Файл: Методы и организация исследования оздоровления детей посредством туристических походов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Методы и организация исследования оздоровления детей посредством туристических походов


Для проведения любого исследования необходимо определиться с методикой проведения анализа изучаемого объекта и непосредственно провести организацию самого исследования.

В главе будут рассмотрены основные методы проведения исследований, методы проведения и процесс формирования данного исследования.

2.1 Методы исследования


Все существующие методы исследования можно классифицировать следующим образом:

  • качественные и количественные

  • теоретические, эмпирические и статистические.

Согласно первой классификации существует несколько различных видов методов в каждой категории.

Методы качественного исследования включают в себя как серию шагов, так и исследовательскую группу. Часто неправильно понимаемый как простое исследование без цифр, он на самом деле является основой географии человека, включающей множество различных точек теоретического исследования, методологических и философских, которые вместе направлены на решение вопросов смысла. Теоретики этих методов подчеркивают “субъективность" по отношению к исследователю, которая проявляется не только в подходе к изучаемому предмету, но и в полученных результатах [1].

Исследователи выделяют три категории качественных методов:

  1. Устный

  1. неструктурированное интервью

Исследовательское интервью - это метод получения с помощью вопросов и ответов вербальной информации от отдельных лиц и групп людей с целью проверки гипотез или научного описания явлений социальных наук.

Неструктурированное интервью предполагает, что исследователь совершенно свободно беседует с некоторыми представителями общественности, заинтересованными в одном вопросе. Иногда проблема не ставится заранее, а выясняется в ходе таких обсуждений. Преимущества таких собеседований: отношение и эмоции исследуемых людей могут быть изучены подробно и реалистично, не прибегая к альтернативным ответам по умолчанию; мотивацию и сопротивление можно определить по определенным областям, странам, продуктам или услугам; анализ сложных исследовательских тем или новых проблем, о которых изначально не было достаточной информации; развитие доверия между интервьюером и испытуемым, чтобы иметь возможность подойти к определенным темам, считающимся "табуированными".


  1. метод фокус-групп

Фокус-группа определяется как взаимодействующая группа людей, имеющих некоторые общие интересы или характеристики, группа, собранная модератором, который использует группу и ее взаимодействия как способ получения информации о конкретной проблеме.

Исследования в области туризма, использующие метод фокус-групп, проводятся как минимум с участием 4-6 или более дискуссионных групп. Членами фокус-группы могут быть, например, люди, которые вместе прошли через какое-либо мероприятие, потребители продукта или услуги, гости страны, участники мероприятия и т.д.

Преимущества этого метода: Метод позволяет получать информацию большой глубины о мотивах и поведении интересующих. Чаще всего фокус-группы используются в сочетании с другими методами и приемами.

  1. тематическое исследование

  1. текстовый анализ (контент-анализ документов)

Контент-анализ документов - это косвенный метод, который заключается в накоплении информации о природном или антропогенном факторе, который содержит исследуемое явление.

Анализ проводится перед выездом на место, пытаясь отделить собранную на сегодняшний день информацию от любых обстоятельств, которые могут возникнуть с новым пониманием. Необходима библиографическая документация по географии туризма, особенно когда изучаемый процесс имеет прошлое и тенденция устранена.

  1. прямое наблюдение (этнографический метод)

Наблюдение, как метод научного исследования, определяется как отслеживание активности и систематическое описание явлений и событий, происходящих в туризме.

Качественное наблюдение может быть и неучаствующим. Наблюдение - это неучастие, когда исследователь выбирает наблюдать процесс/явление без участия и изучает его извне. Он больше наблюдает, чем принимает участие в процессе. Совместное наблюдение подразумевает активную вовлеченность в изучаемое явление. Это наиболее качественный из всех методов исследования и позволяет исследователю обнаружить подробную информацию о мыслях, чувствах и поведении тех, кто вовлечен в туристическую деятельность, а также об этапах и деталях изучаемого события. Это может быть успешно осуществлено с использованием скрытого наблюдения или открытого наблюдения. Полезным инструментом при данном методе исследования является лист наблюдения, содержащий список элементов, которые могут быть записаны во время наблюдения.



К категории количественных методов относится совокупность приемов и методик, используемых исследователями для оценки или измерения социальных явлений. Эти методы описывают, объясняют, анализируют и дают прогнозы относительно наблюдаемых явлений или поведения. Основные типы методов исследования сосредоточены на различных количественных методологиях: одни подчеркивают важность математических рассуждений и репрезентации (включая математическое моделирование), а другие используют статистические процедуры, полученные в результате эмпирических исследований. Как статистический метод, так и модельный часто используются в качестве методов исследования в туризме.

  1. Статистический метод - это научный способ проведения исследования поведения населения, пытающийся найти общие характеристики области, где туризм является основной целью, чтобы обеспечить обзор, который вызовет интерес к принятию прогнозируемых решений.

