Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Методы и модели стратегического анализа внешней среды организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
В международной экономической практике получили признание следующие показатели:
- Коэффициент общей ликвидности дает возможности установить, в какой степени текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Определяется как отношение текущих активов к краткосрочным обязательствам:
КОбщЛикв
Оборотныеактивы(стр.1200) Краткосрочныеобязательства (стр.1500)
(1.9)
- Коэффициент абсолютной ликвидности отношение денежных средств и быстрореализуемых краткосрочных ценных бумаг к текущей краткосрочной задолженности:
КАбсЛикв
Денежные средства (стр.1250)
Краткосрочныеобязательства (стр.1500)
(1.10)
В мировой практике достаточным считают значение коэффициента абсолютной ликвидности 0,2-0,3, т.е. предприятия могут немедленно погасить 20-30% обязательств.
- Коэффициент ликвидности (промежуточной) определяют как отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности к текущим обязательствам. При расчетах коэффициента ликвидности для российских предприятий должна быть учтена дебиторская задолженность, платежи по которой ожидают в течение 12 месяцев после отчетной даты:
КПромЛикв
Ден.средства (стр.1250) Краткоср.фин.влож.(стр.1240) ДЗ(стр.1230) Краткосрочныеобязательства (стр.1500)
(1.11)
По оценкам, принятым в международной практике, значение коэффициента должно быть 0,8-1.
- Коэффициент срочной ликвидности показывает, какая часть текущей задолженности может быть погашена в ближайшее время. Коэффициент равен отношению суммы краткосрочных финансовых вложений и денежных средств к краткосрочным обязательствам:
КСрочЛикв
Ден.средства (стр.1250) Краткоср.финансовыевлож.(стр.1240) Краткосрочныеобязательства (стр.1500)
(1.12)
- Коэффициент текущей ликвидности характеризует обеспеченность предприятий оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятий. Данный показатель определяют как отношение всех оборотных активов к текущим обязательствам:
КТекЛикв
Оборотныеактивы(стр.1200) Дебитор. задолженность(1230) Краткосрочныеобязательства (стр.1500)
(1.13)
Значение данного коэффициента зависит от отраслевой принадлежности предприятий. В развитых государствах нормальной считают величину коэффициента текущей ликвидности от 2 до 3. Рост ее рассматривают как положительную характеристику. Слишком же большое значение коэффициента (в сравнении со средним в отрасли) нежелательно, поскольку указывает на неэффективное использование ресурсов, выраженное в замедленной оборачиваемости средств, вкладываемых в производственные запасы, а также на неоправданный рост дебиторской задолженности.
- Коэффициент материального покрытия показывает уровень зависимости ликвидности от наличия материально-производственных запасов и расходов, его рассчитывают как отношение материальных оборотных средств (запасов) к краткосрочным обязательствам [28, с. 99-101]:
КТекЛикв
Запасы (стр.1210)
Краткосрочныеобязательства (стр.1500)
(1.14)
Финансовое состояние предприятия с позиции краткосрочной перспективы характеризуют показатели платежеспособности, т.е. способности вовремя и в полном объеме производить расчеты по краткосрочным обязательствам.
Основными признаками платежеспособности выступают:
- наличие в достаточных объемах средств на расчетных счетах;
- отсутствие просроченной кредиторской задолженности.
Платежеспособность предприятия выражается в виде следующего неравенства:
Дебиторская задолженность(стр.1230) Краткосроч.обязательства(1500)
(1.15)
Экономической сущностью финансовой устойчивости предприятия является обеспеченность его запасов и затрат источниками формирования.
Для анализа финансовой устойчивости необходимо рассчитывать такой показатель, как излишек или недостаток средств для формирования запасов и расходов. Его рассчитывают как разницу между величиной источников средств и величиной запасов. Поэтому для анализа, в первую очередь, надо определять размер источников средств, которые есть у предприятий для формирования его запасов и затрат.
В целях характеристики источников средств для формирования запасов и затрат используют показатели, которые отражают различную степень охвата видов источников. В их числе - наличие собственных оборотных средств. Данный показатель рассчитывают по следующей формуле:
Е = К + П - А,
(1.16)
где К капитал и резервы;
П долгосрочные кредиты и займы; А внеоборотные активы.
Общая величина основных источников формирования запасов и затрат равна:
Е = Е+ М, (1.17)
где М краткосрочные кредиты и займы.
На основе вышеперечисленных показателей рассчитывают показатели обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования.
Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств:
Е = Е - З,
(1.18)
где З запасы.
