ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина
Факультет | Разработки нефтяных и газовых месторождений |
Кафедра | Бурения нефтяных и газовых скважин |
Домашнее задание №2
по дисциплине | Технологическая безопасность при строительстве | |
| скважин | |
| ||
на тему | Обоснование безопасности устройства для крепления и | |
| перепуска талевого каната, используемого при | |
| производстве буровых работ |
| | ВЫПОЛНИЛ: | | |||
| | Студент группы | РНМ-22-01 | |||
| | | (номер группы) | |||
| | Кенджаев И.Т. | ||||
| | | ||||
| | ПРОВЕРИЛ: | | |||
| | Профессор кафедры бурения нефтяных и газовых скважин | ||||
| | |||||
| | Балаба Владимир Иванович | ||||
| | (фамилия, имя, отчество) | ||||
| Москва, 2023 | | |
Оглавление
-
Функциональное назначение устройства. Принципиальная схема и краткое описание конструкции 3 -
Требования безопасности к техническому устройству 6 -
Термины, относящиеся к данному техническому устройству по ГОСТ 27.002-2015 8 -
Примеры инцидентов и аварий с техническим устройством 10
Список источников 11
-
Функциональное назначение устройства
Принципиальная схема и краткое описание конструкции
Различные по грузоподъемности устройства для крепления и перепуска талевого каната используют в талевых механизмах для крепления неподвижного конца талевого каната. Наряду с основным назначением рассматриваемые устройства обеспечивают удобство и быстроту смены и перепуска талевого каната. Механизм для крепления неподвижного конца талевого каната представлен на рисунке 1 и состоит из станины 1, на которой находится рычаг 4 с осью 7 и подшипником качения 8.
Рисунок 1– Механизм для крепления неподвижного конца талевого каната
-
– станина; 2 – датчик веса; 3 – зажимы; 4 – рычаг; 5 – канат талевый; 6 -
барабан конический; 7, 9 – ось; 8, 10 – подшипники качения; 11 – палец стопорный; 12 – планка.
На рычаге установлены конический барабан 6 и зажимы 3 для крепления талевого каната 5. Благодаря вращению конического барабана в подшипнике 10,
расположенном на оси 9, канат без скольжения, легко и быстро перемещается по барабану, что позволяет сократить время, требуемое на смену и перепуск каната. Планки 12, закрепленные на рычаге, удерживают витки каната от перехлестывания при вращении барабана.
После смены и перепусков каната барабан жестко соединяется с рычагом при помощи стопорного пальца 11, а свободный конец каната крепится в зажимах 3. В результате этого образуется рычаг, относительно оси 7 которого на плече, а действует движущая сила Sн от натяжения неподвижной струны каната, а на плече b — сила Рq сопротивления, воспринимаемая датчиком веса 2, установленным между рычагом и станиной.
По условию равновесия действующее на датчик усилие уменьшается пропорционально отношению плеч рычага:
Рq = SН*а/b
Перенос места установки датчика веса с неподвижной струны каната в устройство для крепления ее позволяет ускорить смену и перепуск каната за счет устранения операций, связанных со снятием и установкой датчика веса (выполняемых в случае его расположения на неподвижной струне).
В результате этого образуется рычаг, относительно оси 7 которого на плече, а действует движущая сила SH от натяжения неподвижной струны каната. Перенос места установки датчика веса с неподвижной струны каната в устройство для крепления ее позволяет ускорить смену и перепуск каната за счет устранения операций, связанных со снятием и установкой датчика веса (выполняемых в случае его расположения на неподвижной струне). С увеличением кратности оснастки уменьшаются усилия в струнах каната и
пропорционально возрастает длина каната, необходимая для подъема талевого блока на заданную высоту.
При снижении усилий в струнах каната можно уменьшить его диаметр и соответственно диаметры барабана лебедки и шкивов талевого блока и кронблока. При параллельной оснастке ходовая струна располагается на одном из крайних шкивов кронблока, что ухудшает намотку каната из-за сравнительно большой разницы углов отклонения каната от плоскости вращения ходового шкива в крайних положениях каната на барабане лебедки.
Номера струн каната, в которых располагается рассматриваемое сечение каната, определяются из условия его одинаковой удаленности от неподвижной струны до и после перемещения талевого блока.
Наименьшее число перегибов имеют участки, граничащие с неподвижной и ходовой струнами и расположенные на последних витках
каната при опущенном талевом блоке.
-
Требования безопасности к техническому устройству
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
-
К работам по перетяжке талевого каната и оснастке талевой системы допускаются работники буровой вахты после обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, стажировки на рабочем месте, проверки знаний и практических навыков, проведения инструктажа по безопасности труда на рабочем месте и при наличии удостоверения, дающего право допуска к указанным работам.
-
Работы, связанные с оснасткой, сменой, перетяжкой, перепуском талевого каната являются особо опасными, поэтому эти работы необходимо проводить в светлое время суток под руководством бурового мастера или его помощника, или другого ответственного лица из числа ИТР. -
Руководитель работ должен с работниками вахты, участвующими в перетяжке и оснастке талевой системы, провести специальные занятия и целевой инструктаж с регистрацией в журнале инструктажей под роспись. -
Применяемые канаты для оснастки талевой системы должны соответствовать требованиям ГОСТ 16853-88 с разрывным усилием, обеспечивающим коэффициент запаса прочности применительно к номинальному тяговому усилию буровой установки. -
Оснастка талевой системы производится по крестовой схеме, при которой оси талевого блока и кронблока расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях, что устраняет раскачивание талевого блока при подъеме незагруженного элеватора, предотвращает закручивание талевой системы, обеспечивает правильную навивку каната на барабане лебедки. Резку канатов производить с использованием специальных приспособлений с применением защитных очков ("масок").
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
-
Рубку каната производить специальным приспособлением и в защитных очках (маске). До начала рубки каната необходимо его перевязать жимками с двух сторон от места будущего разреза. -
Резка талевого каната электросваркой запрещается.
-
Талевый блок уложить на пол буровой или подвесить на стальном канате. Прочность каната должна соответствовать весу талевого блока. -
При перетягивании (перепуске) талевого каната сбрасывать бухты и барабан механизма для крепления неподвижного конца запрещается. -
Механизм закрепления неподвижного конца талевого каната должен устанавливаться так, чтобы при этом исключалась возможность касания неподвижной ветви каната элементов вышки.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1 Бурильщик, стоящий у пульта управления лебедки, должен хорошо видеть приспособление для перепуска каната, талевый блок и освобождаемый канат;
-
В случае недостаточного обзора бурильщик должен руководствоваться сигналами специально назначенного рабочего, в поле зрения которого должны находиться бурильщик, бухта с новым канатом и собираемый изношенный канат;
3.3 После смены каната бурильщиком должно быть тщательно проверено расположение каната в канавках роликов кронблока и талевого блока;
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1 При поломке деталей, сборочных единиц талевой системы, угрожающей работникам вахты, немедленно