Файл: Методы и организация исследования оздоровления детей посредством туристических походов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.2 Результаты опросного эксперимента


В результате проведения социологического опроса было опрошено 636 учащихся старших классов из общеобразовательных школьных учреждений: № 25, 26 и 31. Объектом исследования были ученики старших классов, а именно 9, 10 и 11 класса.

Первичные результаты социологического опроса по составленной анкете представлены в приложении 2.

После обработки результатов анкетирования было зафиксировано, что туристическая деятельность привлекает учащихся 11 классов в большей степени, чем учащихся 9 и 10 классов (см. рисунок 1). Более того с увеличением возраста респондентов растет интерес к туризму.


Рисунок 1 – Уровень заинтересованности к туризму
Было установлено, что активный вид похода наиболее предпочтителен учащимся 9 классов (в среднем 65 %), в том время как в 10 и в 11 классах этому виду похода отдают предпочтение всего 50 и 43 % в среднем по опрошенным школам. Таким образом, с увеличением возраста респондентов снижается уровень желания к активному образу жизни.

В ходе анализа ответов на вопросы 3 и 4 было выявлено, что в походы ходит около 37,8 % учащихся. При этом из исследуемых школ только школа № 26 регулярно и в достаточной степени проводит туристические походы. Наиболее предпочтительным видом похода является летний.

Около 83 % всех опрошенных легко переносят физические нагрузки при занятиях спортом в школьном спортзале, однако при проведении занятий на улице процент учащихся резко снижается до 58 %.

Самыми важными умениями в походах по мнению респондентов являются способности:

  • разжигать костер и устраивать ночлег

  • готовить еду и умение ориентироваться в местности

  • ориентироваться в местности и суметь соорудить лагерь

В ходе анализа выносливости учащихся старших классов выявлено, что 67,2 % опрошенных не устают при занятиях физкультурой (см. рисунок 2). В среднем меньше всего устают учащиеся 11 классов.


Рисунок 2 – Степень усталости у учащихся по мере протекания урока физкультуры
При этом около 49 % опрошенных восстанавливается после физических нагрузок очень быстро. Быстрее всего восстанавливаются учащиеся 11 классов.

Хотя при этом физические нагрузки нравятся большему количеству учащихся 9 классов, чем учащимся 10 и 11 классов.


Главными причинами похода в туристический поход школьники считают:

  • Наслаждение природой и свежим воздухом

  • Вкусная еда

  • Весёлая компания

Однако лишь 48,3 % учащихся имеют мотивацию повторно идти в поход.

3.3 Обсуждение результатов исследования


В ходе анализа полученных результатов выявлено, что существует потребность в увеличении количества пребывания учащихся старших курсов на улице, так как при проведении физкультурных занятий на свежем воздухе большинство испытывает дискомфорт и усталость.

Исследование показало необходимость увеличения мотивации у школьников повторно посещать походы. Для этого необходимо обеспечить их вкусной едой и познавательным досугом.

Также опрос выявил необходимость в популяризации проведения походов в школах № 25 и 31, так как учащиеся этих школ в меньшей степени вовлечены в туристическую деятельность и следовательно хуже справляются с физическими нагрузками.

Заключение


На основании рассмотренных методов проведения исследований был выбран метод социологического опроса. Это позволило получить первичную информацию от изучаемого объекта, в частности, от учеников 9-11 классов.

Для проведения исследования оздоровления детей посредством туризма были выбраны 3 школы: № 25, 26 и 31. Выборка школьников составила 675 учеников. Анкеты были выданы каждой из выбранных школ в количестве 225 штук. Из всего перечня выданных анкет в исследовании приняли участие всего 636 учеников.

После обработки результатов анкетирования было зафиксировано, что туристическая деятельность привлекает учащихся 11 классов в большей степени. Более того с увеличением возраста респондентов растет интерес к туризму.

В походы ходит около 37,8 % учащихся. При этом из исследуемых школ только школа № 26 регулярно и в достаточной степени проводит туристические походы. В дополнение к этому с физкультурными нагрузками лучше всего справляются учащиеся 11 классов школы № 26.

Для привлечения школьников к участию в походах необходимо обеспечить их едой и досугом.

