Файл: Принципы эффективного планирования деятельности предприятия ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Сущность и цели планирования

Говоря о непосредственно планировании, то стоит отметить, что под ним принято понимать одну из управленческих функций, суть которой состоит в осуществлении выбора целей предприятия и путей их наиболее эффективного достижения. Именно за счет процесса планирования руководящий состав компании старается формировать главные направления действий, а также принятие всех важных решений, которые будут обеспечивать единство задач для всех отделов компании.

Стоит отметить, что в процессе управления, планирование занимает главное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса осуществления целей компании.[1]

Таким образом, можно сказать, что планирование является процессом создания целей и приоритетов компании.

Согласно своей сути, а также содержанию, функция планирования должна отвечать на такие три вопроса, как:[2]

  • в каком состоянии предприятие сейчас;
  • как именно оно собирает развиваться;
  • за счет чего оно будет развиваться.

Сущность данного процесса заключается в обосновании целей, а также способов их достижения, опираясь на выявлении ряда задач, а также выявления продуктивных методов, которые требуются для того, чтобы осуществить данные задачи.

Процесс планирования в организации направлен, в первую очередь, на оптимальное применение всех возможностей компании, а также предотвращение ошибок, которые могут стать основой для уменьшения продуктивности работы компании.

Главной целью планирования является интеграция всех участников компании для того, чтобы решить ряд задач и осуществить работы, которые обеспечивают продуктивное достижение конечных результатов.

Непосредственно планирование в организации также проявляется в конкретизации целей совершенствования всего предприятия, а также каждого его отделов на определенное время и в ограниченных ресурсах, которые могут потребоваться.

Исходя из чего можно сказать, что назначение планирования заключается в стремлении заранее учитывать все факторы, являющиеся важными для совершенствования компании.


1.2 Классификация и принципы планирования

Непосредственно классификация планирования в организации может быть осуществлена по самым разным направлениям, а именно:

Согласно степени охвата области деятельности:

  • общее планирование, суть которого состоит в том, что формируются планы для работы всей компании;
  • частное планирование, суть которого состоит в создании планов для отдельных подразделений предприятия.

Согласно видам планирования принято выделять:[3]

  • стратегическое, суть которого состоит в осуществлении поиска новых возможностей;
  • оперативное, суть которого состоит в осуществлении возможностей и осуществлении контроля текущего производственного процесса;
  • текущее, смысл которого состоит в увязывании всех направлений работы компании, а также деятельности всего его отделов за определенное время.

Согласно объекту работы принято выделять:

  • производственное планирование;
  • сбытовое планирование;
  • финансовое планирование;
  • кадровое планирование.

Согласно периодам принято выделять:

  • краткосрочное планирование, которое включает промежуток времени, до 1 года;
  • среднесрочное планирование, которое включает срок от одного до 5 лет;
  • долгосрочное планирование, которое включает срок, более 5 лет.

Согласно возможности ввода корректив принято выделять:

  • жесткое, суть которого не подразумевает ввод корректив;
  • гибкое, смысл которого заключается во внесении корректив в любое время.

На практике, для того, чтобы оценить продуктивность планирования на предприятии, применяют такие критерии, как:[4]

  • полнота процесса планирования, суть которой заключается в области охвата отделов;
  • постоянность данного процесса;
  • гибкость, то есть возможность внесения изменений;
  • контроль;
  • экономичность;
  • точность.

Что касается принципов планирования, то на практике принято выделять такие, как:

  • гибкость, которая подразумевает реакция на изменение условий. Она проявляется в придании планам способность изменять направленность для того, чтобы противодействовать вероятному снижению продуктивности работы компании;
  • непрерывность подразумевает, что процесс планирования выполняется на постоянной основе в пределах сформированного цикла. Данный принцип дает возможность вовлечь в формирование плана сотрудников компании;
  • холизм, суть которого состоит в объединении двух основных направлений, к которым относится координация и интеграция. Суть координации состоит в установке того, что работа любого предприятия не может быть эффективной, если отделы компании работают отдельно. В свою очередь принцип интеграции подразумевает, что в компании есть различные относительно обособленные отделы со своими определенными планами, но каждая из подсистем должна осуществлять деятельность в соответствии со стратегией компании;
  • оптимальность подразумевает осуществление выбора из альтернативных вариантов совершенствования такого, который обеспечивает максимальную продуктивность.
  • комплексность, которая заключается в связи всех элементов системы планирования;
  • целенаправленность, то есть формирование планов для того, чтобы достичь поставленные цели;
  • точность, которая подразумевает, что планы должны быть конкретизированы, а также детализированы.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что классификация и принципы планирования довольно разнообразны и имеют свои особенности.

1.3 Методы планирования

Что касается методов планирования, то они представляют собой методы преобразования экономических данных для того, чтобы определить темпы и оптимальные пропорции совершенствования объекта планирования, а также способов наиболее продуктивного применения ресурсной базы.

Непосредственно методы планирования подразумевают обоснование и расчет характеристик работы компании.

