Файл: Курсовая работа по дисциплине мдк 01. 01 Право социального обеспечения Тема социальные пенсии в Российской Федерации Обозначение курсовой работы сгпэк 40. 02. 01. 23. 83. Кр.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2 Социальная пенсия по инвалидности
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид" [4].
Государственная социальная политика в отношении инвалидов в Российской Федерации строится в соответствии с основными международными документами в области прав человека и инвалидности. В соответствии с положениями ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы [1].
Поскольку социальная политика государства формируется через законодательные акты разного уровня, для разработки обоснованных предложений и рекомендаций по их изменению необходим глубокий анализ действующей нормативной базы и ее практического исполнения. условиями признания гражданина инвалидом являются:
1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
2) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
3) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" [4].
Инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в том числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», либо на пенсию по инвалидности в соответствии со ст.ст.8, 10 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», вправе обратиться за получением социальной пенсии по инвалидности [3].
Указанным гражданам соответствующая социальная пенсия устанавливается без истребования от них заявления о назначении социальной пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 дней со дня назначения гражданину соответствующей социальной пенсии извещает его о назначении ему социальной пенсии по инвалидности [3].
Социальную пенсию по инвалидности назначает территориальный орган Пенсионного фонда РФ самостоятельно на основании имеющихся у него данных: социальная пенсия по инвалидности - со дня установления группы инвалидности.
При оформлении обязательно избирается способ доставки пенсионной выплаты, лично гражданином, это может быть: получение в отделении Почты России, в кассе выбранного банка или на банковскую карту, а также с помощью организаций, специализирующихся на доставке пенсии (на дому или в кассе).
Необходимые документы для оформления. Для подтверждения права на назначение пенсии по инвалидности, необходимо представить следующие документы:
-
заполненный бланк заявления о назначении выплаты по инвалидности; -
удостоверение личности (для граждан России — паспорт, для иностранцев и лиц без гражданства — вид на жительство); -
СНИЛС — свидетельство ОПС; -
трудовая книжка или иные документы, подтверждающие количество лет страхового стажа; -
выписка из акта освидетельствования комиссией МСЭ о признании инвалидности; -
иная документация, требуемая при дополнительных обстоятельствах.
В случаях, когда некоторые документы отсутствуют, специалист ПФР разъясняет о необходимости их предоставления и подробного перечня дополнительной документации, дав срок в 3 месяца на их оформление. Если успеть в данный специалистом срок, датой обращения посчитают день приема заявления.
Как правило, заявление о назначении страховой пенсии инвалидам рассматривается в течение 10 рабочих дней со дня его приема или донесения недостающей документации, при условии, если гражданин успел их представить в трехмесячный срок.
Назначение выплаты производится со дня обращения гражданина, однако не раньше, чем возникло право на нее. Исключением является только тот случай, когда инвалид обратился за пенсией в течение года после освидетельствования комиссией медико-социальной экспертизы и признания степени его инвалидности — в таком случае пенсия назначается со дня признания гражданина инвалидом.
Социальная адаптация инвалидов – очень сложный и многоплановый процесс. Современный социум должен направить свои усилия на то, чтобы инвалидам было комфортно существовать в обществе: ходить в магазины, ездить в общественном транспорте, посещать учреждения социального характера, культурной среды и т.п [11]. Таким образом, пенсионное обеспечение играет одну из основных ролей и является важнейшей формой социальной поддержки инвалидов. Закон о социальной защите инвалидов устанавливает систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В комплексе защитных мер указанный закон выделяет и материальное обеспечение инвалидов, которое включает в себя денежные выплаты по различным основаниям, компенсации в случаях, установленных законодательством РФ. Но на практике, зачастую, этих мер оказывается недостаточно. Ведь пенсия по инвалидности является основным или одним из основных источником средств существования лиц с ограниченными возможностями.
Именно поэтому, разработанные государством меры по поддержке инвалидов должны постоянно совершенствоваться, видоизменяться в соответствии с запросами общества и его развитием, чтобы каждая категория граждан ощущала себя важной частью данного общества. Проведенное исследование позволило ознакомиться с понятием пенсионного обеспечения в Российской Федерации, с его видами, особенностями медико-социальных составляющих инвалидности, а также реабилитации.
Совершенно очевидно на сегодняшний день, что необходимо оказывать поддержку всем слоям населения, как социальную, так и материальную. Особенно в этом нуждаются люди с ограниченными возможностями.
2.3 Социальная пенсия по случаю потери кормильца
В настоящее время в Российской Федерации сложилась острая демографическая ситуация. В числе главных причин такого положения дел - материальная необеспеченность семей, потерявших кормильца, как следствие проводимых в стране социально-экономических реформ. В числе приоритетных направлений - это совершенствование системы выплат пособий семьям, потерявших кормильца: повысить и дифференцировать их размеры с учетом материальных и социальных условий семьи, сделав их адресными.
Пособия, предоставляемые семьям, в социальном и правовом государстве играют важную роль, так как наряду с другими мерами социальной защиты населения способствуют укреплению Российского государства и стабилизации общества.
Система социальных пособий, являясь институтом права социального обеспечения, призвана не только гарантировать семье надлежащий уровень материального обеспечения, но и способствовать созданию предпосылок для становления семей с детьми реальными субъектами экономической деятельности в условиях формирующегося рынка труда.
Социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным гражданам, детям в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», или на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 8 (назначения пенсий военнослужащим и членам их семей) и ст. 10 (назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей) Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [3].
При назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца применяются нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, т.е. должно доказываться иждивение детей, хотя и не достигших 18-летнего возраста, но объявленных полностью дееспособными.
Социальная пенсия назначается, если ее получатели не имеют права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца или по случаю потери кормильца из числа военнослужащих либо лиц, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф.
Размер социальной пенсии по случаю потери кормильца детям в возрасте до 18 лет составляет:
- потерявшим одного из родителей - в размере базовой части трудовой пенсии по возрасту, предусмотренной для граждан, достигших общего пенсионного возраста;
- потерявшим обоих родителей или умершей одинокой матери (круглым сиротам) в размере базовой части трудовой пенсии по инвалидности, при ограничении способности к трудовой деятельности III степени [3].
Существуют следующие категории нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.
Усыновители имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети - наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.
В качестве документа, подтверждающего, что умершая являлась одинокой матерью, принимается свидетельство о рождении ее ребенка, в котором отсутствует запись об отце ребенка, или справка органов ЗАГСа о том, что в свидетельство о рождении ребенка сведения об отце ребенка внесены по указанию матери.
Размер социальной пенсии по случаю потери кормильца увеличивается на период постоянного проживания ее получателя в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, на районный коэффициент, установленный для этих местностей.
Социальная пенсия по случаю потери кормильца индексируется в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий.
Итак, социальная пенсия назначается по случаю потери кормильца нетрудоспособным гражданам, а также пожилым гражданам и инвалидам. Право на социальную пенсию имеют те нетрудоспособные, которые по каким-либо причинам не приобрели права на трудовые пенсии. В частности, право на трудовую пенсию отсутствует, если у гражданина нет необходимого страхового стажа (либо его не имел умерший - при решении вопроса о назначении пенсии по случаю потери кормильца).