Файл: «Роль «Электронного Правительства» в системе государственного управления» (Электронное правительство в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1351
Скачиваний: 40
СОДЕРЖАНИЕ
Электронное правительство в Российской Федерации
Понятие электронного правительства
Концепция Электронного Правительства в Российской Федерации
2. Внедрение электронного правительства
2.1 Использование сайта электронного правительства гражданами
2.2 Перспективы внедрения электронного правительства в бизнес-среде
2.2 «Электронное Правительство» в системе государственных служб
Введение
«Электронное Правительство» - в наше время очень часто можно услышать данное сочетание слов в новостях, в газетах, можно столкнуться с таким понятием в процессе работы в любой структуре, как государственной, так и негосударственной. Что же такое «Электронное Правительство»?
В настоящее время существует очень много определений данного термина. Коротко «Электронное Правительство» (англ. e-Government) можно охарактеризовать как «автоматизацию процесса предоставления государственных услуг». В более широкое понятие входит набор определенных цифровых технологий, организационных мер, пакет нормативно-правового обеспечения.
В концепции «Электронного правительства» выделяются четыре сферы взаимоотношений: государственные службы и граждане, государство и бизнес, государственные организации и их сотрудники и, взаимоотношения между различными государственными органами.
Все сферы предполагают наличие эффективного способа предоставления информации о деятельности органов государственной власти, оказание государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально используются возможности, предоставляемые информационными технологиями, мобильными технологиями и сетью Интернет.
Целью данной работы является рассмотрение понятия «Электронное Правительство», и его роль в России. Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
1) раскрыть понятие «Электронное Правительство»;
2) рассмотреть концепцию «Электронного Правительства» в Российской Федерации»;
3) изучить внедрение «Электронного Правительства» (воздействие этого понятия на бизнес и государственные органы).
Предмет исследования – отношения государства и граждан (в том числе организаций), объект исследования – электронное правительство как механизм взаимодействия государственных органов и общества.
Государство играет важнейшую роль в жизни людей, скорость реализации государственных услуг имеет важнейшее значение. Согласно опросам граждан, переход к электронному правительству является приоритетным. Предоставление услуг через Интернет вызывает положительный отклик граждан и бизнеса. Автоматизация государственных органов достигнет успеха тогда, когда она даст положительный импульс всему обществу и будет способна охватить все население.
Электронное правительство в Российской Федерации
Понятие электронного правительства
Неотъемлемой частью современного постиндустриального общества является информатизация. Процесс информатизации проявляется в повышении общей компьютерной грамотности населения, а также формирование культуры использования новых технологий. С появлением информатизации в обществе стали широко развиваться электронные услуги, что позволило населению получать широкий спектр услуг в наиболее удобном виде и за меньшее время. Одной из самых популярных и широко используемых областей использования электронных услуг является электронное правительство.
Термин «электронное правительство» (англ. electronic government, e-government) стал широко употребляться в России в конце 1990-х годов для описания процесса информатизации деятельности органов государственной власти.
Для уточнения предмета изучения необходимо рассмотреть различные варианты к определению данного термина.
Принято выделять два основных подхода к определению понятия «электронное правительство».
• узкий, изучающий деятельность правительства, которая происходит посредством электронных средств связи между уровнями правительства, гражданами и деловыми кругами;
• широкий, рассматривающий электронное правительство как особую систему взаимодействия государства, граждан и бизнеса на качественно новом уровне, обеспечивающем высокую степень общественного участия в процессах государственного управления.
Рассматриваемые подходы представлены на Рисунке 1.
Риcунок 1 Подходы к определению электронного правительства: модели электронного правительства: «государство — гражданам» (G2C), «государство — бизнесу» (G2B), «государство — государству» (G2G).
Узкий подход характеризуют следующие определения:
Электронное правительство заключается в использовании информации и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для поддержки действий органов государственной власти
Электронное правительство — это определенная коммуникативная инфраструктура, позволяющая государственным органам и гражданам взаимодействовать с использованием новых информационных технологий.
Электронное правительство, используя информационные технологии, в частности Интернет, оказывает государственные услуги совершенно новым, более удобным и дешевым способом, ориентированным на потребителя.
Узкий подход к понятию электронного правительства не предполагает принципиальных изменений в составе функций органов государственной власти, построения нового формата взаимодействия между органами государственной власти, гражданами и деловыми кругами. По сути своей, содержание деятельности органов государственной власти остается прежним, изменяется только форма: если раньше государственные услуги могли предоставляться только при очном взаимодействии граждан и бизнеса с органами государственной власти, то по мере внедрения электронного правительства многие услуги стали доступны также в дистанционной (электронной) форме, например, оформление заграничного паспорта или подача налоговой декларации. Однако важно подчеркнуть, что сама сущность предоставляемой услуги осталась неизменной.
