Файл: Первые проблемы подросткового возраста.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Первые проблемы подросткового возраста

Я не верю, что жизнь человека предопределены его детством. Я думаю. Что существует ещё очень важные периоды: отрочество, юность…

Подростковый возраст (11-15 лет)

§1. Пубертатный кризис

Новый образ физического «Я»

§2. Развитие психических функций

Подросток

Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях

Подросток

§3 Развитие самосознания

Подражание взрослым

Чувство взрослости -

Как проявляется чувство взрослости подростка?

Как развивается детское самосознание?

Внутренний мир

Реальное «Я»

Идеальное «Я»

§4 Подростковые реакции

Общение со сверстниками

Общение со взрослыми

Родительский контроль

Стили семейного воспитания

§5 Личностная нестабильность и подростковые проблемы

Подростковые проблемы

Первые проблемы подросткового возраста


Материал для проведения родительского собрания в 6 классе


900igr.net

Я не верю, что жизнь человека предопределены его детством. Я думаю. Что существует ещё очень важные периоды: отрочество, юность…


Ж.-П. Сартр

Подростковый возраст (11-15 лет)


Перестройка организма ребенка – половое созревание
Границы этого периода достаточно неопределенны
Протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых
Подростковый возраст называют затянувшимся кризисом

§1. Пубертатный кризис


Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме
Интенсивное физическое и физиологическое развитие увеличиваются рост и вес
Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими
Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания
Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения
В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса.

Новый образ физического «Я»


Резко повышается интерес к своей внешности:
Ребенок остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимые
Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу
Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность

§2. Развитие психических функций



В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление
операции становятся формально-логическими
(подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане)
рассуждает гипотетико – дедуктивно
(на основе общих посылок подросток строит гипотезы и проверяет их)
?!

Подросток


Умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи
Способен на системный поиск решений
Проверять логическую эффективность подходов к решению новой задачи
Находить способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач
Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др.
Устойчиво проявляется рефлексивный
характер мышления: дети
анализируют операции, которые они
производят, способы решения задач.

Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях

Подросток


Рассуждает об идеалах, о будущем
Иногда создает собственные теории
Приобретает новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир
С интеллектуальным развитием тесно связано начинающееся в этот период становлении основ мировоззрения.
Приобретает взрослую логику мышления
интеллектуализация восприятия и памяти
развитие различных видов речи
развитие воображения

§3 Развитие самосознания


В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и « Я-концепция »
Подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально, но он стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права.

Подражание взрослым


Внешний облик
Манеры
Развлечения (поездки за город, дискотеки)
Романтические отношения (свидания, записки)

Чувство взрослости -


отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком
Центральное новообразование младшего подросткового возраста (11-13 лет)
Особая форма самосознания, не жестко связанная с процессом полового созревания

Как проявляется чувство взрослости подростка?



В желании, чтобы все – и взрослые и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому
В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей


Претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию


Вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы


Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения
Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками:
взаимная поддержка,
помощь в случае нужды,
уверенность в друге и доверие к нему,
защита друга в его отсутствие,
принятие успехов друга,
эмоциональный комфорт в общении.
Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения


Все нестабильно, взгляды могут измениться через неделю


«Один за всех и все за одного»

Как развивается детское самосознание?


К 3 годам появилась чисто эмоциональная, завышенная самооценка
В дошкольном возрасте возникают рациональные компоненты самооценки, осознание некоторых своих качеств и поведения, согласующегося с требованиями взрослых, но дошкольники судят о себе поверхностно и оптимистично
У младших школьников самооценка становится более адекватной и дифференцированной, они различают свои физические и духовные качества, оценивают свои способности, сравнивают себя с другими
К концу младшего школьного возраста дети, характеризуя себя, все чаще описывают типичное для них поведение, ссылаются на свои мысли и чувства
Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания

Внутренний мир


Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастно
Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть
Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии

Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой


Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны – они отражают все богатство его жизни


«Я»-концепция


Реальное «Я»


Идеальное «Я»


Познавательный компонент


Оценочный компонент


Поведенческий компонент

Реальное «Я»


Представления о собственной внешней привлекательности
Представления о своем уме
Представления о своих способностях в разных областях
Представления о силе характера, общительности, доброте и других качествах
Когнитивный (познавательный) компонент «Я-концепции»
Познание себя
Познание своих различных качеств
Оценочный и поведенческий компонент «Я-концепции»
Важно знать насколько значимы его индивидуальные особенности
Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников
Подросток – ещё не цельная зрелая личность. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе

Идеальное «Я»


Идеальное «Я» может сильно отличаться от реального
При высоком уровне притязаний
При недостаточном осознании своих возможностей
Разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности
Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию
Подростки не только мечтают о том, какими они будут, но и стремятся развивать в себе желательные качества
У подростка развивается саморегуляция

§4 Подростковые реакции


Подростковая самостоятельность
Стремление к эмансипации от взрослых
Освобождение от опеки взрослых, контроля
Разнообразные увлечения – неучебные занятия
Увлечения
Подростковый возраст без увлечения подобен детству без игр
Выбирая себе занятие по душе, подросток удовлетворяет
Потребность в самостоятельности

Познавательные потребности и др.
Интеллектуально-эстетические, эгоцентрические, лидерские, телесно-мануальные,
накопительские, информативно-коммуникативные

Общение со сверстниками


Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями
Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное общение
Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление
«Счастье – это когда тебя понимают»
Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде
Неформальные группы
Взаимная симпатия
Общие интересы, занятия
Способы развлечений, место проведения свободного времени

Общение со взрослыми


Влияние родителей уже ограничено
Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей
Для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых:
нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении,
они испытывают сильное желание быть самостоятельными,
равными с ними в правах.
То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.

Родительский контроль


Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.
Контроль может быть принципиально различным
Крайние, самые неблагоприятные для развития подростка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным
Родители регулярно указывают детям, что им делать
Подросток может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются
Подросток может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей
Родители и подросток имеют почти равные права, принимая решение