Файл: Методы и организация исследования оздоровления детей посредством туристических походов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Методы и организация исследования оздоровления детей посредством туристических походов
Глава 3. Результаты исследования
3.1 Обоснование опросной методики у школьников, занимающихся туризмом
3.2 Результаты опросного эксперимента
3.3 Обсуждение результатов исследования
Анкета для оценки уровня подготовленности к туризму у школьников
3.2 Результаты опросного эксперимента
В результате проведения социологического опроса было опрошено 636 учащихся старших классов из общеобразовательных школьных учреждений: № 25, 26 и 31. Объектом исследования были ученики старших классов, а именно 9, 10 и 11 класса.
Первичные результаты социологического опроса по составленной анкете представлены в приложении 2.
После обработки результатов анкетирования было зафиксировано, что туристическая деятельность привлекает учащихся 11 классов в большей степени, чем учащихся 9 и 10 классов (см. рисунок 1). Более того с увеличением возраста респондентов растет интерес к туризму.
Рисунок 1 – Уровень заинтересованности к туризму
Было установлено, что активный вид похода наиболее предпочтителен учащимся 9 классов (в среднем 65 %), в том время как в 10 и в 11 классах этому виду похода отдают предпочтение всего 50 и 43 % в среднем по опрошенным школам. Таким образом, с увеличением возраста респондентов снижается уровень желания к активному образу жизни.
В ходе анализа ответов на вопросы 3 и 4 было выявлено, что в походы ходит около 37,8 % учащихся. При этом из исследуемых школ только школа № 26 регулярно и в достаточной степени проводит туристические походы. Наиболее предпочтительным видом похода является летний.
Около 83 % всех опрошенных легко переносят физические нагрузки при занятиях спортом в школьном спортзале, однако при проведении занятий на улице процент учащихся резко снижается до 58 %.
Самыми важными умениями в походах по мнению респондентов являются способности:
-
разжигать костер и устраивать ночлег -
готовить еду и умение ориентироваться в местности -
ориентироваться в местности и суметь соорудить лагерь
В ходе анализа выносливости учащихся старших классов выявлено, что 67,2 % опрошенных не устают при занятиях физкультурой (см. рисунок 2). В среднем меньше всего устают учащиеся 11 классов.
Рисунок 2 – Степень усталости у учащихся по мере протекания урока физкультуры
При этом около 49 % опрошенных восстанавливается после физических нагрузок очень быстро. Быстрее всего восстанавливаются учащиеся 11 классов.
Хотя при этом физические нагрузки нравятся большему количеству учащихся 9 классов, чем учащимся 10 и 11 классов.
Главными причинами похода в туристический поход школьники считают:
-
Наслаждение природой и свежим воздухом -
Вкусная еда -
Весёлая компания
Однако лишь 48,3 % учащихся имеют мотивацию повторно идти в поход.
3.3 Обсуждение результатов исследования
В ходе анализа полученных результатов выявлено, что существует потребность в увеличении количества пребывания учащихся старших курсов на улице, так как при проведении физкультурных занятий на свежем воздухе большинство испытывает дискомфорт и усталость.
Исследование показало необходимость увеличения мотивации у школьников повторно посещать походы. Для этого необходимо обеспечить их вкусной едой и познавательным досугом.
Также опрос выявил необходимость в популяризации проведения походов в школах № 25 и 31, так как учащиеся этих школ в меньшей степени вовлечены в туристическую деятельность и следовательно хуже справляются с физическими нагрузками.
Заключение
На основании рассмотренных методов проведения исследований был выбран метод социологического опроса. Это позволило получить первичную информацию от изучаемого объекта, в частности, от учеников 9-11 классов.
Для проведения исследования оздоровления детей посредством туризма были выбраны 3 школы: № 25, 26 и 31. Выборка школьников составила 675 учеников. Анкеты были выданы каждой из выбранных школ в количестве 225 штук. Из всего перечня выданных анкет в исследовании приняли участие всего 636 учеников.
После обработки результатов анкетирования было зафиксировано, что туристическая деятельность привлекает учащихся 11 классов в большей степени. Более того с увеличением возраста респондентов растет интерес к туризму.
В походы ходит около 37,8 % учащихся. При этом из исследуемых школ только школа № 26 регулярно и в достаточной степени проводит туристические походы. В дополнение к этому с физкультурными нагрузками лучше всего справляются учащиеся 11 классов школы № 26.
