определяется с учетом временных рамок. Избыточная сложность ведет к беспорядку, потери контроля над ситуацией. Простота контроля – важна, чтобы соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее. Контролирующая система должна приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды. Например, если неожиданно возникает новый фактор издержек, вызванный, скажем необходимостью адаптации к недавно принятому законодательству, до тех пор, пока не будет встроен в систему контроля фирмы, система контроля не сможет отслеживать производственные издержки, поэтому приоритетность отдается гибкому контролю.

Регулярность и открытость контроля должна носить постоянный характер. Открытость осуществляется официально – уполномоченными должностными лицами. Гласность и объективность контроля основывается на количественных и качественных нормативах. Доведения до сведения подчиненных, дабы не возникало недоверия в коллективе.

Теоретические аспекты эффективного контроля предприятия, системы контроля деятельности предприятия, особенности контроля на железнодорожном транспорте в данной работе являются целью исследования. Транспорт является обслуживающей отраслью народного хозяйства и играет огромную роль в хозяйственном, социально культурном и оборонном строительстве. От успешной работы транспортных предприятий зависят эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие товарооборота и торговли, состояние обороноспособности страны. Для большинства видов транспорта характерна высокая степень централизации управления, что обусловлено значением и особенностями деятельности управляемых объектов. Транспорт – источник повышенной опасности. Поэтому для обеспечения безопасности движения организуется специализированный контроль.


Также требуется обеспечить управление транспортом как единым целым, как комплексом, в котором тесно увязаны пассажирские и грузовые потоки и согласованы циклы деятельности. Без этого транспортная система не может функционировать эффективно. Актуальность темы курсовой работы определяется высокой конкурентной способностью рынка транспортных услуг и необходимость повышения устойчивости и способности работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства Российской Федерации и общенационального экономического развития государства в целом.

Реформирование отрасли требует совершенствования действующей системы организации и эффективности контроля управления, нового типа взаимоотношений внутри предприятия, строящихся на основе взаимных интересов и взаимной выгоды сторон при широком внедрении прогрессивных информационных технологий и эффективном построении кадрового резерва.

1. Теоретические аспекты эффективности контроля деятельности предприятия.

Постоянное возрастание требований к качеству управленческой деятельности, обусловлено разнообразными факторами: увеличением размеров современных предприятий и усложнением их целей, стремительным ростом научно – технического прогресса, геополитическими и социально – экономическими изменениями в мире, ростом разнообразия и сложностями используемых технологий, изменением технологий, изменением предпочтений потребителей, усложнением конкурентной среды и т. д. Контроль - представляет собой сложную социально ориентированную систему, которая, в свою очередь, является одной из важнейших структурных составляющих более крупной системы- системы управления организацией. Функция контроля включает в себя сбор, обработку и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений предприятия, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработку мероприятий. Необходимых для достижения намеченных целей. В связи с этим контроль рассматривается не только как анализ причин отклонений и выявление возможных тенденций развития.


рис.1.

Контроль – фундаментальный элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационной структуры. Ни мотивация не могут рассматриваться в отрыве от контроля. Помимо уже известного нам определения контроля, можно использовать еще одно. Контроль это количественная и качественная оценка и учет результатов деятельности организации.

Основной задачей контроля является установка стандартов, руководствоваться которыми нужно при выполнении задания, при изменении достигнутых результатов и проводить корректировки в том случае, когда полученные результаты существенно отличаются то плановых. В современных условиях рынка одним из важных средств ориентации регулирования деятельности всех видов выступает контроль. Присутствуя в сферах правоотношений, он касается тысячи организаций и интересов миллионов людей. В это время выявляется необходимость организационного контроля, обеспечивающая оперативные управленческие решения. Контроль выявляет слабые стороны, позволяя при этом наиболее эффективно использовать ресурсы, избегая при этом кризисные ситуации и вводя при необходимости в действие резервы.

Одной из функций контроля является планирование. Планирование постоянно должно рассматривать возможности и условия изменения и функционирования и развития фирм. Контроль должен обеспечить точную оценку реально сложившейся ситуации, таким образом создавая предпосылки для вносимых корректив в показатели развития как фирмы в целом так и отдельных подразделений.

Главным признаком, отражающим сущность управления, является воздействие с целью сохранения или изменения состояния объекта управления. Управление как процесс представляет собой последовательность действий, которые обеспечивают необходимое состояние управляемого объекта.

1.1 Понятия контроля в менеджменте.

Контроль как функция менеджмента – это вид управленческой деятельности с целью удержания организации на выбранной траектории развития посредством сравнения показателей деятельности с установленными стандартами и принятия необходимых мер при отклонениях.

