Файл: Список использованных источников 9 До сих пор вопросы охраны фирменных наименований остаются.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
1. Понятие правовой охраны фирменных наименований 2
2. Порядок предоставления и способы гражданско-правовой охраны фирменного наименования 4
2.1 Субъекты прав на фирменное наименование 4
3. Соотношение права на фирменное наименование и права на коммерческое обозначение 6
Заключение 8
Список использованных источников 9
До сих пор вопросы охраны фирменных наименований остаются недостаточно проработанными. В частности в науке не сложилось единого мнения по поводу содержания самого понятия «фирменное наименование».
Среди учаcтникoв предпринимательcкoй деятельнocти cущеcтвует жеcткая кoнкуренция за клиентoв и пoкупателей, пoэтoму кoмпании cтараютcя иcпoльзoвать различные oтличительные cредcтва для индивидуализации cвoей деятельнocти, среди которых важную роль играет то самое фирменное наименование.
По смыслу статьи 1474 части четвертой ГК РФ, фирменное наименование служит средством индивидуализации юридического лица, под которым оно выступает в гражданском обороте. Основная функция фирменного наименования – выделять из всех участников гражданского оборота конкретное юридическое лицо, и, как следствие, формировать у третьих лиц устойчивую ассоциацию с ним.
Сегoдня вcе бoльше иcкoв пoдаетcя в защиту прав на фирменнoе наименoвание, пoтoму чтo кoмпании дoрoжат репутацией своего продукта и не хoтят, чтoбы другие фирмы пoлучали прибыль за cчет их имени.
1. Понятие правовой охраны фирменных наименований
Фирменное наименование любого юридического лица – это, в первую очередь, название некоторой фирмы, которое состоит из двух частей. Данное наименование ему придумывают его учредители. Первая часть наименования указывает на его правовую форму предприятия, например, ЗАО. Вторую часть наименования учредители придумывают сами. При этом учредители должны обязательно соблюсти ряд определенных условий:
-
В фирменном наименовании не следует указывать полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также их производных, помимо этого не должно быть названий госорганов России и других организаций, перечень которых установлен Гражданским кодексом. -
Также из него должны быть исключены обозначения, которые могут противоречить общественным интересам и моральным принципам. В то же время оно должно быть ярким, броским и легко запоминающимся, иметь отличительные признаки, позволяющие исключить смешение одной фирмы с другой.
Следует сказать, что фирменное наименование по своей сути относится к непосредственным объектам интеллектуальной собственности, которые в свою очередь защищаются нормами гражданского законодательства. Стоит отметить, что в данную категорию наименований попадают только наименования коммерческих организаций. В случае, когда фирменное наименовании компании становится для потребителей гарантией качества продукта может возникнуть необходимость регистрации товарного знака. Непосредственно право на само фирменное наименование может иметь только его правообладатель, и поэтому его следует отнести в категорию исключительных прав.
Любая коммерческая организация как правообладатель имеет полное право свободно использовать свое фирменное наименование в качестве способа индивидуализации, в том числе, руководствуясь принципами деятельности компании, совершать под ним гражданско-правовые сделки, а также иные юридические действия, как и равносильно защищать свои интересы и права, в том числе нарушенные или оспариваемые. Помимо всего описанного также любая фирма-правообладатель имеет право помещать свое фирменное наименование не только на вывесках, бланках, счетах, но и использовать его в иных материалах рекламного характера, а также объявлениях и т.п. Не стоит забывать, что правообладатель имеет полное право требовать от любых третьих лиц отказаться от любых действий, которые так или иначе направлены на неправомерное использование права на фирменное наименование.
Любое юридическое лицо имеет право только на обладание одним фирменным наименованием. Помимо того, его обязанностью выступает участие в гражданских правоотношениях под этим фирменным наименованием. Указанные требования нацелены на то, чтобы избежать заблуждения со стороны других участников товарно-экономического оборота, а также потребителей.
Право на фирменное название является бессрочным, и действует до тех пор, пока данное предприятие продолжает свое существование и осуществляет свою деятельность под этим наименованием. Внесение изменения в фирменное наименование следует рассматривать как обусловленное волеизъявлением учредителей юридического лица, а также в случае его реорганизацией.
Учитывая вышесказанное, можно сказать, что содержание исключительного права на фирменное наименование сводится к правомочию самостоятельного использования и правомочию запрещать такое использование третьим лицам. При этом содержание исключительного права
ограничено только теми сферами деятельности, в которых фирма (юридическое лицо) реально осуществляет свою непосредственную предпринимательскую деятельность.
2. Порядок предоставления и способы гражданско-правовой охраны фирменного наименования
2.1 Субъекты прав на фирменное наименование
Актуальным является вопрос о субъектах права на фирменное наименование, иными словами кто из субъектов всего гражданского оборота и гражданского права обладает непосредственным правомочием в отношении фирменного наименования. В настоящее время в законодательстве четко указано, что обладателями фирменного наименования могут быть только правообладатели, коими выступают коммерческие предприятия. Как уже было отмечено фирма, для того чтобы стать правообладателем фирменного наименования должна являться зарегистрированным юридическим лицом. Учреждения, выполняющие функции некоммерческого характера и полностью или частично финансируемые собственником, общественные и религиозные организации, потребительские кооперативы, фонды, ассоциации и союзы юридических лиц и другие организации, не занимающиеся предпринимательством, фирменных наименований не имеют.