Таким образом, туристическая деятельность повышает выносливость и стремление к активному образу жизни учащихся.

Список источников


  1. Cheia, Gheorghe RESEARCH METHODS IN TOURISM. GEOREVIEW: Scientific Annals of Stefan cel Mare University of Suceava. Geography Series. Tom 19. – 2010. – C. 81-94.

  2. В.С. Трошин Методика проведения занятий по спортивному туризму с учениками начальных классов: Бакалаврская работа./ В.С. Трошин. – Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2020. – 75 с.

  3. Опросные методы исследований в туризме // URL: https://studme.org/413238/turizm/oprosnye_metody_issledovaniy_turizme (дата обращения: 01.12.2022)



Приложение 1

Анкета для оценки уровня подготовленности к туризму у школьников


  1. Нравится ли вам туризм?

  1. Да

  2. Скорее да, чем нет

  3. Нет

  4. Скорее нет, чем да

  1. Какой вид похода вы предпочитаете?

  1. Активный

  2. Пассивный

  3. Затрудняюсь ответить

  1. Ходите ли вы в походы со своей семьей или друзьями?

  1. Да

  2. Нет

  3. Затрудняюсь ответить

  1. Проводит ли школа, в которой вы учитесь походы или другие туристические мероприятия?

  1. Да

  2. Нет

  3. Проводит, но очень редко

  1. Как вы переносите физические нагрузки при занятиях спортом в школьном спортзале?

  1. Легко

  2. Бывает немного сложно

  3. Тяжело

  4. Затрудняюсь ответить

  1. Как вы переносите физические нагрузки при занятиях спортом на улице?

  1. Легко

  2. Бывает немного сложно

  3. Тяжело

  4. Затрудняюсь ответить

  1. Как вы считаете, какие важные умения или навыки можно получить в туристических походах? Напишите свой вариант.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как быстро вы начинаете уставать при занятиях спортом?

  1. Практически не устаю

  2. Устаю ближе к середине занятия

  3. Устаю только под конец занятия

  4. Устаю еще на разминке

  1. Как быстро вы восстанавливаетесь после физических нагрузок?

  1. Очень быстро

  2. Довольно быстро

  3. Довольно медленно

  4. Очень медленно

  1. Где вам легче заниматься спортом?

  1. На улице

  2. В спортзале

  3. Затрудняюсь ответить

  1. Какой вид похода вам больше нравится? (можно выбрать несколько вариантов ответа)

  1. Зимний

  2. Летний

  3. Осенний

  4. Весенний

  1. Как обычно проходят ваши походы? Чем на них вы занимаетесь? Напишите свой вариант ответа.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. После похода, у вас есть мотивация пойти в него снова?

  1. Да

  2. Нет

  3. Затрудняюсь ответить

  1. Существует ли систематичность походов в вашей школе?


  1. Да, их у нас очень мало

  2. Да, хочется еще больше

  3. Нет, мне не нравятся походы

  4. У нас они не проводятся, но очень бы хотелось, что бы они были

  1. Нравится ли физические нагрузки?

