Файл: Основные данные о работе Версия шаблона 1 цдор.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные данные о работе


Версия шаблона

2.1

ЦДОР

Вожегодский ЦДОР

Вид работы

Творческое эссе

Название дисциплины

Государственное и муниципальное управление

Тема

Сознание и бессознательное

Фамилия

Коноплева

Имя

Мария

Отчество

Леонидовна

№ контракта

0790014404401003



Основная часть

Сознание и бессознательное


  1. Введение

Еще античные мыслители пытались разгадать тайну феномена сознания. На протяжении долгих веков шли дискуссии вокруг природы сознания и искались пути его познания. Всё то время, пока не появились конкретные исторические условия и естественные науки еще не достигли достаточного уровня развития, психические явления рассматривались в рамках философии и абстрактно-логического объяснения этих явлений.

Размышляя о психике и поведении человека, по-моему, стоит уделить особое внимание проблеме взаимосвязи сознания и бессознательного. Ведь актуальность и значимость проблемы сознания всё чаще включают в число острых проблем современности. Эволюцию и изменение сознания, способы извлечения наибольшего количества полезной информации из сферы бессознательного и использования ее на практике связывают с выживаемостью человека, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы.

Понятие сознания является одним из центральных в психологии, философии, да и во всех антропологических науках. Именно поэтому проблема сознания и его взаимодействия с бессознательным порождает многообразие подходов к ней, множество взглядов на ее личные аспекты.

Сквозь всю историю развития психологической науки проходят исследования в области данной проблемы таких зарубежных психологов, как Вильгельм Вундт, Рене Декарт, Иммануил Кант, Бенедикт Спиноза, Густав Теодор Фехнер и других. Особое внимание уделяли проблемам глубинной психологии Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Карл Теодор Ясперс. Отечественными психологами Львом Семёновичем Выготским, Дмитрием Николаевичем Узнадзе и многими другими также были выдвинуты научные теории согласно проблемам сознания.


  1. Сознательное и бессознательное в структуре личности.

В течение долгих веков идут бурные споры и обсуждения вокруг сущности сознания и возможностей его познания. По представлениям, прошедшим через всю эпоху человечества и сохранившимся в наши дни, в религиозных верованиях и в идеалистической философии, материя – это нечто косное и неизменное, простое, а мысль, наоборот, духовное, активное, творческое, сложное. Люди были убеждены в том, что в человеческом организме присутствует особая, сверхъестественная сила – душа, которая является источником и причиной всех наших мыслей, чувств и желаний. Подобные представления являлись препятствием на пути исследования как явлений природы и событий общественной жизни, так и самой сущности человека. Здесь лежат начала агностических утверждений о том, что постигнуть суть сознания невозможно и все попытки будут совершенно тщетны и напрасны.

Метафизический материализм сводил сознание к пассивно-созерцательному отражению мира и не учитывал его социально-исторической сущности, его связи с общественной практикой, однако исходил из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира. Основоположники диалектического материализма первыми представили последовательно материалистическое и одновременно диалектическое объяснение сущности сознания и его происхождения, выявив социально-исторический, специфически человеческий уровень определения явлений психики, сознания. Ключевым моментом понимания сознания здесь является научное объяснение сущности и социально-исторической роли общественной практики, рассмотрение человека как продукта его собственного труда и общественный отношений.

Сознание – высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в общественном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатом, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Основой сознания, способом его существования является знание.

Сознание человека возникло и развивалось в ходе общественной практики, и история его становления, скорее всего, включает всего несколько десятков тысяч лет истории цивилизации. Основным условием развития человеческого сознания является общая трудовая деятельность при постоянном вербальном общении с другими людьми. Конечно, такой вид деятельности требует прямого взаимодействия людей друг с другом. На основании этого в итоге получается создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознавался бы целью их сотрудничества. В этом смысле сознание является продуктом общественного развития и вне общества не существует.



Особое значение для развития сознания имеет творческий характер деятельности человека. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих образов, мыслей, ощущений, представлений, чувств. Все они материально воплощаются в предметах творческого труда и впоследствии, при восприятии этих предметов, воплотивших в себе психологию их творцов, становятся осознанными.

Человек познает себя в сравнении с другими живыми организмами. Знанию своей анатомии и физиологии человек в большой степени обязан опытам над животными: изучая их анатомию и физиологию, через процедуры сравнения, аналогии у него есть возможность уточнить знание о своем теле. Но, увы, сравнить феномен своего сознания ему не с чем, ведь сознание – уникальная способность, присущая только человеку.