Для привлечения школьников к участию в походах необходимо обеспечить их едой и досугом.
Таким образом, туристическая деятельность повышает выносливость и стремление к активному образу жизни учащихся.
Список источников
-
Cheia, Gheorghe RESEARCH METHODS IN TOURISM. GEOREVIEW: Scientific Annals of Stefan cel Mare University of Suceava. Geography Series. Tom 19. – 2010. – C. 81-94. -
В.С. Трошин Методика проведения занятий по спортивному туризму с учениками начальных классов: Бакалаврская работа./ В.С. Трошин. – Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2020. – 75 с. -
Опросные методы исследований в туризме // URL: https://studme.org/413238/turizm/oprosnye_metody_issledovaniy_turizme (дата обращения: 01.12.2022) -
Приложение 1
Анкета для оценки уровня подготовленности к туризму у школьников
-
Нравится ли вам туризм?
-
Да -
Скорее да, чем нет -
Нет -
Скорее нет, чем да
-
Какой вид похода вы предпочитаете?
-
Активный -
Пассивный -
Затрудняюсь ответить
-
Ходите ли вы в походы со своей семьей или друзьями?
-
Да -
Нет -
Затрудняюсь ответить
-
Проводит ли школа, в которой вы учитесь походы или другие туристические мероприятия?
-
Да -
Нет -
Проводит, но очень редко
-
Как вы переносите физические нагрузки при занятиях спортом в школьном спортзале?
-
Легко -
Бывает немного сложно -
Тяжело -
Затрудняюсь ответить
-
Как вы переносите физические нагрузки при занятиях спортом на улице?
-
Легко -
Бывает немного сложно -
Тяжело -
Затрудняюсь ответить
-
Как вы считаете, какие важные умения или навыки можно получить в туристических походах? Напишите свой вариант.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Как быстро вы начинаете уставать при занятиях спортом?
-
Практически не устаю -
Устаю ближе к середине занятия -
Устаю только под конец занятия -
Устаю еще на разминке
-
Как быстро вы восстанавливаетесь после физических нагрузок?
-
Очень быстро -
Довольно быстро -
Довольно медленно -
Очень медленно
-
Где вам легче заниматься спортом?
-
На улице -
В спортзале -
Затрудняюсь ответить
-
Какой вид похода вам больше нравится? (можно выбрать несколько вариантов ответа)
-
Зимний -
Летний -
Осенний -
Весенний
-
Как обычно проходят ваши походы? Чем на них вы занимаетесь? Напишите свой вариант ответа.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
После похода, у вас есть мотивация пойти в него снова?
-
Да -
Нет -
Затрудняюсь ответить
-
Существует ли систематичность походов в вашей школе?
-
Да, их у нас очень мало -
Да, хочется еще больше -
Нет, мне не нравятся походы -
У нас они не проводятся, но очень бы хотелось, что бы они были