  1. Да 2. Нет 3. Затрудняюсь ответить

Приложение 2

Результаты опроса


вопроса из опросного листа

Классы

Школа

25

26

31

1

9

1 – 25 %

2 – 45 %

3 – 25 %

4 – 5 %

1 – 60 %

2 – 30 %

3 – 7 %

4 – 3 %

1 – 55 %

2 – 35 %

3 – 6 %

4 – 4 %

10

1 – 55 %

2 – 40 %

3 – 3 %

4 – 2 %

1 – 70 %

2 – 25 %

3 – 3 %

4 – 2 %

1 – 65 %

2 – 25 %

3 – 8 %

4 – 2 %

11

1 – 75 %

2 – 20 %

3 – 4 %

4 – 1 %

1 – 90 %

2 – 8 %

3 – 1 %

4 – 1 %

1 – 85%

2 – 12 %

3 – 2 %

4 – 1 %

2

9

1 – 60 %

2 – 35 %

3 – 5 %

1 – 70 %

2 – 28 %

3 – 2 %

1 – 65 %

2 – 33 %

3 – 2 %

10

1 – 40 %

2 – 50 %

3 – 10 %

1 – 50 %

2 – 45 %

3 – 5 %

1 – 55 %

2 – 40 %

3 – 5 %

11

1 – 35 %

2 – 45 %

3 – 20 %

1 – 40 %

2 – 50 %

3 – 10 %

1 – 55 %

2 – 40 %

3 – 5 %

3

9

1 – 25 %

2 – 70 %

3 – 5 %

1 – 10 %

2 – 85 %

3 – 5 %

1 – 35 %

2 – 55 %

3 – 10 %

10

1 – 40 %

2 – 50 %

3 – 10 %

1 – 45 %

2 – 45 %

3 – 10%

1 – 55 %

2 – 40 %

3 – 5 %

11

1 – 35 %

2 – 55 %

3 – 10 %

1 – 45 %

2 – 50 %

3 – 5 %

1 – 50 %

2 – 35%

3 – 15 %

4

9

1 – 15 %

2 – 70 %

3 – 15 %

1 – 80 %

2 – 5 %

3 – 15 %

1 – 50 %

2 – 10 %

3 – 40 %

10

1 – 10 %

2 – 65 %

3 – 25%

1 – 70 %

2 – 10 %

3 – 20 %

1 – 40 %

2 – 5 %

3 – 55 %

11

1 – 15 %

2 – 80 %

3 – 5 %

1 – 65 %

2 – 5 %

3 – 30 %

1 – 35 %

2 – 15 %

3 – 50 %

5

9

1 – 90 %

2 – 8 %

3 – 0 %

4 – 2 %

1 – 85 %

2 – 5 %

3 – 2%

4 – 8 %

1 – 85 %

2 – 7 %

3 – 2 %

4 – 6 %

10

1 – 85 %

2 – 5 %

3 – 3 %

4 – 7 %

1 – 70 %

2 – 5 %

3 – 5 %

4 – 20 %

1 – 80 %

2 – 10 %

3 – 3 %

4 – 7 %

11

1 – 95 %

2 – 3 %

3 – 1 %

4 – 1 %

1 – 75 %

2 – 8 %

3 – 7 %

4 –10 %

1 – 80 %

2 – 15 %

3 – 3 %

4 – 2 %

6

9

1 – 55 %

2 – 25 %

3 – 10 %

4 – 10 %

1 – 50 %

2 – 30 %

3 – 10 %

4 – 10 %

1 – 70 %

2 – 15 %

3 – 5 %

4 – 10 %

10

1 – 45 %

2 – 15 %

3 – 5 %

4 – 35 %

1 – 55 %

2 – 10 %

3 – 10 %

4 – 25 %

1 – 65 %

2 – 25 %

3 – 2 %

4 – 8 %

11

1 – 60 %

2 – 35 %

3 – 2 %

4 – 3 %

1 – 50 %

2 – 40 %

3 – 5 %

4 – 5 %

1 – 70 %

2 – 25 %

3 – 0 %

4 – 5 %

7

9

Большая часть 9-х классов утверждает, что разжигать костер и устраивать ночлег является самым важным умением

10

Большая часть 10-х классов считает, что самое важное умение это готовить еду и умение ориентироваться в местности

11

Большая часть 11-х классов считает, что важно ориентироваться в местности и суметь соорудить лагерь

