Файл: Природа правоотношений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В мире имеется множество разнообразных отношений: экономические, политические, юридические, моральные, духовные, культурные и др. Именно, само человеческое общество это совокупность отношений, продукт взаимодействия людей. При этом все виды и формы отношений, появляющихся и действующих в мире между индивидами и их объединениями, представляются (в отличие от взаимосвязей в природе) социальными или персональными.

Юридическую науку, безусловно, интересуют, прежде всего, юридические или правовые взгляды. В чём их специфика? Кратко говоря, в том, что они органически объединены с правом.

Право — особенный, официальный, государственный регулятор общественных взаимоотношений. В этом его важнейший смысл. Регулируя те или другие отношения, право тем самым придаёт им правовую форму, в результате чего эти взаимоотношения обретают обновленное качество и особенный вид — делаются правовыми, облекаются в юридическую форму.

Собственно, с содействием именно нормативного воздействия государственная власть переводит определённые отношения под свою юрисдикцию и защиту, придаёт им упорядоченность, стабильность, неизменность, желаемое направление, вводит в необходимое русло. Их участники наделяются правосубъектностью, юридическими правами и обязанностями. Эти отношения становятся подконтрольными и управляемыми. Другими словами, перед нами особенная форма общественного взаимодействия.

Накладывая запрет на одни действия, позволяя прочие, поощряя третьи, определяя ответственность за нарушения своих указаний, право таким способом подтверждает необходимые социально полезные варианты поведения лиц, сужает или расширяет область их индивидуальных желаний и стремлений, пресекает вредную деятельность.

По сопоставлению с прочими общественными регуляторами право—более действенный, властно-принудительный и вместе с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут любой государственности. Каждые отношения приобретают характер правоотношений только в том случае, когда они появляются на основе и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства. Правовые отношения, их определение и содержание являются одной из фундаментальных вопросов теории права и государства, а в равной степени и юридической науки в целом. Это определено тем, что произвольный правовой аспект обусловливаться в конечном результате проблемой правовых отношений субъектов правоотношений.


Проблема о сущности и содержании отношений, начинающихся между субъектами правоотношений, приобретает особенную сложность в том случае, когда одной из сторон данных отношений выступает государство. В Послании Федеральному Собранию РФ от 27 апреля 2007 г. Президент РФ В. В. Путин говорил о том, что «… наша страна только тогда займет достойное положение в мире, мы с вами только тогда сможем сохранить и нашу государственность, и суверенитет, если наши граждане будут видеть, будут чувствовать, будут уверены в том, что все усилия государства направлены на защиту их кровных интересов – на улучшение их жизни, на повышение их благосостояния и их безопасности... Каждый гражданин России должен чувствовать свою сопричастность с судьбой государства»[1]. Совершенно очевидно, что в отношениях, возникающих между государством и личностью, личность, как правило, находится в положении субъекта мало защищенного, так как на стороне государства – вся сила его органов и принудительного аппарата. При этом в некоторых случаях (например, в сфере уголовного или административного права) государство играет роль прямого выразителя публичных интересов, карательной силы, силы наказания, а в прочих (например, в рамках гражданских, договорных правоотношений) – только в качестве одного из участников правоотношений, располагающих таким же набором прав и обязанностей, как и прочие их участники.

В данное время в России особенную актуальность прибрела проблема о границах полномочий и роли государства в рамках правовых отношений, так как исторически государство (власть) либо противопоставляло себя обществу, либо в существенной степени подчиняло его себе. Даже в настоящее время, несмотря на то, что в Российской Федерации уже свыше 20 лет реализовываются крупномасштабные демократические реорганизации во всех сферах социальной жизни, власть, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, чрезвычайно часто рассматривает себя в качестве самодостаточной силы, корпорации совершенно независимой от населения и функционирующих в государстве правовых норм. Поэтому в обстоятельстве построения, правового, демократического, социального государства принципиального решения требует вопрос об определении границ государственных полномочий, субъективных прав государства как участника тех или иных правовых отношений. Это показывает такое взаимодействие государства (как создателя правовых норм) и права (как особого социального феномена), при котором государство, базируясь на право, регулирует внутренние правовые отношения.


В этом случае можно сказать, что проблема участия государства в различного рода правоотношениях не только юридическая, но и глубоко философская. Не случайно взаимоотношения, например, человека и государства, личности и власти, установление справедливого баланса в этих отношениях во все времена являлись предметом размышлений философов, историков, политологов, социологов, юристов и других ученых, а от решения этих вопросов в конечном итоге зависел установленный в том или ином обществе политический (правовой) режим.

Следовательно, правовые отношения можно в самом общем смысле определить как общественные отношения, урегулированные правом. При этом регулируемые отношения в принципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, семейного, имущественного и т.д.), а лишь видоизменяются, обретая новое дополнительное свойство. Иначе говоря, правоотношение не отделяется от опосредуемого им реального отношения, не находится где-то рядом или над ним, а существует вместе с ним. Ведь форма и содержание любого явления неразрывны.

Государство не может при помощи правовых средств произвольно менять изначальный характер тех или иных отношений, а тем более создавать новые.

Если бы это было возможно, то решение многих проблем жизни общества было бы сравнительно лёгкой задачей. Государство путём издания законов может в лучшем случае ускорять развитие известных отношений, улавливать тенденции, давать простор для проявления позитивных начал и, напротив, сдерживать, вытеснять негативные и отжившие связи и процессы.

