Файл: Аннотация к программе курса Основы безопасной жизнедеятельности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПознавательныеУУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
-
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). -
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. -
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. -
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой .
-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
-Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
-Использование дополнительных источников информации.
-Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
КоммуникативныеУУД:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие
в группе
-оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
-корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
Предметные результаты:
-
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; -
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; -
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; -
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; -
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; -
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; -
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства; -
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; -
умение оказать первую помощь пострадавшим; -
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Общая характеристика курса
Предлагаемый авторский курс соответствует предметной области, введённой в стандарт основного общего образования . Его изучение направлено на реализацию следующей воспитательно-образовательной цели; расширение знаний и формирование умений младших подростков по организации здорового образа жизни, правильного поведения в различных неординарных и чрезвычайных ситуациях.
В программе отражены следующие дидактические принципы:
-
Учёт требований стандарта основного общего образования по данной предметной области. -
Актуальность для младших подростков обсуждаемых проблем. Например, правила поведения в домашней обстановке, на прогулках изучаются в 5-6 классах, а чрезвычайные ситуации, связанные с деятельностью экстремистских организаций, террористических групп и подобными социальными явлениями, обсуждаются со старшими подростками. -
Принцип интеграции. Весь учебный материал подчинён принципу интеграции субъективных и объективных факторов, обеспечивающих безопасность в любой чрезвычайной ситуации. Так, содержание раздела, знакомящего школьника с чрезвычайными ситуациями на дорогах и правилами дорожного движения, строится на основе рассмотрения вопросов дорожной безопасности как результата согласованной деятельности всех участников дорожного движения. Другие проблемы (здоровье человека, природные катаклизмы, криминогенные явления и проч.) рассматриваются не только как личные, но и как общезначимые, государственные. -
Принцип психологической обусловленности позволяет ученику быть не столько объектом, сколько субъектом образовательной деятельности. В средствах обучения, реализующих программу, много материалов, формирующих контрольно-оценочные действия учащихся, их рефлексивную позицию. Особое внимание уделено оценке здоровья человека, роли психологического фактора в его сохранении, а также в регулировании отношений со сверстниками (рубрики учебника «Знаешь ли ты себя», «Проверь себя», «Оцени себя»). В учебниках представлена рубрика «Медицинская страничка», раскрывающая организационные и психологические моменты оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях.
5. Практическая направленность курса, Этот принцип обеспечивает формирование конкретных умений в процессе практических занятий как на уроках, так и во внеучебной деятельности. Особое внимание уделяется реализации краеведческого принципа, учёт которого позволяет младшему подростку обучаться в процессе непосредственных наблюдений, а затем воплощать знания в продуктивной деятельности — речи, рисунках, схемах, презентациях и проч.
6. Деятелъностный подход. Реализация этого принципа обеспечивает активность и самостоятельность учебной деятельности школьника. Весь методический аппарат позволяет обсуждать программные темы не на констатирующем, а на проблемном уровне (рубрики «Обсудим вместе», «Работа в группах», «Участвуем в проекте»). Реализация данного под
хода также предполагает интеграцию содержания и форму учебно - воспитательной деятельности на уроках, во внеучебной деятельности и на занятиях в объединениях дополнительного образования,
7. Культурологический принцип даёт возможность расширить круг представлений школьников о проблемах здоровья, его укрепления и охраны. Из материалов рубрики «Для любознательных» дети получают дополнительные сведения, которые поддерживают их интерес к изучению этого предмета, раскрывают отдельные исторические факты, связанные с проблемами охраны безопасности жизни и деятельности людей.
8.Практическая направленность курса. Этот принцип обеспечивает формирование конкретных умений в процессе практических занятий.
Программное содержание курса представлено по линейно-концентрическому принципу, то есть развёртывается последовательно, постепенно усложняясь и расширяясь. В каждой теме обязательно выполняются практические занятия и осуществляется проектная деятельность.
Содержание учебного курса в 5 классе
Введение
Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности».
Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя
Особенности организма человека. Организм человека как единое целое. Функции разных систем органов тела. Почему нужно знать свой организм. Укрепление нервной системы, тренировка сердца, дыхательной системы. Принципы рационального питания. Первая помощь при отравлении и пищевой аллергии.
Здоровье органов чувств.
Охрана органов чувств. Первая помощь при попадании в глаз инородного тела.
Как вести здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье. Организованность и здоровье. Гигиенические процедуры младшего подростка. Заболевания, вызванные отсутствием гигиены (дизентерия, глисты, вши).
Движение — это жизнь. Комплекс упражнений и игры для поддержания двигательной активности.
Закаливание как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила закаливания младшего подростка.
Компьютер и здоровье. Правила безопасного пользования компьютером. Виды занятий, снимающих утомление.
Мой безопасный дом
Безопасный дом. Поддержание чистоты и порядка в доме, на рабочем месте. Правила уборки квартиры и мытья посуды. Животные и насекомые, распространяющие инфекцию (мыши, тараканы, клопы). Техника безопасности в доме. Первая помощь при ушибах, отравлении химическими веществами (парами клея, краски, газом) и поражении электрическим током.
Школьная жизнь
Выбор пути: безопасная дорога в школу. Пешеходы и пассажиры — участники дорожного движения. Дорожное движение в населённом пункте и за городом. Безопасная дорога. Выбор безопасного пути в школу. Правила поведения на дорогах и улицах. Оценка пешеходом дорожной ситуации. «Дорожные ловушки» — способы определения опасных для пешехода мест и ситуаций. Школьник как пассажир. Правила поведения пассажира в разных видах транспорта.
Правила поведения в школе. Общие правила поведения в школьном помещении и во дворе школы. Поведение на занятиях, переменах, во время передвижения по школе, в столовой. Может ли общение привести к беде. Первая помощь при сотрясении мозга, ушибах и кровотечении. Помощь заболевшему ребёнку.
Ориентирование в школьных помещениях. Меры предупреждения пожаров, правила эвакуации при пожаре. Помощь при отравлении угарным газом и при ожогах.
Практические работы
Измерение пульса, проверка выносливости; тренировка дыхательной системы; проверка степени загрязнения воды; анализ режима питания; овладение приёмами тренировки глаз; проверка уровня физической подготовки учащегося; составление программы закаливания; освоение правил пользования компьютером; выбор безопасного маршрута от дома до школы; оценка дорожной обстановки; освоение правил дорожного движения; выбор правильного решения в конфликтной ситуации; эвакуация из здания школы; действия при пожаре в школе