Файл: Правовой статус депутата Государственной думы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3 Ответственность депутатов

На современном этапе развития российской избирательной системы можно говорить о наличии не только законодательной базы, соответствующей общепринятым демократическим стандартам и регулирующей избирательные процедуры, но и о работающей на постоянной основе системе избирательных комиссий, профессионально занимающихся вопросами проведения выборов и референдумов. Нельзя обойти вниманием то, что Россия в некотором роде превосходит государства, имеющие многолетний опыт проведения демократических выборов: в Российской Федерации приняты и действуют законы, не имеющие аналогов в зарубежной электоральной практике. Речь о том, что политическим партиям, допущенным к распределению мандатов в Государственной Думе, предоставлены гарантии равного освещения их деятельности на государственных общедоступных теле- и радиоканалах в межвыборный период. Соответствующим образом обеспечены гарантии эфирного равенства партий, представленных в законодательных собраниях регионов России. Правовой статус депутата Государственной Думы является одним из видов особого статуса, который предоставляется отдельным категориям граждан в силу особенностей их деятельности и правового статуса. Этот статус имеет свою специфику: дополнительные права, обязанности, ответственность, гарантии, предусмотренные законодательством, что отличает депутата Государственной Думы от других государственных служащих. В настоящее время деятельность депутата Государственной Думы широко обсуждалась. Законность деятельности депутатов, осуществляет свои полномочия и гарантии, предоставленные им законом, в связи с их позиции часто обсуждаются в СМИ и среди граждан, что определяет актуальность вопроса о правовом статусе парламентария. Депутаты Государственной Думы играют важную роль в системе российского парламентаризма, поскольку выполняют функции издания законов и представления народа в органах государственной власти.18Что касается ответственности депутатов Государственной Думы, следует отметить недостаточное регулирование ответственности парламентариев законодательством Российской Федерации. В законодательстве Российской Федерации названы только две меры дисциплинарной ответственности депутатов Государственной Думы и нет отдельного перечня условий привлечения парламентариев к ответственности. Это также очень сложный механизм привлечения депутатов Государственной Думы к административной и уголовной ответственности.В 2018 году Следственным комитетом принято свыше 800 решений об уголовном преследовании этих лиц. Так, привлекались к уголовной ответственности около 600 депутатов и выборных глав муниципальных образований органов местного самоуправления, 19 депутатов законодательных органов субъектов РФ, 29 членов избирательных комиссий, шесть судей и 100 следователей различных ведомств, из них, к сожалению, 15 сотрудников СК. Право направления ходатайства о лишении депутатов Государственной Думы неприкосновенности для последующего преследования имеет только Генеральный прокурор Российской Федерации, а лишение неприкосновенности осуществляется только соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации. Следует отметить, что на данный момент институт конституционно-правовой ответственности депутатов Государственной Думы недостаточно развит. Полагаем, что данная форма конституционно-правовой ответственности подлежит определенной ревизии. Так, необходимо дополнить законодательство более конкретными нормами относительно оснований, условий и порядка привлечения парламентариев к ответственности, а также ввести негативных последствий, вызванных данной формой юридической ответственности. При этом, целесообразно дополнить федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» отдельными положениями, которые могут содержать дополнительные гарантии самого депутата в случае его непосредственного привлечения к конституционной ответственности.19Также юридической науке и законодателю следует обратиться к необходимости создания организационно-правовых возможностей участия в процессе привлечения депутата к ответственности российской общественности в лице, например, Общественной палаты РФ. В данном вопросе стоит задуматься над разработкой и принятием Типового регламента, закрепляющего правовую технологию участия общественных структур в механизме отстранения депутата Государственной Думы РФ от должности и дальнейшим привлечением к конституционно-правовой ответственности. Из вышесказанного можно сделать обобщающий вывод о том, что депутаты Государственной Думы осуществляют свои полномочия на основе прав, обязанностей, ограничений и обязанностей, закрепленных в конституционном законодательстве. Парламентариям гарантируется