По степени финансовой устойчивости предприятия вероятны четыре типа ситуаций:
- Абсолютная устойчивость финансового состояния, возможная при следующем условии:
З < Е+ М (1.19)
Нормальная устойчивость финансового состояния, которая гарантирует платежеспособность предприятий. Она возможна при условии:
З = Е+ М
(1.20)
Неустойчивое финансовое положение взаимосвязано с нарушениями платежеспособности и возникает при условии:
З = Е+ М + И, (1.21)
где И источники, ослабляющие финансовую напряженность (временно свободные собственные средства, привлеченные средства, кредиты банка на временное пополнение оборотных средств и прочие заемные средства).
Кризисное финансовое состояние:
З > Е+ М
(1.22)
Расчеты указанных показателей и определение на их основе ситуаций помогают выявлять положение, в котором находятся предприятия, и наметить меры по его изменениям [39, с. 108-109].
Для характеристики финансовой устойчивости предприятий используют также ряд финансовых коэффициентов.
Коэффициент автономии характеризует долю собственного капитала в общих объемах пассивов, и его определяют как отношение собственного капитала к общему капиталу:
КАвтоном
Собственный капитал(стр.1300) Общиеактивы(стр.1700)
(1.23)
Нормальное ограничение (оптимальную величину) данного коэффициента оценивают на уровне 0,5.
Коэффициент показывает долю собственных средств в общих объемах ресурсов предприятий. Чем больше данная доля, тем выше финансовая независимость (автономия) предприятий.
Коэффициент задолженности показывает, в каком отношении между собой находятся заемные средства и собственный капитал предприятий:
КЗадолж
Краткосроч.обяз ва(стр.1500) Долгосроч.обяз ва(стр.1400)
Собственный капитал(стр.1300)
(1.24)
Нормальное ограничение Кзс ≤ 1 показывает, какая часть деятельности предприятий финансируется за счет заемных источников средств.
Коэффициент мобильности показывает, какая часть оборотных капиталов обеспечена собственными средствами. Это отношение собственных оборотных средств к оборотным активам:
КМоб
СОС(стр.1300 стр.1400 стр.1100)
Оборотные активы(стр.1200)
(1.25)
Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, какая часть собственных капиталов применяется для финансирования текущей деятельности:
КМаневр
СОС(стр.1300 стр.1400 стр.1100) Собственный капитал(стр.1300)
(1.26)
Нормальное ограничение Км≥0,5. Коэффициент показывает, какая часть собственных средств вкладывается в наиболее мобильные активы. Чем выше доля этих средств, тем больше у предприятий возможности для маневрирования своими средствами.
Коэффициент финансовой независимости показывает, какая часть краткосрочной задолженности обеспечена собственными капиталами. Его определяют как отношение краткосрочных пассивов к собственному капиталу:
КФН
Краткосрочныеобязательства(стр.1500) Собственный капитал(стр.1300)
(1.27)
Нормальное ограничение Кф≥1. Коэффициент показывает, какая часть деятельности фирмы финансируется за счет собственных средств [9, с. 77-78].
В целом, проведение оценки конкурентоспособности предприятия с помощью различных методов исследования касаются в большей степени продукции (товаров, работ, услуг) и в меньшей степени затрагивают финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Тем не менее, необходима комплексная оценка для выявления возможных резервов улучшения основных показателей деятельности фирмы. Она предполагает
также проведение расчетов показателей эффективности работы предприятия и
анализ его финансового состояния, которым посвящена следующая исследовательская глава выпускной квалификационной работы.
Таким образом, в заключение первой главы работы можно сделать вывод, что анализ внутренней и внешней среды – очень важный для выработки стратегий компаний и довольно процесс. Он требует внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связей между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, заключенными во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не может существовать. Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать предприятие, если оно успешно функционирует, и какие сложности могут его ожидать, если оно не сумеет своевременно предотвратить негативные вызовы, которые может преподносить ему окружение. Целью анализа внутренней среды компании выступает выявление слабых и сильных сторон в ее деятельности. Чтобы использовать внешние возможности, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, способные усугублять внешнюю угрозу и опасность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы.
- Анализ внутренней и внешней среды - очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс. Он требует внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не может существовать.
- Анализ среды заключается в изучении трех ее составляющих, таких как: макроокружение; непосредственное окружение; внутренняя среда организации. Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать предприятие, если оно успешно функционирует, и какие сложности могут его ожидать, если оно не сумеет своевременно предотвратить негативные вызовы, которые может преподносить ему окружение. Целью анализа внутренней среды компании выступает выявление слабых и сильных сторон в ее деятельности. Чтобы использовать внешние возможности, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, способные усугублять внешнюю угрозу и опасность;
- Исследование среды управления производят при помощи ряда современных методов анализа. К ним, в частности, относят методы PEST- и SWOT-анализа. PEST-анализ – это разновидность анализа внешней среды организации. Он используется при подготовке к проектированию будущей стратегии. Позволяет экспертным путем определять сравнительную значимость факторов среды по четырем группам: социальным, технологическим, экономическим и политическим факторам. В свою очередь, SWOT-анализ – это анализ макросистемы рынка и определенных целевых рынков, самой
организации и ее конкурентов по комплексной схеме: «сильные стороны – слабости – возможности – угрозы».