-
Нравится ли физические нагрузки?
-
Да 2. Нет 3. Затрудняюсь ответить
Приложение 2
Результаты опроса
№ вопроса из опросного листа | Классы | Школа | ||
№ 25 | № 26 | № 31 | ||
1 | 9 | 1 – 25 % 2 – 45 % 3 – 25 % 4 – 5 % | 1 – 60 % 2 – 30 % 3 – 7 % 4 – 3 % | 1 – 55 % 2 – 35 % 3 – 6 % 4 – 4 % |
10 | 1 – 55 % 2 – 40 % 3 – 3 % 4 – 2 % | 1 – 70 % 2 – 25 % 3 – 3 % 4 – 2 % | 1 – 65 % 2 – 25 % 3 – 8 % 4 – 2 % | |
11 | 1 – 75 % 2 – 20 % 3 – 4 % 4 – 1 % | 1 – 90 % 2 – 8 % 3 – 1 % 4 – 1 % | 1 – 85% 2 – 12 % 3 – 2 % 4 – 1 % | |
2 | 9 | 1 – 60 % 2 – 35 % 3 – 5 % | 1 – 70 % 2 – 28 % 3 – 2 % | 1 – 65 % 2 – 33 % 3 – 2 % |
10 | 1 – 40 % 2 – 50 % 3 – 10 % | 1 – 50 % 2 – 45 % 3 – 5 % | 1 – 55 % 2 – 40 % 3 – 5 % | |
11 | 1 – 35 % 2 – 45 % 3 – 20 % | 1 – 40 % 2 – 50 % 3 – 10 % | 1 – 55 % 2 – 40 % 3 – 5 % | |
3 | 9 | 1 – 25 % 2 – 70 % 3 – 5 % | 1 – 10 % 2 – 85 % 3 – 5 % | 1 – 35 % 2 – 55 % 3 – 10 % |
10 | 1 – 40 % 2 – 50 % 3 – 10 % | 1 – 45 % 2 – 45 % 3 – 10% | 1 – 55 % 2 – 40 % 3 – 5 % | |
11 | 1 – 35 % 2 – 55 % 3 – 10 % | 1 – 45 % 2 – 50 % 3 – 5 % | 1 – 50 % 2 – 35% 3 – 15 % | |
4 | 9 | 1 – 15 % 2 – 70 % 3 – 15 % | 1 – 80 % 2 – 5 % 3 – 15 % | 1 – 50 % 2 – 10 % 3 – 40 % |
10 | 1 – 10 % 2 – 65 % 3 – 25% | 1 – 70 % 2 – 10 % 3 – 20 % | 1 – 40 % 2 – 5 % 3 – 55 % | |
11 | 1 – 15 % 2 – 80 % 3 – 5 % | 1 – 65 % 2 – 5 % 3 – 30 % | 1 – 35 % 2 – 15 % 3 – 50 % | |
5 | 9 | 1 – 90 % 2 – 8 % 3 – 0 % 4 – 2 % | 1 – 85 % 2 – 5 % 3 – 2% 4 – 8 % | 1 – 85 % 2 – 7 % 3 – 2 % 4 – 6 % |
10 | 1 – 85 % 2 – 5 % 3 – 3 % 4 – 7 % | 1 – 70 % 2 – 5 % 3 – 5 % 4 – 20 % | 1 – 80 % 2 – 10 % 3 – 3 % 4 – 7 % | |
11 | 1 – 95 % 2 – 3 % 3 – 1 % 4 – 1 % | 1 – 75 % 2 – 8 % 3 – 7 % 4 –10 % | 1 – 80 % 2 – 15 % 3 – 3 % 4 – 2 % | |
6 | 9 | 1 – 55 % 2 – 25 % 3 – 10 % 4 – 10 % | 1 – 50 % 2 – 30 % 3 – 10 % 4 – 10 % | 1 – 70 % 2 – 15 % 3 – 5 % 4 – 10 % |
10 | 1 – 45 % 2 – 15 % 3 – 5 % 4 – 35 % | 1 – 55 % 2 – 10 % 3 – 10 % 4 – 25 % | 1 – 65 % 2 – 25 % 3 – 2 % 4 – 8 % | |
11 | 1 – 60 % 2 – 35 % 3 – 2 % 4 – 3 % | 1 – 50 % 2 – 40 % 3 – 5 % 4 – 5 % | 1 – 70 % 2 – 25 % 3 – 0 % 4 – 5 % | |
7 | 9 | Большая часть 9-х классов утверждает, что разжигать костер и устраивать ночлег является самым важным умением | ||
10 | Большая часть 10-х классов считает, что самое важное умение это готовить еду и умение ориентироваться в местности | |||
11 | Большая часть 11-х классов считает, что важно ориентироваться в местности и суметь соорудить лагерь | |||
8 | 9 | 1 – 60 % 2 – 10 % 3 – 25 % 4 – 5 % | 1 – 70 % 2 – 10 % 3 – 15 % 4 – 5 % | 1 –75 % 2 – 10 % 3 – 10 % 4 – 5 % |