Право — не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. Например, современные рыночные отношения в России стали складываться не потому, что однажды были приняты юридические нормы на этот счёт, а потому, что они вызрели в реальной жизни. Элементы этих отношений появились ещё в пред перестроечное время в виде теневой, полуофициальной экономики. И только потом были приняты соответствующие акты, которые легализовали эти ростки, формы, ускорили их развитие.

Но есть и такие отношения, которые возникают только как правовые и в другом качестве существовать не могут. Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и др. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в «чистом виде», представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создаёт, «творит» общественные отношения, порождая новые связи.


Таким образом, проблема, рассматриваемая в данной курсовой работе достаточно актуальна. Это объясняется тем, что уровень межличностных отношений зачастую очень низок. Государству своим воздействием необходимо поднимать уровень общественных отношений любыми законными и допустимыми средствами, будь то правовая пропаганда, правовое воспитание детей в школе, в семье и т.д. Прежде всего, необходимо поднять уровень правосознания и правовой культуры, это ключевой момент, а вслед за этим культурный уровень межличностных отношений, а вслед за ними и правовых, начнет подниматься сам собой.

Данная курсовая работа имеет следующие цели и задачи:

1. Подробно рассмотреть понятие правоотношения.

2. Что представляют собой правовые отношения, какова их сущность, содержание, форма.

3. Рассмотреть понятие и виды субъектов правоотношений.

4. Дать понятие правосубъектности и субъектов правоотношений и их права и обязанности

Глава 1. Природа правоотношений.

1.1.Правоотношения: сущность, содержание, форма.

Становление права, как социальной нормативно-регулятивной системы, как целостного социального института на рубеже III – II веков до н. э. привело к коренным изменениям в политической, экономической, духовной и других сферах жизни человечества. Значительные перемены произошли в социальной сфере – в отношениях людей и их коллективных образованиях между собой, в организации общественных отношений.1 [2] Каждый человек состоит с другими людьми, их коллективными образованиями в многообразных связях: имущественных, политических, религиозных, учебных, бытовых, творческих, научных, личных, родственных, дружественных и иных. Прервав эти связи, лишив того или иного человека общения с другими людьми, получим деградацию личности, разрушение человеческого естества. Не случайно, самое страшное наказание, которое придумало человечество для нелюдей, преступников, конечно, после смертной казни, - это пожизненное заключение в одиночной камере.2[3] Прообразом этого наказания у древних племен была наивысшая мера – изгнание из племени.


Общественные связи, общественные отношения получили большой размах. Тысячелетия назад они имели локальный характер, хотя и тогда были относительно развиты. Сейчас же человечество приобретает иные черты, оно действительно становится всеобъемлющим сообществом.

Участники общественных отношений формально, с помощью права, наделяются разнообразными правомочиями (разрешениями, дозволениями, поручениями), обязанностями (запретами) и превращаются в субъектов правовых отношений. Правовые отношения – это возникающие на основе норм

права общественные связи, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности.

Правоотношения – это разновидность общественных отношений. Общественные отношения – это социальные связи между людьми. Они объединяют индивидов в их совместной деятельности и существовании. Некоторые из них возникают по воле конкретных лиц, другие являются объективными связями, возникшими задолго до появления конкретного человека или даже целого поколения людей. Каждое новое поколение попадает в систему объективно сложившихся связей и отношений, с которыми оно не может не считаться и которые являются объективными границами человеческой деятельности и поступков отдельных индивидов. Эти связи с течением времени изменяются либо эволюционным, либо революционным путем. Появляются новые общественные отношения. Свободная деятельность человека осуществляется на более высоком уровне, раздвигаются рамки возможного в поступках человека, но одновременно с этим возникают многочисленные ограничения. [4]1

Так, развитие науки и техники, рост промышленности создают невидимые ранее возможности производства разнообразных товаров и услуг, которыми пользуются современные потребители, но вместе с этим происходит сокращение природных ресурсов, широкомасштабное загрязнение окружающей среды. И с этими объективно возникающими ограничениями нельзя не считаться. Значит, в любом общественном отношении имеются и определенные границы свободного развития человека, и определенный масштаб ограничений. Если первое и второе затрагивает существенные интересы личности и государства, то конкретное общественное отношение попадает в сферу правового регулирования и соответственно приобретает юридический характер. Первое (свобода) превращается в субъективное право, а второе (ограничение) в юридическую обязанность.

Правоотношение – это юридическая связь между субъектами этого отношения. Через правоотношение осуществляется регулирование фактических обстоятельств отношения. Правоотношение – это не фактическое, а юридическое общественное отношение. Между юридическим и фактическим общественным отношением существует тесная взаимосвязь. Правовая норма конкретизируется в юридическом отношении, которое при наличии оснований, предусмотренных законом, возникает между конкретными субъектами. И затем это юридическое отношение воздействует на фактическое общественное отношение. Если поведение субъектов является правомерным, то между юридическим и фактическим отношением существует единство. Однако, в похожих случаях, когда субъекты не выполняют требований правовых норм, между юридическим отношением (правоотношением) и тем фактическим отношением, на которое оно должно оказывать воздействие, появляется противоречие.[5]1 Содержанием этого общественного отношения является поведение его участников. Если это поведение отклоняется от требований правовой нормы, то и само общественное отношение отклоняется от своей модели – юридического отношения. Таким образом, общественное отношение является объектом правового отношения. Однако существует и другая точка зрения относительно соотношения правовых и общественных отношений.