К основным методам планирования, на практике, принято относить:[5]

  • балансовый;
  • нормативный;
  • индексный;
  • расчетно-аналитический;
  • экономико-математический.

Основная идея балансового методы состоит в том, что он дает возможность за счет формирования необходимых балансов взаимно увязывать имеющуюся ресурсную базу, а также фактический уровень потребностей. Формирование разных балансов дает возможность определить вероятные итоговые результаты работы компании в плановой перспективе, а также наиболее продуктивную структуру источников ресурсов, определить резервы для повышения уровня применения ресурсной базы.

При этом, каждый баланс в таком методе характеризуется отдельными статьями, в которых отражается размер некоторых типов ресурсов, а также потребность в таких ресурсах.

Экономической обоснование данных характеристик подразумевает комплексный этап планирования с использование разных форм. Непосредственно финансовый план компании представляет собой форму баланса, где отражаются источники материальных ресурсов.

Использование балансового методы при осуществлении планирования работы компании дает возможность связать создание товаров и объем товарного оборота с ресурсной базой.

Стоит также отметить такой методы, как нормативный, суть которой подразумевает применение при расчете характеристик плана технических нормативов, дающих возможность обосновывать размер данных показателей. Технико-экономические характеристики отражают вероятность применения материальной базы, а также финансовых ресурсов. Они опираются на применении прогрессивных научных норм затрачивания отдельных типов ресурсов на единицу объема услуг, либо единицу товаров.


Нормы, которые применяются во время планирования, не представляют собой постоянные. Зачастую, он используется при планировании затрат компании.[6]

Кроме того, принято использование норм расхода электроэнергии, нормы амортизационных отчислений, норм обеспечения сотрудников предприятия и т.д.[7]

В процессе осуществления планирования также нередко используются индексные методы, суть которых состоит в осуществлении расчетных операций, опирающиеся на применении существующих зависимостей среди некоторых индексов. По большей части, индексные построение выражают связь среди трех основных индексов. Зная характер данных взаимосвязей по двух индексам, можно определить и третий.

На практике довольно часть также применяется расчетно-аналитический метод, суть которого состоит в том, что при создании плана экономических явлений, принято изучать за счет исследования их отдельных компонентов. Такой анализ дает возможность сформировать связь среди показателей и определить коррективы.

Экономико-математическая модель представляет собой выражение наиболее значимых аспектов в математической форме.

Такого рода модель отражает закономерности и определяющие факторы работы компании.

Выводы по первой главе

Таким образом, если подводить итог первой главе, то необходимо сказать, что в процессе управления планирование имеет одну из наиболее важных ролей, представляя собой организующий элемент всей деятельности компании.

Стоит также отметить, что планирование также характеризуется различными видами и принципами осуществления. А на практике есть ряд методом осуществления планирования, каждый из которых имеет свои характерные особенности.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ООО “РОДНИК”

2.1 Характеристика предприятия

В данной работе в качестве примера была взята организация ООО “Родник”, располагающаяся в Москве. Предприятие было основано в 2015 году. Основная деятельность компании связана с предоставлением ресторанных услуг.


На данный момент компания представляет собой самостоятельных объект хозяйственной деятельности, который производит товары и выполняет услуги для того, чтобы удовлетворять нужды людей и получать доход.

Компания ООО “Родник” выполняет свою работы согласно уставу, а также законодательным нормам страны.

Осуществление процесса управления в компании выполняется собственникам, который представляет собой директора компании. именно он на самостоятельной основе определяет управленческую структуру компании, а также создает штат работников.

Говоря о товарном обороте компании, то стоит отметить, что в 2018 году он был около 3,1 млн. рублей, что на более чем 18% выше показателей 2017 года. Наибольшую роль в товарном обороте компании играют продовольственная продукция.

Так, в 2018 году удельный вес в товарном обороте компании составил более 90% на долю продовольственных товаров. А наиболее реализуемыми среди них являются мясопродукты, салаты и т.д.

Для большей наглядности список товаров, которые реализуются на предприятии ООО “Родник” представлен в таблице 1.

Таблица 1. Ассортимент продуктов, реализуемых в ООО “Родник”

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что ресторан ООО “Родник” является довольно популярным и успешным в данный момент, несмотря на ряд сложностей, которые есть в работе компании.

2.2 Характеристика системы планирования ООО “Родник”

Ресторан ООО “Родник” осуществляет деятельность по розничной торговле и организации общественного питания. Причем в ресторане план формируется ежегодно.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что основной упор делается на краткосрочную перспективу, а на долгий и средний срок планы практически не делаются. Вопросы осуществления планирования в компании принято решать коллегиально, на собрании всех отделов предприятия ООО “Родник”.

Осуществление решений главных стратегических задач компании возлагается на директора ООО “Родник”.

Стоит отметить, что как таковой процесс стратегического планирования в ООО “Родник” практически отсутствует, несмотря на то, что есть необходимость в нем, так как во внешней среде компании есть некоторые возможности, которые позволят улучшить работу предприятия.