Подводя итог сказанному, также следует отметить, что на территории Российской Федерации наряду с отечественными фирмами правом на фирменное наименование обладают и иностранные предприятия (юридические лица). При этом на них распространяется действие норм отечественного гражданского законодательства.
2.2. Основные положения регистрации и прекращения права на фирменное наименование
Непосредственная регистрация фирменного наименования по отечественному законодательству не требуется. Право на него возникает автоматически при регистрации коммерческий фирмы (юридического лица). Регистрация фирменного наименования может потребоваться в том случае, когда возникает необходимость в изменения устава или иного учредительного документа предприятия (юридического лица). Изменение фирменного наименования необходимо зарегистрировать в налоговой службе, после чего у учредителя возникает исключительное право на новое фирменное наименование.
Что касается регистрации фирменного наименования иностранных компаний, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, то она также не требуется. Речь в данном случае идет о в возникновении права на фирменное наименование у иностранного коммерческого лица на территории России. Указанное обстоятельство фактически следует из норм Парижской конвенции по охране промышленной собственности.
Сегодня довольно часто ст. 1474 ГК РФ трактуется довольно ограниченно, поэтому возникают ситуации узкого понимания норм об использовании фирменного наименования. Так чаще всего устанавливается запрет на использование фирменного наименования только в названия фирм, созданных позднее. Использование этого средства индивидуализации другими способами законом не запрещено. Но стоит отметить, что само по себе право на фирменное наименование как исключительное право значительно шире в понимании.
К числу форм нарушений права на фирменное наименование можно отнести следующие формы:
-
регистрация организации (юридического лица) с тождественным названием и непосредственным осуществлением под таким названием схожей предпринимательской деятельности; -
регистрация, равно как и использование товарного знака, тождественного с фирменными наименование; -
использование фирменного наименования в рекламе или документах, исходящих от предпринимателя; -
использование сходного коммерческого (торгового) обозначения.
В указанных случаях важнейшим обстоятельством выступает приоритет средства индивидуализации. Отсюда можно говорить, что нарушителем всегда будет выступать лицо, чье право на фирменное наименование возникло позже. Стоит отметить, что незнание факта о наличии иного средства индивидуализации не снимает ответственности с лица, нарушившего это право.
Обычно прибегают к следующим способам защиты фирменного наименования:
-
требование о смене названия юридического лица, нарушающего исключительное право; -
запрет использования обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с наименованием. Например, запрет использования коммерческого обозначения. -
признание недействительной правовой охраны товарного знака; -
возмещение убытков, причиненных незаконным использованием.
Последний способ защиты используется крайне редко, поскольку по делам о нарушении прав на интеллектуальную собственность сложно доказать точный размер убытков. Это перечень не является исчерпывающим. В зависимости от обстоятельств дела защита фирменного наименования может осуществляться другими способами.
3. Соотношение права на фирменное наименование и права на коммерческое обозначение
Частью четвертой Гражданского кодекса РФ (которая вступила в силу с 1 января 2008 года) впервые выделены отдельно два сходных правовых института: право на фирменное наименование и право на коммерчес кое обозначение. Эти права являлись близкими, смежными и ранее. До принятия части четвертой Гражданского кодекса РФ какого-либо различия в них как на практике, так и в юридической литературе не проводилось. Более того, во многих случаях фирменное наименование и коммерческое обозначение рассматривались как понятия-синонимы.
По новому гражданскому закону (части четвертой ГК РФ, далее - Закон) фирменное наименование и право на коммерческое обозначение, несмотря на очевидные сходства, имеют особенности в их правовом регулировании.
Основным критерием для признания такой коллизии служит степень сходства фирменных наименований, вероятность их смешения в процессе выступления в хозяйственном обороте и обусловленная этим сходством невозможность выполнения основной функции - индивидуализации юридических лиц.
Из названных норм Закона следует, что обладателями прав на фирменное наименование могут быть только коммерческие организации - юридические лица; таковыми являются и хозяйственные общества, и товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятии. В отличие от этого, обладателем прав на коммерческое обозначение могут быть все юридические лица без исключения (коммерческие и некоммерческие организации), а также индивидуальные предприниматели.
Второе отличие: если фирменное наименование проходит государственную регистрацию одновременно с регистрацией юридического лица - коммерческой организации путем включения его в Единый государственный реестр, коммерческое обозначение не регистрируется. В Законе не указан момент возникновения прав на коммерческое обозначение.
Следующее отличие прав на фирменное наименование и прав на коммерческое обозначение заключается в возможностях передачи прав пользования исключительных прав. По общему правилу право на фирменное наименование не отчуждаемо, а коммерческое обозначение может быть отчуждено в составе предприятия, но при этом правообладатель лишается права использования этого коммерческого обозначения для индивидуализации остальных его предприятий.
И наконец, в вопросах прекращения прав на фирменное наименование и коммерческое обозначение имеются свои особенности. Исключительное право на фирменное наименование, как указывалось выше, возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением деятельности последнего либо изменением его фирменного наименования.