Файл: Политические права и свободы гражданина Российской Федерации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов и уведомление о переадресации письменного обращения;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Чтобы обезопасить гражданина в связи с его обращением, закон предусматривает соответствующие гарантии.

1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в соответствующие органы или к должностному лицу с критикой их деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

Закон закрепляет обязанность соответствующих органов и лиц рассматривать письменные обращения в установленные сроки. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

В исключительных случаях, а также в случае направления рассматривающим обращение органом или лицом запроса в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Важной формой связи государства и гражданина с целью участия последнего в управлении государством является личный прием граждан.[7]

Право на обращение в государственные органы, и органы местного самоуправления

Согласно статье 33 Конституции РФ граждане нашей страны обладают конституционном правом обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Учитывая тот факт, что конституция в нашей стране обладает высшей юридической силой, и ни один закон не может ей противоречить, можем утверждать, что данное конституционное право является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым. Значимость данного права граждан выражается в том, что в демократическом государстве оно представляет собой один из основных способов взаимодействия государства и общества по различным вопросам, а также является одним из показателей отношения граждан к представителям органов власти. При более глубоком изучении вопроса, мы обнаружили недостаточность теоретико-методологического изучения права граждан в качестве системы, именно поэтому изучение данной темы является актуальным сегодня, в то же время, перспектива выявить новые закономерности или по-новому взглянуть на данную проблему представляется весьма увлекательной.


Конституционное право граждан на обращения в государственные органы осуществляется в установленном порядке, закрепленном Федеральным законом (ФЗ) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В связи с этим, смело можно говорить о механизме реализации упомянутого ранее права как о политическом институте нашего государства. [9]

Приведенное в статье 4 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определение обращения гражданина можно трактовать следующим образом: предложение, заявление или жалоба, выраженные в письменной или электронной форме и направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, а также устное обращение гражданина в органы власти. Необходимо принять данное определение во внимание, так как понимание основного для данного конституционного права граждан термина уже говорит о многом.

Во-первых, обращения граждан могут иметь устную, письменную или электронную форму.

Во-вторых, направлять обращения в письменной или электронной форме можно как в государственный орган, так и должностному лицу.

Если же речь идет о термине «институт обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления», то наиболее полное и подробное определение вышеупомянутому понятию дала В.Г. Румянцева. По ее мнению, институт обращения граждан является самостоятельным комплексным правовым институтом, утвержденным российским и международным законодательством, на основе которого закрепляется право человека и гражданина, их объединений лично или коллективно, напрямую или через представителей, в устной или письменной форме обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления в правоохранительных или правозащитных целях или для того, чтобы принимать участие в управлении делами государства.

Таким образом, право граждан на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления – это конституционное, неотчуждаемое, абсолютное и неограниченное, закрепленное федеральным и международным законодательством право граждан участвовать в управлении страной. Порядок осуществления данного права регламентирован и закреплен в федеральном законе РФ, а механизм использования гражданами права представляет собой политический институт гражданского общества и правового государства.

Заключение


Политические права и свободы граждан можно рассматривать в качестве принадлежащих им от рождения и обеспеченных законом основных возможностей, позволяющих гражданам в установленных пределах как активно воздействовать на организацию и деятельность государства и его органов, иных субъектов политической системы, то есть политическую область общественных отношений, так и участвовать в социальной жизни общества.

Конституционный статус личности в России - одно из важнейших достижений на пути преобразования общества. Это убедительное доказательство того, что наша страна идет по пути демократии и гуманизма, строит правовое государство. Многое сделано в сфере политических прав и свобод, особенно в создании предпосылок для развития многопартийности, гласности, информации, деятельности общественных организаций. Однако в целом конституционный статус личности реализуется далеко не полно и непоследовательно. Положение в этой сфере жизни нельзя назвать благополучными.

Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод человека, несомненно, отражает переходный характер современного этапа развития российского общества. Но «списывать» слабости и недостатки только на это было бы неверно. Свою негативную роль играют другие факторы: все еще не преодоленное неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушения, незавершенность законодательства, страдающего от декларативности, а также от слабости соответствующих государственных структур.

Исправлению неблагоприятного положения призвана способствовать Федеральная программа действий в области прав человека. Это скоординированный план государственных усилий, осуществляемых на основе Конституции 1993 года и международно-правовых обязательств России.

Вместе с тем крайне важно участие в этом деле всех прогрессивных сил российского общества. Необходим строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране.

Библиографический список

  1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: по состоянию на 27 июля 2014 г.] // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Конституционный запрет цензуры в контексте международных стандартов свободы массовой информации. С.А. Куликова.
  3. Авакьян С.А. Конституционное право России: в 2 Т. 1 / С.А. Авакьян. – М.: Норма – Инфра-М, 2013. – 347 с.
  4. Гобозов, И.А. Общество и государство: их взаимодействие / И.А. Гобозов // Философия и общество. -2011. - №2. – С. 5 – 22.
  5. Грудцина, Л.Ю. Гражданское общество как часть государства: постановка проблемы / Л.Ю. Грудцина // Право и государство: теория и практика. – 2012. -№1 (85). С. 143-145.
  6. Марченко А.Н. Государственный строй: политико-правовой аспект / А.Н. Марченко // Конституционное и муниципальное право. – 2011. - №4. – С. 13 – 18
  7. Дягтерева Т. Конституция РФ и Основные Федеральные Конституционные законы /Т. Дягтерева – М: ЭКСМО, 2013. – 368 с.
  8. Уваров А.А. Принципы функционирования гражданского общества / А.А. Уваров // Конституционное и муниципальное право. -2011. -№2. – С. 5 – 9
  9. Еремеева Е.А. Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина: Понятие, структура, Непосредственное действие / Е.А. Еремеева // Конституционное и муниципальное право. – 2011. №2. – С. 2-5.