ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 222
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ГАБИТОСКОПИЯ КАК ОТРАСЛЬ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
1.1 Понятие и предмет габитоскопии
1.2. Классификация признаков внешности
1.3. Характеристика признаков внешности
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
2.1 Методика проведения портретной экспертизы
2.2 Субъективный портрет: методика, техника составления
2.3 Использование «словесного портрета» в оперативно – розыскной, следственной и экспертной практике
Специфика гражданских дел гораздо реже связана с использованием изображений вывесок. Например, проиллюстрированный на различных документах, если фотография человека, от имени которого был выдан документ, является одним из реквизитов, то сигнальные изображения могут выступать в качестве одного из объектов идентификации. Именно ими будет целесообразно получить представление, которое будет исследовано по особенностям внешнего вида людей.21
"Документальными фотопортретами считаются нагрудные фотоизображения людей, специально предназначенных для размещения в паспортах, удостоверениях личности и т.д., они выполняются по определенным правилам, устанавливающим размер, угол съемки и освещение лица, что гарантирует высокое качество изображения, полноту и точность воспроизведения характерных черт внешнего вида."22 Эти правила не всегда соблюдаются, о чем свидетельствует практика экспертов. Это может быть в виде приподнятой головы, недостаточной резкости при изготовлении или различных незначительных особенностей внешних элементов, затрудняющих изучение изображений. В результате невозможно сравнить изображения друг с другом и принять истинное решение.
Качество документальных фотопортретов будет зависеть от следующих факторов:
1. Качество фотографического оборудования, которое используется в фотостудии, фотографами на дороге, в повседневной жизни. Существенным недостатком будет отсутствие мелких деталей строения элементов лица, что создаст определенную сложность в работе эксперта. Результат исследования, вероятно, будет низким, в лучшем случае сделав вывод о вероятной идентичности сравниваемых портретов. Анализировать можно будет только в общем виде, если нет крайней степени тяжесть признаков возникновения;
2. Фотографирование с близкого расстояния. Скорее всего, на фотографии
дисплей будет иметь оптическую деформацию лица, которая искажает его формы, фактические пропорции, положение и контуры частей лица, снятых с объектива. Элементы, которые находятся ближе к линзе, будут увеличены по размеру, например, нос и верхняя губа. В результате размеры соотношения элементов макета будут сильно отличаться, и сделать определенный вывод об идентичности будет невозможно
;
3. Также " к таким факторам относятся: выражение лица, косметика дизайн внешнего вида (передний туалет, искусственные модификации без хирургического вмешательства)".
Бывают случаи, когда эксперт получает художественные портреты. В этом случае применяются специальные правила фотографии для создания эффектной и оригинальной фотографии. Могут использоваться техники игры света и тени, оригинальная композиция фотографии и другие наиболее выгодные положения головы. Такие фотографии, вероятно, не помогут мастеру решить проблему идентичности, поскольку вероятность не полного отображения многих элементов очень высока. Кроме того, они могут быть вообще не видны из-за теней, закрыты объектом и т. д. 23
Во время художественной фотографии угол съемки может быть совершенно разнообразным. Стремясь обеспечить максимальную оригинальность и привлекательность, фотограф использует различные условия съемки. В результате некоторые признаки могут не отображаться и вероятное уменьшение отдельных признаков появления.
Эксперту довольно сложно идентифицировать человека по фотопортретам под другим углом, но в таких случаях все же предпринимаются попытки. Так Степин В. С., Савушкин А. В., Зотов А. Б. в своих методических рекомендациях по ECC МВД России выделили следующее: "важной особенностью данного вида экспертизы является оценка выбранного набора идентифицирующих характеристик, определяющая его достаточность для получения заключения о личности сравниваемых лиц. Это связано не только с ограниченным количеством сопоставимых функций макета, но и с невозможностью использования дополнительных методов исследования, таких как методы редактирования и наложения изображений, используемые при просмотре портрета.»30
Фотографии, сделанные с помощью аналоговых технологий, которые использовались задолго до появления цифровой фотографии, также могут быть предоставлены эксперту для портретного исследования. Уже в то время использовались методы редактирования отрицательных и положительных изображений для устранения дефектов фотографического процесса, устранения морщин, складок, некоторых дефектов лица, улучшения и для "красоты" фотографии.
2.2 Субъективный портрет: методика, техника составления
Установление личности подозреваемых, обвиняемых и иных лиц, участвующих в уголовном деле, возникающих при расследовании и раскрытии преступлений, является одной из самых сложных задач. Субъективные портреты прочно заняли свою нишу как важное средство фиксации информации о признаках видения, которые чаще всего используются при розыске и идентификации убийцы.
Важное место в композиции субъективного портрета занимают показания свидетелей и потерпевших, которые подлежат установлению в случае скрытия с места происшествия, пропавших без вести, в том числе лиц. Человек, непосредственно видевший нужного человека, то есть очевидец, — это человек, у которого сформирован мысленный образ человека. Этот образ служит основой для создания субъективного портрета.
Достоверная и полная информация о признаках внешности человека является залогом установления личности, поскольку субъективный портрет, основанный на недостоверной и неполной информации, запутает поиск. Они будут искать не того человека.24
"Наиболее целесообразно сделать портрет в ближайшие два-три дня после события. За это время в памяти очевидца достаточно полно сохраняется мысленный образ беглеца, пострадавшие переживают состояние подавленности, страха, растерянность и т. д., которые они обычно испытывают по делам о преступлениях, связанных с насилием над личностью (нападение, изнасилование и т. д.) Однако в некоторых случаях портрет может быть сделан даже через несколько часов после события преступления, когда потерпевший общается с преступником в обычной обстановке, не зная его намерений, а формирование мысленного образа не подвергается сильному эмоциональному воздействию (совершение мошеннических действий, хищений по доверенности и т.п.)».25
Осмотр места преступления является неотложным расследованием, которое предполагает непосредственное изучение и фиксацию следователем состояния места преступления, следов и других материалов на нем, надлежащих данных, имеющих отношение к делу, для установления истины. При раскрытии преступлений процесс розыска лиц, причастных к их совершению, также должен зависеть от того, насколько грамотно и тщательно следователь руководит процессом этой следственной деятельности. Сегодня преступники ежегодно совершенствуют свои навыки, знания уголовного права, тем самым повышая свой профессиональный уровень. Следует отметить, что это увеличивает сопротивление уголовному расследованию и раскрытию информации.
26
Помимо вышеперечисленного, в следственном аппарате ощущается нехватка кадров с соответствующим уровнем профессионализма. Не менее важно и то, что наблюдается тенденция укомплектования следственных подразделений менее опытными сотрудниками. Также представляется, что рекомендации по порядку проведения осмотра места происшествия были проигнорированы, о чем свидетельствуют некачественно составленные процессуальные документы, использование технических средств, нарушения порядка поиска и упаковки материальных следов и так далее. 27
Неправильный выбор следователем производства отдельного следственного действия, в частности осмотра места преступления, может привести к ряду серьезных ошибок, которые негативно отразятся на расследовании в целом, т. к. могут привести к выбору средства. методологии, которая не соответствовала бы фактическим обстоятельствам дела.
Базовым образом, представленным выше, будет мысленный образ, созданный в памяти очевидца. По мнению психологов, мысленные образы могут храниться в памяти очевидца в среднем в течение одного месяца. В связи с этим процесс допроса очевидца и создания субъективного портрета необходимо производить как можно быстрее, в то же время предоставляя очевидцу возможность выхода из психотравмирующей ситуации в случае необходимости, то через некоторое время, в зависимости от ситуации.
Удачное определение мысленного образа дали советские психологи следующим образом: «мысленный образ — это представление о внешности человека, возникающее из восприятия в ходе сложной деятельности человеческого сознания, и — это относительно устойчивый образ человека». которое не производит ощущений и не может быть воспринято в настоящее время».28
Однако субъективный портрет, в отличие от фотографии, не даст точного представления об идентифицированном человеке. При этом дается лишь визуальное представление внешности с учетом того, как каждый ее видит по-своему. Необходимо учитывать обстоятельства, при которых происходит знакомство человека, и характерные черты личности каждого очевидца при знакомстве с известным лицом. 29
Допущение, что субъективный портрет основан на мысленном образе очевидца, и учет некоторых факторов, связанных со знанием внешнего облика человека, делает его сущность субъективной. В результате субъективное изображение не может быть классифицировано как судебное доказательство. Даже после нахождения разыскиваемого лица по субъективному портрету все равно необходимо установить, что преступление совершил именно он, а не кто-то другой.
«Индивидуальные характеристики включают пол очевидца, возраст, этническую и демографическую принадлежность, уровень образования, род постоянной деятельности и занятости, наличие остроты зрения. Основные процессы ума, такие как память, размышление, наблюдение, воля, мышление и воображение, всевозможные подвижные процессы создания образов, очень важны.» 30
«В криминалистической практике популярны следующие способы создания субъективных портретов:
- использование приемов художественно-графического воспроизведения внешнего облика человека;
- рисовать портреты по готовым рисункам элементов лица;
- использование набранного изображения, наиболее близкого к лицу нужного человека, и изменение этого изображения путем ретуширования
- выбор человека, похожего на желаемого человека, использование макияжа для усиления сходства и соответствующей одежды, съемка этого человека, чтобы полученные фотографии или кадрирование можно было использовать для исследования».31
Стандарт создания и оформления субъективного портрета:
1. Субъективные портреты неизвестных преступников составляются композиционно, например, с помощью программы Bars International.
2. Во-первых, ментальный образ преступника фиксируется в виде субъективного портрета. Затем для идентификации предоставляется база данных лиц. Ни в коем случае это не делается, наоборот, для всех, казалось бы, легко достижимых целей. Предъявление большого количества фотографий или лиц для опознания затемняет мысленный образ жертвы у агрессора, делая невозможным создание в дальнейшем субъективного портрета.
3. Субъективный портрет необходимо составить после того, как пострадавший эмоционально остынет. Это особенно важно для преступлений, связанных с насилием над личностью. Этот период может длиться от нескольких часов до нескольких дней. При этом надолго откладывать это событие нельзя: проявляется гениальное свойство памяти — забывчивость. Идеальным считается: в течение 3-х суток с момента совершения преступления. Не делайте субъективный портрет ночью, поздно ночью или рано утром, лучше дать пострадавшему, очевидцам возможность поспать и заняться чем-то другим.
4. Субъективный портрет должен соответствовать пропорциям человеческого лица.
5. Все элементы лица должны быть определены строго по оси симметрии.