Файл: Смысловое чтение виды, методы, приемы работы.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Смысловое чтение: виды, методы, приемы работы

Васильева Т.О., учитель русского языка и литературы МБОУ Лонки-Ворцынская ООШ

В процессе обучения смысловому чтению школьники должны научиться тексты

Виды смыслового чтения:

Просмотровое чтение.

Поиск конкретной информации или факта.

Ознакомительное чтение 

Определение главного смысла, ключевой информации.

Изучающее чтение.

Поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация.

Функциональное чтение.

Поиск информации для решения конкретной задачи или выполнения определённого задания.

Рефлексивное чтение – самое вдумчивое чтение.

Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

Вдумчивое чтение заключается в овладении также целым комплексом умений:

предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения;

анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др.

Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:

I этап. Работа с текстом до чтения

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Предтекстовые стратегии:

II этап. Работа с текстом во время чтения

Стратегии:

III этап. Работа с текстом после чтения

Стратегии послетекстовой деятельности:

Смысловое чтение: виды, методы, приемы работы

Васильева Т.О., учитель русского языка и литературы МБОУ Лонки-Ворцынская ООШ


Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

В процессе обучения смысловому чтению школьники должны научиться тексты


понимать, анализировать, сравнивать, видоизменять, генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).

Виды смыслового чтения:


просмотровое ознакомительное изучающее (исследовательское)
рефлексивное функциональное (поисковое)

Просмотровое чтение.

Поиск конкретной информации или факта.

Ознакомительное чтение 

Определение главного смысла, ключевой информации.

Изучающее чтение.

Поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация.

Функциональное чтение.

Поиск информации для решения конкретной задачи или выполнения определённого задания.

Рефлексивное чтение – самое вдумчивое чтение.

Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

Вдумчивое чтение заключается в овладении также целым комплексом умений:

предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения;

анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др.

Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:


Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.
Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные).

Определение последовательности событий в тексте.
Формулирование простых выводов после прочтения.
Преобразование прочитанного текста в таблицу.
Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.
Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.
Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т. д


Работа с незнакомыми словами.
Работа с ключевыми словами.
Работа со словами-образами.
Работа с многозначными словами.
Работа с фразеологизмами.
Рассказ по предложению.
Развитие читательского воображения.
Диалог с автором текста.
Техника чтения.

I этап. Работа с текстом до чтения

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Предтекстовые стратегии:


 «Мозговой штурм».
«Глоссарий».
«Ориентиры предвосхищения».
«Батарея вопросов».
«Предваряющие вопросы».
«Рассечение вопроса».
«Алфавит за круглым столом»
«Соревнуемся  с писателем».

II этап. Работа с текстом во время чтения


1.Первичное чтение текста. 
2. Перечитывание текста.
3. Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
4. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение к отдельным фрагментам текста.
5.  Выразительное чтение.

Стратегии:


«Чтение в кружок» (попеременное чтение»)
«Чтение про себя с вопросами»
«Чтение про себя с остановками»
«Чтение про себя с пометками»
«Чтение в парах – обобщение в парах»

III этап. Работа с текстом после чтения


Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Знакомство с писателем.
Работа с заглавием, иллюстрациями.
Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся.

Стратегии послетекстовой деятельности:

 «Отношение между вопросом и ответом»
 «Вопросы после текста»
«Тайм-аут»
«Проверочный лист»