ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Смысловое чтение: виды, методы, приемы работы
Васильева Т.О., учитель русского языка и литературы МБОУ Лонки-Ворцынская ООШ
В процессе обучения смысловому чтению школьники должны научиться тексты
Поиск конкретной информации или факта.
Определение главного смысла, ключевой информации.
Поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация.
Поиск информации для решения конкретной задачи или выполнения определённого задания.
Рефлексивное чтение – самое вдумчивое чтение.
Вдумчивое чтение заключается в овладении также целым комплексом умений:
предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения;
анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др.
Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:
I этап. Работа с текстом до чтения
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
II этап. Работа с текстом во время чтения
Смысловое чтение: виды, методы, приемы работы
Васильева Т.О., учитель русского языка и литературы МБОУ Лонки-Ворцынская ООШ
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
В процессе обучения смысловому чтению школьники должны научиться тексты
понимать, анализировать, сравнивать, видоизменять, генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).
Виды смыслового чтения:
просмотровое ознакомительное изучающее (исследовательское)
рефлексивное функциональное (поисковое)
Просмотровое чтение.
Поиск конкретной информации или факта.
Ознакомительное чтение
Определение главного смысла, ключевой информации.
Изучающее чтение.
Поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация.
Функциональное чтение.
Поиск информации для решения конкретной задачи или выполнения определённого задания.
Рефлексивное чтение – самое вдумчивое чтение.
Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.
Вдумчивое чтение заключается в овладении также целым комплексом умений:
предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения;
анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др.
Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:
Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.
Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные).
Определение последовательности событий в тексте.
Формулирование простых выводов после прочтения.
Преобразование прочитанного текста в таблицу.
Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.
Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.
Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т. д
Работа с незнакомыми словами.
Работа с ключевыми словами.
Работа со словами-образами.
Работа с многозначными словами.
Работа с фразеологизмами.
Рассказ по предложению.
Развитие читательского воображения.
Диалог с автором текста.
Техника чтения.
I этап. Работа с текстом до чтения
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.Предтекстовые стратегии:
«Мозговой штурм».
«Глоссарий».
«Ориентиры предвосхищения».
«Батарея вопросов».
«Предваряющие вопросы».
«Рассечение вопроса».
«Алфавит за круглым столом»
«Соревнуемся с писателем».
II этап. Работа с текстом во время чтения
1.Первичное чтение текста.
2. Перечитывание текста.
3. Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
4. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение к отдельным фрагментам текста.
5. Выразительное чтение.
Стратегии:
«Чтение в кружок» (попеременное чтение»)
«Чтение про себя с вопросами»
«Чтение про себя с остановками»
«Чтение про себя с пометками»
«Чтение в парах – обобщение в парах»
III этап. Работа с текстом после чтения
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Знакомство с писателем.
Работа с заглавием, иллюстрациями.
Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся.
Стратегии послетекстовой деятельности:
«Отношение между вопросом и ответом»«Вопросы после текста»
«Тайм-аут»
«Проверочный лист»