Файл: Органы местного самоуправления (Что такое местное самоуправление).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
Заключение
Какие практические выводы можно сделать на основе анализа нашего опыта в становлении местного самоуправления?
Во-первых, нельзя слепо копировать опыт местного самоуправления, будь то американского, европейского или иного другого, история и традиции которых уже насчитывают сотни лет. Мы в своем стремлении сделать «все и сразу» в принципе оказались как с экономической, социальной, политической, так и культурной точек зрения не готовы к реализации указанных моделей на российском пространстве. Подобное забегание вперед во многом подорвало доверие к идее становления и развития местного самоуправления в нынешних российских условиях.
Во-вторых, исходя из положений ст.132 Конституции РФ и ст.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» можно сформулировать шесть основополагающих принципов характеристики муниципального образования: наличие выборных органов; собственности; бюджета; местных налогов и сборов; охраны общественного порядка; не подчиненность одного муниципального образования другому. Сами по себе указанные принципы замечаний не вызывают. Вопросы возникают по поводу их практического применения и получения соответствующего социального результата. А результат таков. В России муниципальные образования в основном конституировались на уровне городов и районов субъектов Российской Федерации. Именно на этом уровне все вышеуказанные принципы получили реальное подтверждение. В итоге конституционное право жителей иных населенных пунктов и местных сообществ, расположенных в пределах городов, районов, ставших муниципальными образованиями, оказалось существенно ограниченным. Указанные населенные пункты и местные сообщества не имеют своего бюджета, собственности, налогов и сборов и т.д., а приобретение ими правового статуса муниципального образования в современных условия практически не возможно. Таким образом, право значительного количества населения страны на местное самоуправление оказалось под вопросом, усугубляя тем самым их дальнейшее отчуждение от участия в управлении делами общества, ведущего к потере социально-экономического потенциала развития.
В-третьих, местное самоуправление, так и не став инструментом «самостоятельного решения населением вопросов местного значения» (п.1 ст.130 Конституции РФ), интенсивно превращается в механизм расширения самостоятельности узкого круга муниципальной бюрократии. Особенно это хорошо видно на примере крупных городов России. В указанных «муниципальных образованиях» созданы вертикально интегрированные системы муниципальной власти. Например, в городе Омске в условиях советского времени при всех его идеологических издержках городское население избирало семь районных советов народных депутатов по 50 депутатов, горсовет – 250 депутатов, работала 131 депутатская группа, сотни квартальных, домовых и уличных комитетов, а также иных органов общественной самодеятельности, в которых население непосредственно участвовало в решении вопросов местного значения. В настоящее время население избирает лишь мэра города и 17 депутатов горсовета. Общественное же территориальное самоуправление, сформированное административным путем, сосредоточено в чуть более 70 КТОСах. Город разделен на пять административных округов, руководители которых назначаются главой городского самоуправления и по должности являются его заместителями. В общем, хотели народное управление, а получили бюрократическое «самоуправление».
В-четвертых, все вышеуказанные практические выводы обусловили наступление такого положения, когда по существу в каждом субъекте РФ местное самоуправление стало специфически «рязанским, казанским, омским» и т.д., разрывая тем самым единство конституционного пространства России, поскольку право граждан на местное самоуправление получило различную степень его практической реализации в зависимости от территории проживания.
Вместе с тем, критическая тональность наших практических выводов не ставит под сомнение основополагающий факт необходимости существования местного самоуправления в РФ, значение которого в модернизации нашего общества и государства просто трудно переоценить. Но это не исключает проведения серьезной работы по корректировке социально-правового статуса местного самоуправления и приведения его в соответствие с требованиями настоящего времени. Каковы принципы подобной корреляции местного самоуправления? На мой взгляд можно предложить следующие:
- серьезная трансформация федерального законодательства о местном самоуправлении под углом зрения укрепления начал унификации и единообразия, реализации прав граждан на местное самоуправление не зависимо от территории проживания;
- рассмотрение возможности о разукрупнении формата местного самоуправления с городов, районов субъекта РФ на уровень сельских поселений и местных сообществ, приближая тем самым к населению реальные инструменты власти и собственности;
- формирование организационно-правовых условий развития финансово-экономических основ местного самоуправления и, прежде всего, самостоятельной налоговой составляющей по принципу «один налог – один бюджет»;
- создание социально-правовых основ стимулирующих объединение муниципальных образований в различные союзы и ассоциации с учреждением представительных и исполнительных органов в городах, районах субъекта РФ.
В заключение хотелось бы отметить, что для обеспечения всестороннего комплексного подхода к становлению и развитию местного самоуправления в РФ следует разработать и принять соответствующую федеральную государственную программу.
Библиографический список
1.Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000.
2. Баглай М. В., Гуманов В. А. Малая энциклопедия конституционного права. – М.: Изд-во БЕК, 1998.
3. Государство и право Российской Федерации /Е. И. Козлова, О.Е. Кутафин, Н. А. Михеева, Ю. И. Скуратов. – М., 1996.
4. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. – М., 1995.
5. Исаев И. А. История государства и права России. Полный курс лекций. 2-издани М. Юрист. 1994.
6. Катков А. П. Конституционное право России. – М., 1998
7. Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. – М.: Юристъ, 1994.
8. Конституция России: глава 8
9.Иванец Г. И., Калининский И. В., Червонюк В. И. Местное самоуправление в Российской Федерации // Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. проф. В. И. Червонюка. — М.: Юридическая литература, 2002. — С. 165 — 167. — 432 с. — ISBN 5-7260-0987-8.
10.Конституция РСФСР 1978 года. Раздел VII "Местные органы государственной власти и управления"
11 Встреча с представителями интернет-сообщества. kremlin.ru (29 апреля 2011 года). Дата обращения 18 июня 2011. Архивировано 1 июня 2012 года.
12.Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ
13. Статья 16. Вопросы местного значения городского округа (недоступная ссылка). Дата обращения 13 августа 2019. Архивировано 24 сентября 2018 года.
14. Решение Центрального районного суда г. Хабаровск от 11 сентября 2012 года
15. Постановление Правительства РФ от 09.06.2010 N 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций
16.Статья 3.1. Государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта
17.ЛК РФ Статья 98. Муниципальный лесной контроль
18.ЛК РФ Статья 84. Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений
19.Статья 12. Изменение границ муниципального образования
20.Статья 13. Преобразование муниципальных образований
21.Статья 16.1 Права органов местного самоуправления
22.Обеспечение правопорядка в общественных местах
23.Статья 17.1. Муниципальный контроль
24.Глава 4. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
25.Статья 16. Вопросы местного значения муниципального, городского округа
26.Статья 15. Вопросы местного значения муниципального района
27.Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
28.ФЗ-131, статья 17 Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения