Файл: Лекция по курсу Культурология.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Лекция № 13 КАЗАХСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Лекция по курсу «КульТУРОЛОГИЯ»

Вопросы лекции

3. Праздники Казахстана

1. Проблемы сохранения культурного наследия казахского народа в условиях глобализации

UNESCO

UNESCO

1) Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954 г.);

2) Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970 г.);

3) Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.);

4) Конвенция об охране подводного культурного наследия (2001 г.);

5) Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 г.);

6) Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 г.)

Международные кампании UNESCO с целью охраны выдающихся памятников культуры

Раннехристианские памятники Абу-Мена (Египет)

Всемирное наследие UNESCO

Политика Казахстана в области культуры

Государственная программа «Культурное наследие»

Цель программы «культурное наследные»

изучение, восстановление и сохранение историко-культурного наследия страны, возрождение историко-культурных традиций, пропаганда культурного наследия Казахстана за рубежом.

Музеи Казахстана и их роль в сохранении культурного наследия

музей - социальный институт, который предназначен для удовлетворения социальной потребности общества в культурном просвещении, способствующий воспитанию ценностей, вкусов, образования

Музей призван служить местом встреч для продуктивного информационного и ценностного обмена между различными социальными группами.

музей - особая сфера культуры и социальный институт, организующий и координирущий деятельность людей по сохранению памятников прошлых эпох и передаче знаний о них

Правовой статус музеев в Казахстане

Задачи музеев

Проект национальные музеи-заповедники Казахстана

Музеи-заповедники Казахстана

Ботай

Ботай

Сарайшык

Сарайшык

ордабасы

Историко-культурный национальный заповедник «Ордабасы» расположен в 40 км к западу от Шымкента.

Это место проведения курултая 1726 года, целью которого стала мобилизация сил для борьбы с джунгарами.

ордабасы

Бозок

2. Молодежная субкультура и проблемы духовных моральных, эстетических и религиозных ценностей

Субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

- От уровня образования. У лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся колледжей, она значительно выше, чем у студентов вузов.

- От возраста. Пик активности - 16-17 лет, к 21-22 годам она заметно падает.

Варианты молодежной субкультуры

Наряду с рок- и поп-музыкой элементами молодежной культуры выступают также сленг (жаргон), одежда, обувь, внешний вид, манеры поведения, способы развлечения и т.д. 

Субкультуры в Казахстане

Роль культурных институтов в формировании и воспитании культа знания и культурной идентичности

Казахстанский патриотизм

3. Праздники Казахстана

Праздники Казахстана - отмечаемые, согласно законодательству РК национальные, государственные, профессиональные и иные праздники и памятные дни

Национальные праздники Казахстана

Национальным праздником в Республике Казахстан является День Независимости 16 декабря, отмечаемый 16-17 декабря.

- Новый год - 1-2 января;

- Международный женский день - 8 марта;

- Наурыз мейрамы – 21-22-23 марта;

- Праздник единства народа Казахстана - 1 мая;

- День защитника отечества – 7 мая;

- День Победы - 9 мая;

- День Столицы - 6 июля;

Профессиональные праздники Казахстана

Их огромное количество – день учителя, день медицинского работника, день спорта, день знаний и т.д.

Внеочередные выходные дни

дни, не наделённые статусом национальных, государственных, профессиональных и иных праздников. Перечень устанавливается «Трудовым кодексом Республики Казахстан».

- Первый день курбан-айта

- Православное рождество

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Лекция № 13 КАЗАХСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Лекция по курсу «КульТУРОЛОГИЯ»

Вопросы лекции

3. Праздники Казахстана

1. Проблемы сохранения культурного наследия казахского народа в условиях глобализации

Каждый элемент историко-культурного наследия, каждый археологический объект является звеном исторического целого, «жизненно важным для познания истории человечества», и в своем историческом и культурном значении они едины и неповторимы. Их потерю возместить невозможно. Поэтому сохранять культурное наследие – право и обязанность каждого народа, поскольку лицо общества отражается в ценностях, которые являются источником созидания.

UNESCO

Основной международной межправительственной организацией, которая занимается решением широкого круга проблем международного культурного и научного сотрудничества, включая охрану культурных ценностей, является Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO), основанная в 1946. Деятельность UNESCO распространяется фактически на все страны мира. Предшественницей UNESCO была Международная организация интеллектуального сотрудничества, которая находилась в системе Лиги Наций.

UNESCO

Согласно п.2 ст.1 своего Устава UNESCO «помогает сохранению, прогрессу и распространению знаний, заботясь о сохранении и об охране всеобщего наследия человечества - книг, произведений искусства и других памятников исторического и научного значения, а также рекомендуя заинтересованным народам заключение соответствующих международных конвенций»

1) Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954 г.);

2) Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970 г.);

3) Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.);

4) Конвенция об охране подводного культурного наследия (2001 г.);

5) Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 г.);


6) Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 г.)

Международные кампании UNESCO с целью охраны выдающихся памятников культуры

Вплоть до 1960-х гг. было общепринято, что ответственность за сохранность объектов историко-культурного значения возлагалась только на государство, в пределах границ которого они находились. Однако кампания по сохранению памятников древней Нубии (в Египте) дала жизнь новой концепции, согласно которой эти памятники являются частью культурного наследия всего человечества и, следовательно, предметом заботы всего международного сообщества и UNESCO.

Раннехристианские памятники Абу-Мена (Египет)

Всемирное наследие UNESCO

Все большее признание значимости и престижности культурного наследия в современном мире сделало его составной частью имиджа, который стремятся создать себе различные страны. Вследствие этого Список стал хорошим индикатором изменившегося отношения мирового сообщества к культурному наследию человечества. По состоянию на 2019 г. в Списке всемирного наследия 1121 объект из 167 стран. Государства, на территории которых расположены объекты Списка всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению.

Политика Казахстана в области культуры

Одним из приоритетов продвижения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся государств мира в Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана в 2006 г. названо «укрепление роли культуры в процессе становления государственности страны на основе многонациональности и многоконфессиональности Казахстана». В настоящее время в сознании нашего общества укоренилась и успешно реализуется идея, суть которой состоит в том, что казахстанец должен быть не только здоровым и образованным, но, прежде всего, культурным.

Государственная программа «Культурное наследие»

Государственная программа «Культурное наследие» была разработана по инициативе Президента Казахстана Н. Назарбаева. В 2003 году в Послании народу Казахстана Глава государства поручил разработать специальную программу, направленную на создание целостной системы изучения огромного культурного наследия Казахстана, полноценного фонда гуманитарного образования на государственном языке, обеспечение воссоздания историко-культурных и архитектурных памятников

, обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности. 

Цель программы «культурное наследные»

изучение, восстановление и сохранение историко-культурного наследия страны, возрождение историко-культурных традиций, пропаганда культурного наследия Казахстана за рубежом.

Проведены 26 научно-прикладных, 40 археологических исследований, которые обогатили науку тысячами артефактов, дающих представление об истории наших предков. Мировую известность получили раскопки курганов Шиликты и Берель в Восточно-Казахстанской области и находки золотых изделий, относящихся к «скифо-сибирскому звериному стилю» или сакскому искусству (V-III вв. до н.э.).

Музеи Казахстана и их роль в сохранении культурного наследия

музей - социальный институт, который предназначен для удовлетворения социальной потребности общества в культурном просвещении, способствующий воспитанию ценностей, вкусов, образования

Музей призван служить местом встреч для продуктивного информационного и ценностного обмена между различными социальными группами.

музей - особая сфера культуры и социальный институт, организующий и координирущий деятельность людей по сохранению памятников прошлых эпох и передаче знаний о них

Правовой статус музеев в Казахстане

В Республике Казахстан правовой статус музеев как социальных институтов закреплен в 2006 году Законом Республики Казахстан «О культуре» № 207. В соответствии с данным нормативно-правовым актом, музеями считаются организации культуры, созданные для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, призванные осуществлять культурные, образовательные, научно-исследовательские функции и обеспечивать популяризацию историко-культурного наследия Республики Казахстан

Задачи музеев

  • осуществляют научное документирование событий культурной жизни региона (страны);
  • проводят отбор, исследование и использование музейных предметов в качестве экспонатов;
  • осуществляют просветительскую деятельность для гостей и жителей (страны);
  • выполняют процесс передачи новых знаний, накопленного культурного наследия, лучших традиций и опыта поколений в различные исторические периоды
Национальный музей Республики Казахстан считается не только самым крупным музейным заведением в стране, но он не имеет себе подобных и во всей Центральной Азии. Это также один из самых молодых музеев - открыт он был
летом 2014 г. Однако, несмотря на колоссальные вложения, он уже спустя всего лишь год начинал оправдывать себя. Основная часть экспозиции посвящена истории казахского народа, быту и культуре страны, становлению республики и другим знаковым событиям и эпохам в жизни государства.

Проект национальные музеи-заповедники Казахстана

Музей-заповедник - разновидность музея под открытым небом, в состав которого помимо экспозиций входят архитектурные, исторические и природные памятники, важные для сохранения историко-культурного и природного наследия страны или региона. С целью защиты этих памятников государство дополнительно наделяет такие музеи правовым статусом заповедника, что предусматривает особые режимы сохранения и использования включенных в него территорий и объектов.

Музеи-заповедники Казахстана

  • Ботай
  • Сарайшык
  • Бозок
  • Иссык
  • Берель
  • Ордабасы

Ботай

Первые скакуны, первый кумыс и первая домашняя лошадь. В Айыртауском районе уже почти 40 лет идет изучение поселения «Ботай». За это время ученые смогли доказать ряд гипотез и найти больше 200 тысяч различных артефактов, которые датируются 4 веком до нашей эры. А в 2018 году свою работу начал музей-заповедник «Ботай».

Ботай

Сарайшык

музей-заповедник «Сарайшык» был создан в 1999 году. В состав комплекса входят пантеон ханов высотой 14 метров, мечеть и здание музея. В пантеоне купола, состоящей из восьми стен, были установлены кулпытасы для семи Ханов, которые были правителями Сарайшыка. В музее представлены экспонаты, найденные в историческом месте древнего городища Сарайшык. В настоящее время это историческое место, которое стало одним из туристических очагов страны посещают более 10 тысяч посетителей в год, в том числе и иностранные гости.

Сарайшык

ордабасы

Историко-культурный национальный заповедник «Ордабасы» расположен в 40 км к западу от Шымкента.

создан на основе исторического некрополя «Ордабасы», а также комплексных и единичных археологических, архитектурных памятников местности Ордабасы. На территории заповедника-музея находится 10 памятников историко-культурного значения.

Это место проведения курултая 1726 года, целью которого стала мобилизация сил для борьбы с джунгарами.


ордабасы

Бозок


https://www.youtube.com/watch?v=xVkUGp3NO3s

https://www.youtube.com/watch?v=3kzb6uM3_WA

2. Молодежная субкультура и проблемы духовных моральных, эстетических и религиозных ценностей

 Возникнув сравнительно недавно, молодежные субкультуры заняли свою нишу в культурных и социальных традициях молодежи. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации – усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений. Формирование молодежной субкультуры в основном происходит в  образовательном  пространстве. молодежная субкультура - особая форма организации молодых людей, определяющая свой стиль жизни, поведения, мышления, отличающаяся своими обычаями, ритуалами, нормами, ценностями и стереотипами.

Субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

- От уровня образования. У лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся колледжей, она значительно выше, чем у студентов вузов.

- От возраста. Пик активности - 16-17 лет, к 21-22 годам она заметно падает.

- От места жительства. Движение неформалов более характерны для города, нежели для деревни, так как именно город с его обилием социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и форм поведения.

Варианты молодежной субкультуры

Основные виды и формы молодежной культуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центральное место в ней занимает музыка, поскольку именно она обладает наиболее сильным эмоциональным воздействием.

Наряду с рок- и поп-музыкой элементами молодежной культуры выступают также сленг (жаргон), одежда, обувь, внешний вид, манеры поведения, способы развлечения и т.д. 

Субкультуры в Казахстане

Согласно исследованию 2018 года, 90% молодых людей 24–28 лет, 87,9% людей 18–23 лет и 79,8% людей 14–18 лет категорически не причисляют себя ни к каким субкультурам. Наибольшая доля не относящих себя вообще ни к какой субкультуре молодых людей наблюдалась в следующих областях: ВКО (99,3%), Павлодарской (97,3%), Туркестанской (94,1%), Акмолинской (92,1%) и Карагандинской (91%). - эмо - в Нур-Султане - Поклонников аниме больше всего в Алматы и в Кызылординской области - Последователей субкультуры гламура больше всего в Атырауской и в Кызылординской областях - Хиппи также больше всего в Кызылординской области - Рэперов больше всего в Нур-Султане и в Алматы - Футбольных фанатов больше всего в Кызылординской, в Актюбинской и в Западно-Казахстанской областях - Геймеры больше всего популярны в Атырауской и в Северо-Казахстанской областях - Субкультура автогонщиков больше всего развита в Алматы - Субкультуру граффити встретить можно только в одной области Казахстана - Костанайской - Субкультура хип-хопа лидирует только в двух областях -Кызылординской и Мангистауской. - Бардов больше всего слушает молодёжь Костанайской и Кызылординской областей