Файл: Вид работы Курсовая работа Название дисциплины Трудовое право Тема Проблемы охраны труда Фамилия студента Подшивалова Имя студента.doc
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные данные о работе
Версия шаблона | 3.1 |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Трудовое право |
Тема | Проблемы охраны труда |
Фамилия студента | Подшивалова |
Имя студента | Вероника |
Отчество студента | Алексеевна |
№ контракта | 15400020402257019 |
Содержание
Введение…………………2
1 Теоретические аспекты института охраны труда в РФ
1.1Охрана труда в Российской Федерации: понятие, основные признаки и содержание………………………………………..
1.2 Нормативно – правовое регулирование отношений в области охраны труда
2 Юридический анализ условий системы охраны труда в рамках отечественного законодательства.
2.1 Система и функции управления охраной труда………………………
2.2 Основные проблемы и пути их решения в сфере охраны труда в РФ……
2.3 Материалы судебной практики по охране труда…………………………
Заключение………………………………………………………………………
Глоссарий …………………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………..
Приложения……………………………………………………………………….
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние десятилетия трудовое законодательство усиленно дополнялось и дорабатывалось, но в конечном итоге осталось множество проблем охраны труда, которые являются существенным пробелом в законодательстве.
Охрана труда – одна из наиболее острых проблем современного общества. Это обусловлено в первую очередь тем, что в XX в. резко возросли масштабы промышленного производства, связанные с появлением новых технологий и соответствующих видов трудовой деятельности, увеличением числа предприятий. В результате, значительно возросло количество опасных производственных объектов, крупные промышленные аварии на таких объектах приводят к их разрушению, прекращению производственной деятельности и гибели работников.
Одной из главных причин проблем охраны труда, наряду с резким сокращением инвестиций в реконструкцию и обновление основные производственных фондов, разрушением старой системы управления охраной труда, надзора и контроля над охраной труда, является несовершенство законодательной и нормативной базы в этой области. Большинство существовавших документов по охране труда не предусматривало четкое разграничение прав, обязанностей и ответственности всех участников производственного процесса в области охраны труда, начиная от рабочего и заканчивая работодателем. Курсовая работа состоит из двух глав. Первая глава содержит два параграфа, посвященных общим положениям вопросов охраны труда. Вторая глава состоит из двух параграфов, в которых проводится тщательный анализ существующих на сегодняшний день проблем охраны труда.
Объектом данной работы является охрана труда
Предмет- проблемы в охране труда
Целью данной курсовой работы является выявление основных правовых проблем охраны труда.
Задачи:
1. Рассмотреть нормативно – правовое регулирование отношений в области охраны труда
2. Изучить охрану труда в Российской Федерации
3. Проанализировать систему и функции управления охраной труда
Литературный обзор: в работе использованы нормативные акты - Конст, ТК,ГК, МОТ; учебная литература таких авторов как: Арустамов,Э.А., Андруш, В. Г., Ткачёва П. Т., Бурашников, Ю.М., Медведев, В.Т., Вершина, Г. А.
Основная часть
1глава основной части Теоретические аспекты института охраны труда в РФ
1.1 Охрана труда в РФ: понятие, основные признаки и содержание
Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Законодательство Российской Федерации об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, настоящих Основ и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации и субъекты в составе Российской Федерации.
Гарантии реализации права работников на охрану труда и нормативные требования по охране труда, установленные законодательными актами субъекта в составе Российской Федерации, не могут быть ниже гарантий и нормативных требований, предусмотренных настоящим Трудовым кодексом.
Действие настоящего Трудового кодекса распространяется на:
предприятия, учреждения и организации (в дальнейшем - предприятия) всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;
работодателей;
работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
работников кооперативов;
студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящих производственную практику;
военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях;
граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на предприятиях.
На граждан Российской Федерации, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих на предприятиях, находящихся в юрисдикции Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.
Государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и субъектов в составе Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия;
координация деятельности в области охраны труда, в других областях экономической и социальной политики, а также в области охраны окружающей природной среды;
установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;
государственное управление деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда;
общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве, осуществляемый работниками через профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы;
взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками, представительными органами, заинтересованными в разработке и практической реализации государственной политики в области охраны труда;
проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками нормативных требований по охране труда;
обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами за счет средств работодателей;
обязательное расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;
установление компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;
подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;
установление государственной статистической отчетности об условиях труда, о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
информирование работников о состоянии условий и охраны труда на предприятиях;
осуществление мероприятий по пропаганде передового опыта в области охраны труда;
международное сотрудничество при решении проблем охраны труда.
Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную политику в области охраны труда.
1.2 Нормативное и правовое регулирование отношений в области охраны труда
Нормативно-правовое регулирование охраны труда осуществляется системой нормативных актов:
1. Конституцией РФ;
2. международными договорами и соглашениями в сфере охраны труда;
3. Трудовым кодексом РФ, а также другими федеральными законами в сфере охраны труда;
4. подзаконными нормативными актами федеральных органов исполнительной власти
5. нормативными актами субъектов РФ
В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Что это означает на практике: какие мероприятия должны быть проведены в каждой организации, какие документы подготовлены? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо проанализировать требования указанной статьи. В частности, работодатель обязан обеспечить следующее:
1.безопасность применяемого оборудования, инструментов, сырья и материалов;
2.безопасность здания, сооружения;
3.применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
4.режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством;
5.соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
6.обучение и инструктаж по охране труда;
7.проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
8.проведение предварительных и периодических медицинских осмотров;
9.ознакомление сотрудника с внутренними документами организации.
Рассмотрим каждое требование более подробно.
Безопасность применяемого оборудования, инструментов, сырья и материалов.
Применяемые в производстве инструменты, сырье и материалы должны быть безопасны для работников, так же как и эксплуатируемые здания и оборудование. Это требование реализуется при помощи системы мер, включающей как принятие локальных нормативных актов, так и меры организационного характера. В частности, работодатель утверждает инструкции по технике безопасности, правила безопасности при эксплуатации инструмента, по основным видам применяемых инструментов. Кроме того, работодателем возлагается ответственность за исправное состояние инструмента на лиц, выдающих (принимающих) инструмент (инструментальщика), и пользующихся им рабочих.
Безопасность здания, сооружения. Помимо оборудования и инструментов, безопасными для сотрудников должны быть еще и здания, сооружения и помещения, в которых они непосредственно работают. В качестве примера можно привести требования к конструкции металлических ворот, которая должна включать в себя механизмы защиты и уравновешивания, рассчитанные на заданную массу, габаритные размеры и траекторию перемещения полотен ворот, а также устройства безопасности от обрывов троса и пружин. Конструкции всех типов ворот должны иметь в своем составе устройства, ограничивающие перемещение полотен ворот в заданном безопасном диапазоне. Двери и ворота с электрическим или пневматическим приводом механизмов открывания и закрывания должны быть обеспечены во всех случаях устройствами их открывания вручную. В воротах, предназначенных для эвакуации людей, следует предусматривать калитки без порогов или с порогами высотой не более 100 мм, открывающиеся в направлении выхода из здания.