Предметом науки управления являются технологии и методы управления, а также тенденции развития практики управления. Эта наука синтезирует знания экономики, социологии, психологии, кибернетики, информатики и других наук. Современная парадигма управления все в меньшей степени опирается на тейлоризм, она характеризуется не простой исполнительностью каждого работника, а его инициативой.


Новая парадигма управления - реальные ответы на вызовы времени, быстрые и подчас непредсказуемые изменения внешней среды. Адаптация, приспособляемость стали жизненно важными необходимыми свойствами любой организации. Новая парадигма управления основана на инновациях, на использовании знаний.

Управление социально – экономическими процессами – это воздействие на объект управления с целью его упорядочивания, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Это сознательное целенаправленное воздействие со стороны государства, экономических субъектов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия в нужное русло и получить желаемые результаты.

Понятия управление и менеджмент часто употребляется как синонимы, в то же время между ними имеются различия.

Менеджмент означает, как правило, управление людьми в организациях. В современных условиях объектами управления помимо организаций и производственных процессов становятся глобальные организации и глобальные процессы, нематериальные объекты и процессы обслуживания. Постоянное возрастание требований к качеству управленческой деятельности обусловлено разнообразными факторами: увеличением размеров современных предприятий и усложнением их целей, стремительным ростом научно-технического прогресса, геополитическим и социально-экономическими изменениями в мире, возрастанием разнообразия и сложностями используемых технологий, изменением предпочтений потребителей, усложнением конкурентной среды и т. п.

Главнейшей задачей управления предприятия должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого на предприятии работника. Научная организация управления, исходит из твердого убеждения в том, что истинные интересы тех и других вполне совпадают, что благосостояние для предпринимателя напрямую зависит от благосостояния занятых в его предприятии рабочих.

Анри Файоль- связывал успех компании с рядом простых, но важных принципов. Он предложил рассматривать управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования. А. Файоль разработал первую законченную концепцию менеджмента, в которой предложил такие понятия как « функции управления» и « принципы управления». Он отказался от взгляда на управление как « исключительную привилегию » высшего руководства, чем выше уровень организационной иерархии, тем выше административная ответственность, и наоборот*.


Лилиан Гилберт – положила начало области управления, которая теперь называется управление кадрами. Она исследовала такие вопросы как подбор, расстановка и подготовка персонала.*

Генри ЛоуренсГант – американский инженер. Он является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий. Разработал систему плановых графиков позволяющих осуществлять контроль за планированием и составлять календарные планы на будущее.*

Гаррингтон Эмерсон – проводил экономические и инженерные исследования в интересах железнодорожного транспорта. В 1900 году вышла его книга « Производительность как основание для управления и оплаты труда».*

Исследования и научные труды перечисленных выше личностей, очень эффективно выражают основные приоритеты управления и контроля за предприятием, а именно контроля и координации действий, планирования. Распределения обязанностей между работниками, объяснение каждому исполнителю его выгоды или необходимости участия в общем деле, контроля со стороны старших и т. п. Повысить количество и качество производства, разделение труда позволяет сокращать число объектов, на которые должно быть направлено внимание и действие.

Немаловажным аспектом в качестве и эффективном контроле управления является личностные качества руководителя. В руководителе различают авторитет власти на основе устава и личный авторитет, основанный на уме, знаниях, опыте, нравственной силе, распорядительности, заслугах и т. д. В хорошем руководителе личный авторитет должен быть необходимым дополнением к власти. Власть немыслима без ответственности. [1]Ответственность есть венец власти, ее естественное следствие, ее необходимый придаток.

Эффективное управление – один руководитель и одна программа совокупности операций преследующих одну и ту же цель. Подчинение частных интересов общему – это значит, что в предприятии интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия. Результатом порядка должно быть уменьшение потерь материала и времени, а для социального порядка нужно определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте. Отношение к персоналу благожелательно, справедливо в сочетании с правосудием влечет за собой исполнение обязанностей с полным рвением и преданностью. Это такие запросы, с которыми надо очень считаться в обращении с персоналом.

Под критерием эффективности управления понимается какой – либо показатель, характеризующий успешность работы организации после того или иного управленческого воздействия на нее. Так например, в результате грамотных действий менеджеров могут значительно повыситься объемы производства и продаж продукции, увеличиться выручка компании, снизиться текучесть кадров, улучшиться морально – психологический климат в коллективе и т. п. Единение персонала. В единении – сила. Над этим изречением не мешает задуматься руководителям предприятий. Гармония, единение персонала предприятия – большая сила в предприятии. Стало быть, надо стремиться ее установить.