8

9

1 – 60 %

2 – 10 %

3 – 25 %

4 – 5 %

1 – 70 %

2 – 10 %

3 – 15 %

4 – 5 %

1 –75 %

2 – 10 %

3 – 10 %

4 – 5 %

10

1 – 65 %

2 – 5 %

3 – 25 %

4 – 5 %

1 – 60 %

2 – 15 %

3 – 15 %

4 – 10 %

1 – 60 %

2 – 10 %

3 – 25 %

4 – 5 %

11

1 – 70 %

2 – 15 %

3 – 10 %

4 – 5 %

1 – 75 %

2 – 10 %

3 – 5 %

4 – 10 %

1 – 70 %

2 – 20 %

3 – 5 %

4 – 5 %

9

9

1 – 35 %

2 – 45 %

3 – 10 %

4 – 10 %

1 – 45 %

2 – 30 %

3 – 15 %

4 – 10 %

1 – 55 %

2 – 30 %

3 – 10%

4 – 5%

10

1 – 40%

2 – 50 %

3 – 5 %

4 – 5 %

1 – 55 %

2 – 30 %

3 – 10 %

4 – 5 %

1 – 40 %

2 – 30 %

3 – 15 %

4 – 15 %

11

1 – 50 %

2 – 35 %

3 – 10 %

4 – 5 %

1 – 60 %

2 – 35 %

3 – 3%

4 – 2%

1 – 60 %

2 – 30 %

3 – 8 %

4 – 2 %

10

9

1 – 35 %

2 – 60 %

3 – 5 %

1 – 40 %

2 – 50 %

3 – 10 %

1 – 45 %

2 – 50 %

3 – 5 %

10

1 – 40 %

2 – 55 %

3 – 5 %

1 – 30 %

2 – 75 %

3 – 5 %

1 – 35 %

2 – 60 %

3 – 5 %

11

1 – 20 %

2 –70 %

3 – 10 %

1 – 30 %

2 – 65 %

3 – 5 %

1 – 40 %

2 – 55 %

3 – 5 %

11

9

1 – 40 %

2 – 40 %

3 – 10 %

4 – 10 %

1 – 40 %

2 – 50 %

3 – 5 %

4 – 5 %

1 – 40 %

2 – 40 %

3 – 10 %

4 – 10 %

10

1 – 35 %

2 – 55 %

3 – 5 %

4 – 5 %

1 – 30 %

2 – 65 %

3 – 3 %

4 – 2 %

1 – 30 %

2 – 60 %

3 – 10 %

4 – 10 %

11

1 – 35 %

2 – 60 %

3 – 2 %

4 – 3 %

1 – 40 %

2 – 50 %

3 – 5 %

4 – 5 %

1 – 50%

2 – 55 %

3 – 3 %

4 – 2 %

12

9

Большинство девятиклассников, которые ходят в походы просто наслаждаются природой и проводят в них не больше суток

10

Большинство десятиклассников, которые идут в поход наслаждаются свежим воздухом и вкусной едой. Так же проводят там не больше суток

11

Большинство одиннадцатых классов ходят в походы исключительно ради веселой компании, в которой приятно провести выходной день

13

9

1 – 30 %

2 – 30 %

3 – 40 %

1 – 45 %

2 – 50 %

3 – 5 %

1 – 50 %

2 – 40 %

3 – 10 %

10

1 – 50 %

2 – 35 %

3 – 10 %

1 – 45 %

2 – 45 %

3 – 10 %

1 – 55 %

2 – 40 %

3 – 5 %

11

1 – 50 %

2 – 35 %

3 – 10 %

1 – 50 %

2 – 45 %

3 – 5 %

1 – 60 %

2 – 30 %

3 – 10 %

14

9

1 – 5 %

2 – 5 %

3 – 20 %

4 – 70 %

1 – 20 %

2 – 70 %

3 – 5 %

4 – 5 %

1 – 60 %

2 – 20 %

3 – 5 %

4 – 15 %

10

1 – 10 %

2 – 10 %

3 – 30 %

4 – 50 %

1 – 20 %

2 – 60 %

3 – 15 %

4 – 5%

1 – 50 %

2 – 30 %

3 – 10 %

4 – 10 %

11

1 –20 %

2 – 5 %

3 – 15 %

4 – 60 %

1 – 30 %

2 – 50 %

3 – 10 %

4 – 10 %

1 – 70 %

2 – 25 %

3 – 3 %

4 – 2 %

15

9

1 – 80 %

2 – 20 %

3 – 0 %

1 – 90 %

2 – 1 %

3 – 9 %

1 – 85 %

2 – 5 %

3 – 10 %

10

1 – 75 %

2 – 15 %

3 – 10 %

1 – 70 %

2 – 25 %

3 – 5 %

1 – 70 %

2 – 30 %

3 – 0 %

11

1 – 60 %

2 – 30 %

3 – 10 %

1 – 65 %

2 – 15 %

3 – 20 %

1 – 60 %

2 – 35 %

3 – 5 %