Сознание в современной трактовке – это способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

Крупный философ и гуманист Мераб Константинович Мамардашвили определял сознание как светящуюся точку, некий центр перспективы, в котором мгновенно приводятся в связь увиденное, прочувственное, переживаемое и подуманное. В своей работе «Как я понимаю философию» он пишет: «Сознание – это прежде всего сознание иного. Но не в том смысле, что человек отстранен от привычного ему, обыденного мира, в котором он находится. В этот момент человек смотрит на него словно глазами иного мира, и он начинает казаться ему непривычным, не само собой разумеющимся. Это и есть сознание как свидетельство. То есть, я подчеркиваю, во-первых, что есть сознание и, во-вторых, что термин «сознание» в принципе означает какую-то связь или соотнесенность человека с иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности».

Сознание предполагает, что акты «я мыслю», «я переживаю», «я вижу» и т.д., вызванные взаимодействием «я» и внешнего мира, одновременно порождают сопровождающие их акты: «я мыслю, что я мыслю», «я переживаю, что я переживаю», «я вижу, что я вижу» и т.д. Эти сопровождающие акты составляют содержание рефлексии и самосознания. В сознании человек не просто переживает, а отдает себе отчет в том, что он переживает, и наделяет переживание смыслом. Психическая процедура «я мыслю» не равна сознанию. Для его возникновения необходимо, чтобы человек взял свое мышление о чем бы то ни
было под контроль самой мысли, то есть занялся процедурой понимания того, почему он об этом мыслит, как он мыслит, есть ли какая-либо цель в его мыслительном процессе к конкретному предмету и т.д.

Направленность на внешние предметы присутствует и в психике животных, но без актов рефлексии и самосознания, предполагающих формирование «я», как состояния выделяемости человека из природы, из сообщества других людей (других «я»). Без «я» нет сознания, поэтому оно присуще только людям.

Философы всегда искали связь сознания с чем-то запредельным. Они обратили внимание на то, что в сознание прорывается нечто такое, что лежит где-то в его глубине или же за его пределами. Они обратили внимание, что неосознаваемое, в определенной мере присущее самому сознанию, выходит за рамки сознания.

  1. Бессознательное в психике человека.

Для осознанного управления своим поведением человек использует сигналы, которые поступают как из внешней среды, так и из внутренних органов и систем. Большая часть сигналов человеком не осознается, и, несмотря на то, что они используются для регулирования поведения, происходит это на подсознательном уровне. Совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом, называется бессознательным.

Область бессознательного велика. Это активные психические образования, состояния, процессы, операции и действия человека. Сознание находит свои силы в бессознательном. Это такое состояние человека, при котором у него отсутствует сознание, а психика продолжает активно функционировать.

Бессознательное являет собой вместилище примитивных инстинктивных побуждений, эмоций и воспоминаний, которые, по одной из версий, так сильно угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного.

Под бессознательным подразумевается два способа действий:

1) Автоматические, рефлекторные действия, причина которых еще не дошла до сознания, или действия, совершаемые при намеренном или естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме, потере сознания и пр.);

2) Активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, соответственно и сами в данный момент не осознаваемые.


Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Существуют бессознательные ощущения, к которым можно отнести ощущения равновесия, ощущения собственного тела. Сюда же отнесём неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, вызывающие непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах. Здесь же будет умение ходить, читать, писать, говорить. Все эти действия выполняются человеком на автомате, без раздумий. Изначально они формируются под контролем сознания, а потом переходят в бессознательную область психики, переключая сознание на контроль более сложных операций.

Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в явлениях, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве «дежа-вю», которое иногда возникает у человека при восприятии какого-то объекта, предмета или ситуации.

Бессознательная память – это память, связанная с долговременной и генетической памятью. Таким видом памяти контролируется мышление, внимание, определяется содержание мыслей человека в конкретный момент времени, его образы и объекты, на которых сосредоточено его внимание. Бессознательное мышление особенно ярко выступает в процессе решения человеком творческих задач. Оно поясняет, как именно творческим людям приходит озарение, и почему те полностью не осознают своих идей. Бессознательное мышление приходит в сознание не только во время бодрствования, но и во сне или опьянении, причем нередко – в виде образов и символов.

Существует ещё и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков человека. Проявляется это, когда человек стремится совершить поступок, не осознавая причины своего желания. Это явление было открыто в результате гипнотических экспериментов.

Бессознательное в личности человека – это те чувства, интересы и желания, которые человек не осознает у себя, но которые, однако, ему присущи. Они проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях, которые связаны с восприятием, памятью и воображением. Все эти явления получили определение, как “ошибочные действия”. Примеры бессознательного: оговорки, описки, ошибки при слушании слов; непроизвольное забывание имен, обещаний, событий и другого, что вызывает у человека неприятные эмоции