10 | 1 – 65 % 2 – 5 % 3 – 25 % 4 – 5 % | 1 – 60 % 2 – 15 % 3 – 15 % 4 – 10 % | 1 – 60 % 2 – 10 % 3 – 25 % 4 – 5 % | |
11 | 1 – 70 % 2 – 15 % 3 – 10 % 4 – 5 % | 1 – 75 % 2 – 10 % 3 – 5 % 4 – 10 % | 1 – 70 % 2 – 20 % 3 – 5 % 4 – 5 % | |
9 | 9 | 1 – 35 % 2 – 45 % 3 – 10 % 4 – 10 % | 1 – 45 % 2 – 30 % 3 – 15 % 4 – 10 % | 1 – 55 % 2 – 30 % 3 – 10% 4 – 5% |
10 | 1 – 40% 2 – 50 % 3 – 5 % 4 – 5 % | 1 – 55 % 2 – 30 % 3 – 10 % 4 – 5 % | 1 – 40 % 2 – 30 % 3 – 15 % 4 – 15 % | |
11 | 1 – 50 % 2 – 35 % 3 – 10 % 4 – 5 % | 1 – 60 % 2 – 35 % 3 – 3% 4 – 2% | 1 – 60 % 2 – 30 % 3 – 8 % 4 – 2 % | |
10 | 9 | 1 – 35 % 2 – 60 % 3 – 5 % | 1 – 40 % 2 – 50 % 3 – 10 % | 1 – 45 % 2 – 50 % 3 – 5 % |
10 | 1 – 40 % 2 – 55 % 3 – 5 % | 1 – 30 % 2 – 75 % 3 – 5 % | 1 – 35 % 2 – 60 % 3 – 5 % | |
11 | 1 – 20 % 2 –70 % 3 – 10 % | 1 – 30 % 2 – 65 % 3 – 5 % | 1 – 40 % 2 – 55 % 3 – 5 % | |
11 | 9 | 1 – 40 % 2 – 40 % 3 – 10 % 4 – 10 % | 1 – 40 % 2 – 50 % 3 – 5 % 4 – 5 % | 1 – 40 % 2 – 40 % 3 – 10 % 4 – 10 % |
10 | 1 – 35 % 2 – 55 % 3 – 5 % 4 – 5 % | 1 – 30 % 2 – 65 % 3 – 3 % 4 – 2 % | 1 – 30 % 2 – 60 % 3 – 10 % 4 – 10 % | |
11 | 1 – 35 % 2 – 60 % 3 – 2 % 4 – 3 % | 1 – 40 % 2 – 50 % 3 – 5 % 4 – 5 % | 1 – 50% 2 – 55 % 3 – 3 % 4 – 2 % | |
12 | 9 | Большинство девятиклассников, которые ходят в походы просто наслаждаются природой и проводят в них не больше суток | ||
10 | Большинство десятиклассников, которые идут в поход наслаждаются свежим воздухом и вкусной едой. Так же проводят там не больше суток | |||
11 | Большинство одиннадцатых классов ходят в походы исключительно ради веселой компании, в которой приятно провести выходной день | |||
13 | 9 | 1 – 30 % 2 – 30 % 3 – 40 % | 1 – 45 % 2 – 50 % 3 – 5 % | 1 – 50 % 2 – 40 % 3 – 10 % |
10 | 1 – 50 % 2 – 35 % 3 – 10 % | 1 – 45 % 2 – 45 % 3 – 10 % | 1 – 55 % 2 – 40 % 3 – 5 % | |
11 | 1 – 50 % 2 – 35 % 3 – 10 % | 1 – 50 % 2 – 45 % 3 – 5 % | 1 – 60 % 2 – 30 % 3 – 10 % | |
14 | 9 | 1 – 5 % 2 – 5 % 3 – 20 % 4 – 70 % | 1 – 20 % 2 – 70 % 3 – 5 % 4 – 5 % | 1 – 60 % 2 – 20 % 3 – 5 % 4 – 15 % |
10 | 1 – 10 % 2 – 10 % 3 – 30 % 4 – 50 % | 1 – 20 % 2 – 60 % 3 – 15 % 4 – 5% | 1 – 50 % 2 – 30 % 3 – 10 % 4 – 10 % | |
11 | 1 –20 % 2 – 5 % 3 – 15 % 4 – 60 % | 1 – 30 % 2 – 50 % 3 – 10 % 4 – 10 % | 1 – 70 % 2 – 25 % 3 – 3 % 4 – 2 % | |
15 | 9 | 1 – 80 % 2 – 20 % 3 – 0 % | 1 – 90 % 2 – 1 % 3 – 9 % | 1 – 85 % 2 – 5 % 3 – 10 % |
10 | 1 – 75 % 2 – 15 % 3 – 10 % | 1 – 70 % 2 – 25 % 3 – 5 % | 1 – 70 % 2 – 30 % 3 – 0 % | |
11 | 1 – 60 % 2 – 30 % 3 – 10 % | 1 – 65 % 2 – 15 % 3 – 20 % | 1 – 60 % 2 – 35 % 3 – 5 % |