наиболее эффективное осуществление их полномочий. Законодательство о конституционно-правовой статус депутатов Государственной Думы не является полным и требует доработки, но на данном этапе охватывает широкий круг вопросов правового статуса парламентариев. Таким образом, депутаты Государственной Думы играют значительную роль в системе российского парламентаризма, что обусловлено их правовым статусом, наличием особых прав, обязанностей и гарантий, которыми не обладают другие субъекты конституционного права. Как и любой другой гражданин страны, муниципальный депутат несёт ответственность перед государством в случае нарушения им требований законодательства. Однако, в силу депутатской неприкосновенности, порядок его привлечения к ответственности несколько иной, чем тот, который предусмотрен в отношении простых граждан. Кроме того, он не может подвергаться досмотру, обыску, проверке автомобиля и находящейся при нём документации, а также прослушиванию средств связи и контролю за перепиской. Исключение составляют лишь те случаи, когда народный избранник обнаружен на месте совершённого им противоправного действия. Но и при этом закон требует, чтобы в известность были поставлены прокурор и председатель выборного органа.20Ответственность депутата Государственной думы наступает в особом порядке. Наличие специальных правил для парламентариев связано с достаточно высоким статусом этих лиц. По своей сути, иммунитет предусматривает максимальную защиту служащих при осуществлении ими своей деятельности.Между тем, по смыслу конституционных положений, неприкосновенность парламентария не означает, что привлечь депутата к административной ответственности или вменить ему наказание по УК нельзя совсем.Для наложения соответствующих санкций должен быть доказан факт совершения нарушения не при исполнении своих обязанностей. Расширительное толкование неприкосновенности привело бы к искажению публично-правовой природы иммунитета и трансформацию его в индивидуальную привилегию.Соответственно, это означало бы, с одной стороны, исключение из Конституции РФ принципа равенства всех субъектов перед законом, а с другой – ущемление прав потерпевших вследствие злоупотребления властными полномочиями. В этой связи, хотя и с оговорками, допускается проведение судопроизводства на этапе предварительного следствия или дознания либо производства по административному нарушению до вынесения решения о передаче собранных по делу материалов в суд на основании положений УК, УПК, КоАП без получения согласия нижней палаты. Следственные мероприятия в отношении парламентариев должны выполняться под непосредственным контролем Генпрокурора. Именно это должностное лицо вносит в высший законодательный орган представление о лишении члена нижней палаты неприкосновенности. Если Государственная Дума Российской Федерации, рассмотрев ходатайство, не примет соответствующее решение большинством, то вопрос о предании его суду будет снят. Для начала разбирательства необходимо согласие законодательного органа. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.2012 № 34-П содержит указание на такую специальную меру конституционно-правовой ответственности депутата Государственной Думы как досрочное прекращение полномочий и утрата статуса вследствие нарушения принципа несовместимости. Конституционный Суд РФ отмечает, что «поскольку ответственность за нарушение депутатом Государственной Думы конституционного запрета на занятие другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности, конкретизированного положениями пункта «в» части первой статьи 4 и пунктов «б», «в», «г» части второй статьи 6 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», представляет собой особую разновидность конституционно-правовой ответственности, проверка обстоятельств, связанных с предполагаемым правонарушением, возможна в рамках проведения соответствующим комитетом Государственной Думы (или специально созданной для этого комиссией) парламентского расследования и слушаний в заседании Государственной Думы».21Привлечение к административной ответственности депутата, совершившего проступок не при исполнении им своих обязанностей, а также вменение ему наказания за преступление, предусмотренное УК, допускается только по особым правилам.Парламентарии должны соблюдать положения, содержащиеся в законодательстве. Конституционная ответственность депутата РФ, как правило, имеет нравственный и политический характер. Парламентарии обязаны соблюдать нормы этики. Ответственность депутата за их нарушение предусматривается в Регламенте представительного органа. Парламентарии обязаны предъявлять декларации о доходе и сведения об имуществе, находящемся у них в собственности. Данные о нарушениях, обнаруженных при проверке документов ФНС, публикуются в «Ведомостях ФС».