  2. Туристическая модель

Туристическая модель обеспечивает или, скорее, предлагает теоретическое и концептуальное исследование пространственной динамики туризма. Основными типами туристических моделей являются модели туристских потоков и территориально-пространственные.

По второй классификации методы педагогических исследований подразделяются на:

  1. Теоретические методы

Данные методы исследования включают осознание и глубокую переработку итогов исследования посредством изучения теоретических постулатов, созданных педагогикой. Они предполагают полное погружение исследователя в изучаемый объект или процесс.

  1. Эмпирические методы

Эмпирический метод дает возможность описать текущее состояние изучаемой проблемы с помощью практической проверки.

  1. Статистические методы

Такие используются для проведения анализа эмпирических данных и установления математических закономерностей и зависимостей в изучаемом объекте или процессе. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Для достижения поставленной цели исследования оздоровления детей посредством туризма автором данной работы применялись такие методы исследования как:

  • Теоретический анализ публикаций по выбранному направлению исследования, который включает анализ научных и методических материалов.


В настоящей работе была изучена методическая литература и статьи научных журналов, а также учебные пособия по выбранной тематике. Полученный теоретический материал позволил получить представление о проведении оздоровления школьников с помощью туризма и о ранее проведенных исследованиях.

  • Социологический опрос посредством анкетирования.

После проведения литературного анализа было проведено тестирование для оценки уровня подготовленности к туризму у школьников.

Данный метод исследования входит в категорию количественных методов исследования. Метод был выбран исходя из необходимости получения первичной информации от изучаемого объекта и возможности большого охвата, что обеспечивает высокую достоверность полученных результатов.

Опрос проводился на базе общеобразовательных школьных учреждений, с использованием специально разработанной анкеты.

2.2 Организация исследования


Для проведения исследования оздоровления детей посредством туризма были выбраны 3 школы: № 25, 26 и 31. Объектом исследования были ученики старших классов, а именно 9, 10 и 11 класса.

Объект исследования был выбран исходя из исследований, которые доказали, что формирование ориентации школьников старших классов на здоровый образ жизни является одним из ключевых направлений школьного образования. Это связано с тем, что старшеклассники входят в значимую часть молодежи, непосредственно влияя в будущем на формирование здорового социума [2].

Выборка школьников составила 675 учеников. Анкеты были выданы каждой из выбранных школ в количестве 225 штук. Из всего перечня выданных анкет в исследовании приняли участие всего 636 учеников.

Педагогический эксперимент оценки нагрузочных режимов в туристических походах с учениками старших классов выполнялся в три этапа:

  1. Предварительный

Первый этап состоял из теоретического анализа публикаций по выбранному направлению исследования, который включает анализ научных и методических материалов. Была изучена методическая литература и статьи научных журналов, а также учебные пособия по выбранной тематике. Полученный теоретический материал позволил получить представление о проведении оздоровления школьников с помощью туризма и о ранее проведенных исследованиях.

Помимо этого были сформулированы цели и задачи исследования нагрузочных режимов в туристических походах со школьниками, была выдвинута гипотеза.


  1. Основной

На основном этапе исследования была разработана анкета для оценки уровня подготовленности к туризму у школьников, которая включает 15 вопросов. Опросная анкета для оценки уровня подготовленности к туризму у школьников представлена в приложении 1.

Также были выбраны школы для проведения социологического опроса. Состав опросных групп был подобран исходя из исследований, которые доказали, что формирование ориентации школьников старших классов на здоровый образ жизни является одним из ключевых направлений школьного образования.

Затем непосредственно было проведено анкетирование и сбор полученной информации.

  1. Заключительный

На этом этапе был проведен анализ полученной информации в ходе проведения социологического опроса учащихся старших классов нескольких общеобразовательных школ. По полученным результатам были сформулированы выводы по исследованию нагрузочных режимов в туристических походах со школьниками.

Глава 3. Результаты исследования


На основании проведенного исследования уровня подготовленности к туризму у школьников были получены статистические показатели по результатам анкетирования учащихся старших классов.

3.1 Обоснование опросной методики у школьников, занимающихся туризмом


В ходе исследования туризма в большинстве случаев существует острая необходимость в получении сведений о процессах, объектах и явлениях, которых нет в документированном виде и невозможно получить при прямом наблюдении. В данной ситуации исключительным источником этих сведений является непосредственно изучаемый объект.

При необходимости получения первичной информации от изучаемого объекта, в особенности, когда в качестве объекта исследования выступает население, опросная методика является наиболее предпочтительным методом получения информации.

В настоящее время до 90 % всех социологических данных в сфере туристических исследований получено благодаря описанному способу [3].

При этом имеется ряд достоинств проведения социологического опроса:

  • Возможность получения наиболее полной и достоверной информации о изучаемом объекте

  • Большой охват респондентов

  • Достаточно быстрое получение информации от источника при правильной организации процесса исследования

  • Экономичность

Таким образом, метод социологического опроса с использованием специально разработанной анкеты является наиболее предпочтительным способом данного исследования.