- Существует множество показателей эффективности: рентабельность, уровень доходности, уровень издержек обращения, производительность труда, товарооборачиваемость, фондоотдача основных фондов и др. Обычно управленец самостоятельно определяет, какой показатель наиболее подходит для каждой конкретной ситуации. Тем не менее, многолетней практикой определен ряд обобщающих показателей производственно-хозяйственной деятельности. Они наиболее подходят для решения различных задач оценки эффективности: это показатели оценки масштабов производства; показатели эффективности ресурсов и затрат; показатели ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
- Акер, Д.А. Стратегическое управление: цели и задачи организации. - СПб: Питер, 2015. – 123 с.
- Алиев, В.Г. Теория организации: учебник / В.Г. Алиев. - М.: Экономика, 2016. - 429 c.
- Ашмарина, С.И. Менеджмент: учебник / Под редакцией С.И. Ашмариной. - М.: КноРус, 2015. – 499 с.
- Балашов, А.П. Теория организации: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 208 c.
- Баринов, В.А., Харченко, В.Л. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 237 с.
- Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 365 c.
- Баумгартен, Л.В. Методы анализа макросреды организации, основанные на группировке факторов / Л.В. Баумгартен // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2015. – №2. – С. 22-30.
- Бердников, А.А. Анализ бизнес-среды и определение рыночной позиции организации // Молодой ученый. – 2014. – №1. – С. 327-330.
- Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие /Т.Б. Бердникова. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 215 с.
- Бурганова, Л.А. Теория управления: Учебное пособие /Бурганова Л.А. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 153 с.
- Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник для вузов / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2016. - 502 с.
- Виханский, О.С., Наумов, А.И. Стратегическое управление. - М.: Гардарики, 2014. – 302 с.
- Гвозденко, А.Н. SWOT-анализ: методики проведения и возможности применения на российских предприятиях / А.Н. Гвозденко // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2016. - № 2. - С. 144-156.
- Герчикова, И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов / Герчикова И.Н. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 511 с.
- Дафт, Р.Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов / Р.Л. Дафт; Пер. с англ. Э.М. Коротков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 736 c.
- Жемчугов, А.М., Жемчугов, М.К. Разработка и реализация эффективной стратегии / А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов // Проблемы экономики и менеджмента. – 2014. - №11. – С. 19-24.
- Зельдович, Б.З. Менеджмент: учебник для вузов / Зельдович Б.З. - М.: Экзамен, 2016. - 397 с.
- Коробко, В.И. Теория управления: учеб. пособие / В.И. Коробко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 383 с.
- Котлер, Ф., Роланд, Б., Бикхофф, Н. Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 143 с.
- Кузнецов, Ю.В. Теория организации: Учебник для бакалавров / Ю.В. Кузнецов, Е.В. Мелякова. - М.: Юрайт, 2013. - 365 c.
- Лапыгин, Ю.Н. Теория организаций: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 311 c.
- Мескон, М. Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента: учебник / пер. с англ. и ред. О.И. Медведь. - М.: Дело, 2014. - 665 с.
- Мильнер, Б.З. Теория организации: Учебник / Б.З. Мильнер. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 848 c.
- Никифорова, Е.В. Содержание и источники информации стратегического анализа внешней и внутренней среды организации / Е.В. Никифорова, Л.Ф. Бердникова, В.А. Авинова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2015. - №4. - С. 79-81.
- Попова, Л.Ф. Оценка влияния факторов внешней среды предприятия на характеристики организационной структуры / Л.Ф. Попова // Вестник Волгоградского гос. ун-та. – 2014. - №2. – С. 54-60.
- Развитие теории, методологии и управления организацией в условиях интенсивных трансформаций внешней среды: [кол. моногр.] / [кол. авт.]; под общ. ред. А.В. Гугелева. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – 184 с.
- Румянцева, З.П. Общее управление организацией: теория и практика: учебник / З.П. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 304 с.
- Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфра, 2016. - 186 с.
- Семенов, А.К., Набоков, В.И. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Дашков и К, 2016. – 556 с.
- Смирнов, Э.А. Теория организации: Учебное пособие / Э.А. Смирнов.