Заключение

Правовой статус депутатов определяется рядом нормативных правовых актов, среди которых определяющее значение имеют Конституция РФ и Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Причем последний можно смело называть Законом «О льготах и привилегиях парламентариев». Действительно, в части установления себе льгот и привилегий, парламентарии поработали достаточно хорошо. Однако есть некоторые замечания к тексту данного закона. Так, в части 1 ст. 3 Закона о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы делается ссылка на утративший силу Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Считаем необходимым внести коррективы в данный закон, заменив в указанной норме утративший силу федеральный закон на действующий. То есть на Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Закон выделяет весьма скромный перечень обязанностей депутатов. Это посещение пленарных заседаний, заседаний комитетов, работу с избирателями (регионами) соответственно и соблюдение антикоррупционного законодательства. Следует отметить, что после ужесточения антикоррупционных мер в 2012 году, брак расторгли 102 народных избранника. Поэтому следует поддержать законодательные инициативы об обязании депутатов подавать сведения о доходах и расходах и на бывшего супруга. Говоря о требованиях к кандидатам в депутаты, считаем необходимым повысить минимальный возраст с 21 года до 30 лет (как для члена Совета Федерации). Также установить образовательный ценз для депутатов – высшее юридическое образование, что позволит существенно повысить качество законов. Можно выделить две основные группы гарантий деятельности члена депутата Государственной Думы. К правовым гарантиям деятельности парламентариев относится: право законодательной инициативы, парламентский запрос, депутатский, приглашение членов Правительства Российской Федерации и других должностных лиц на заседание соответствующей палаты Федерального Собрания, право депутата Государственной Думы на прием в первоочередном порядке должностными лицами, право депутата Государственной Думы на получение и распространение информации, неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, а также установление ответственности за воспрепятствование их деятельности. На мой взгляд, перечень правовых гарантий вполне обоснован. Однако наибольшие споры вызывает такая гарантия, как неприкосновенность парламентария. Полагаем, что она депутату необходима. В законе установлен механизм лишения депутатской неприкосновенности. Более того, Государственная Дума за всю современную историю лишала своих коллег неприкосновенности девять раз. Еще больше вопросов возникает относительно объема социальных гарантий парламентариев. Считается, что совокупность социальных гарантий обеспечивает материально-финансовую независимость депутата, является вознаграждением за его труд и способствует утверждению депутата как личности. Социальные гарантии депутатской деятельности объединяют одним термином «индемнитет» или его русским аналогом - «вознаграждение». Надо сказать, что члены российского парламента обладают весьма широкими социальными гарантиями, причем, как в период осуществлениями ими своих полномочий, так и после их сложения, например, в части пенсионного обеспечения. Закон специально оговаривает, что по объему социальных гарантий депутата Государственной Думы приравниваются к федеральному министру. Таким образом, в Российской Федерации порядка 600 граждан с социальными правами федеральных министров. Более того, депутатам устанавливается ежемесячная надбавка к пенсии. В частности, депутат, проработавшим от пяти до десяти лет устанавливается надбавка - 55 процентов, десять лет и более - 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы Полагаем, что размер «жалования» депутатов неоправданно завышен, как и перечень их всевозможных льгот и привилегий, что вызывает справедливое недовольство в обществе. Сетование отечественных «слуг народа» на зарплаты европейских коллег, не выдерживает никакой критики. В большинстве европейских стран уровень ВВП и уровень жизни населения намного выше российского. В ряде западных стран разрыв между зарплатой работника и руководителя составляет 3-3,5 раза. Считаем, что было бы более оправданным и уместным установить вознаграждение парламентариям в трехкратном размере среднемесячной зарплаты по России.


Список использованных источников

1. Нормативные правовые акты и иные официальные документы

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: офиц. текст. – М.: Юрист, 2014. – 56 с.

2. Литература

2.1. Научная и учебная литература

  1. Авакьян, С.А. Конституционное право России / С.А. Авакьян.- М.: Юристъ-Гардарика, 2012. - 719 с.
  2. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В. Баглай. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2015. - 800 с.
  3. Габричидзе, Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов/ Б.Н Габричидзе. - М.: Инфра, 2013. – 400 с.
  4. Карасев, А.Т. Депутатский мандат и конституционно-правовой статус депутата: некоторые вопросы содержания и соотношения в свете Постановления Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2012 года № 34-П / А. Т. Карасев // Российский юридический журнал. - 2013. - № 6. – С. 26-34
  5. Козлова, Е.И. Конституционное право России: Учебник / Е.И. Козлова.. - М.: Проспект, 2016. - 588 с.
  6. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов. - М.: Норма, 2015. - 544 с.
  7. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов. - М.: Норма, 2016. - 544 с.
  8. Кондрашев, А.А. Конституционно-правовая ответственность депутата законодательного органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления в Российской Федерации: основания классификации и проблемы реализации / А. А. Кондрашев // Российский юридический журнал. – 2019. – N 1.– С. 127-144.
  9. Кадохов, В.Т. Материалы круглого стола «Формы и механизмы ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления: перспективы законодательного обеспечения» – В. Т. Кондохов // Аналитический вестник Совета Федерации. – 2016. – N 7. – С. 7-8.

2.2. Периодические издания

  1. Некрасов, С.И. Конституционное право России: учебное пособие / С.И. Некрасов. –М.: Юрайт, 2016. – 351 с.
  2. Маркгейм, М.В. Конституционное Право Российской Федерации: учебник. – СПб: Юридический центр Пресс, 2015. – 439 с.
  3. Мишин, А.А. Конституционное (государственное) право / А.А. Мишин. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2014. - 520 с.
  4. Окулич, И.П. Проблемы правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации / И. П. Окулич.– Челябинск, Знание, 2013. – 199 с.
  5. Стрекозов, В.Г. Конституционное право России: учебник/ В.Г Стрекзов. – М.: Юрайт, 2013. – 316 с.
  6. Ткач, Л. А. Реализация правового статуса депутата государственной думы через депутатские фракции / Л. А. Ткач // Молодой ученый. – 2016. – №27. – С. 610-617. 
  7. Хрестоматия по российскому конституционному праву /Под ред. Е.М. Ковешникова. - М.: Просвет, 2011.- 500 с.
  8. Чиркин, В.Е. Конституционное право. Учебник для бакалавров / В.Е. Чиркин. М.: МПСУ; Воронеж, 2013. -237 с.
  9. Щурова, А.Е. Правовой статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации / А. Е. Щурова // Актуальные вопросы права, экономики и управления: Сб. ст. XII Между-нар. науч.-практ. конф.– 2018. – №5.– С. 14– 21.