Таким образом, электронное правительство, согласно узкому подходу, предполагает использование информационных технологий для поддержания внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, а также оказания государственных услуг более дешевым и удобным способом.
Тем не менее, само по себе использование информационных технологий не влечет за собой автоматического повышения качества процессов государственного управления. Именно поэтому на современном этапе развития государственного управления более актуальным является широкий подход к определению электронного правительства.
Широкий подход иллюстрируют следующие определения электронного правительства.
Электронное правительство заключается в трансформации внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе использования возможностей Интернета, информационных и телекоммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления и совершенствования внутренних процессов.
"Электронное правительство — это новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов
Электронное правительство — это предоставление частным лицам, бизнесу и учреждениям полного спектра услуг в сфере государственного управления наряду с организационными изменениями с целью значительного улучшения качества услуг, совершенствования демократических процессов и усиления поддержки государственной политики; повышения качества и эффективности информационного обмена; усиления роли граждан и потребителей государственных услуг.
Широкий подход к трактовке понятия электронного правительства предполагает не просто информатизацию процессов государственного управления, повышение удобства и доступности государственных услуг и сокращение трансакционных издержек, но создание качественно новых моделей взаимодействия органов государственной власти с гражданами и деловыми кругами. Электронное правительство в своем идеальном виде рассматривается как противовес бюрократизму и волоките. Это подход к государственному управлению, в основе которого лежит развитие общественного участия на качественно новом уровне, который стал возможным благодаря развитию ИКТ. Но внедрение ИКТ в деятельность органов государственной власти не является главной целью электронного правительства, это лишь средство, позволяющее повысить степень демократизации общества и общественного участия в государственном управлении, повысить его эффективность.
Таким образом, на современном этапе электронное правительство представляет собой качественно новый уровень организации публичной власти, на котором применение ИКТ позволяет сформировать новые модели взаимодействия государства, бизнеса и граждан, направленные на повышение качества государственного управления посредством оптимизации внутри- и межведомственного взаимодействия, обеспечения высокого качества предоставления государственных услуг, повышения уровня общественного участия в государственном управлении и демократизации общества в целом.
При этом важно отметить, что термин «электронное правительство» в равной степени применим к государственному, и к муниципальному управлению. Отличие состоит в том, что в первом случае акторами со стороны государства выступают федеральные и региональные органы власти, во втором – муниципальные органы власти. [1]
В России впервые понятие «электронное правительство» было обсуждено на конференции, которую проводил департамент правительственной информации Аппарата Правительства РФ в 2000 г. Предложено определение электронного правительства как государства в сети Internet, т.е. обязательное наличие различных порталов государственных органов.
Главной целью (миссией) ЭП является улучшение качества жизни населения и ведения предпринимательской деятельности, а также повышение эффективности государственного управления за счет использования технологий ЭП. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обеспечить предоставление качественных государственных и муниципальных услуг.
2. Снизить издержки реализаций функций и осуществления полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечить принятие управленческих решений преимущественно в режиме реального времени.
3. Обеспечить возможность использования систем и сервисов электронного правительства для поддержки деятельности гражданского общества и бизнеса, в том числе их вовлечение в процессы государственного и муниципального управления. [2]
Для описания отношений, возникающих между основными акторами электронного правительства — государством, гражданами и бизнесом, принято использовать три базовые модели:
• «государство — гражданам», G2C (Government-to-Citizens) — отношения, возникающие между органами государственной и муниципальной власти и гражданами;
• «государство — бизнесу», G2B (Government-to-Business) — отношения, возникающие между органами государственной и муниципальной власти и бизнес-сообществом;
• «государство — государству», G2G (Government-to-Government) — отношения, возникающие внутри государственного аппарата (внутриведомственные и межведомственные).
«Государство — гражданам» (G2C). На настоящий момент первое место среди отношений, возникающих между государством и гражданами в процессе реализации электронного правительства, занимают отношения по поводу оказания/получения электронных государственных услуг.
Принято выделять три категории услуг: 1) услуги по публикации информации — предоставление информации на портале органа государственной или муниципальной власти (структура и функции органа власти; время работы и часы приема граждан; список документов, необходимых для получения какой-либо услуги, и т.п.);
2) услуги по взаимодействию — услуги, предоставляемые в режиме онлайн, предполагающие наличие двусторонней связи, позволяющей гражданам связаться с государственными или муниципальными служащими, получить шаблон документа и отправить заполненную форму обратно, и т.п.;
3) услуги по проведению транзакций — услуги «полного цикла», позволяющие совершить полноценную операцию, например, оплатить штраф, подать налоговую декларацию и т.п.