Файл: Отчет по лабораторной работе (наименование работы прописными буквами).docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра-________________________________
наименование выпускающей кафедры
Отчет по лабораторной работе ___________________________
(наименование работы прописными буквами)
Выполнил студент гр. ________________________
номер группы / (подпись) Ф.И.О
Принял. ________________________
должность / (подпись) Ф.И.О
Иркутск 2023
Лабораторная работа
Коррозия металлов
Выполнение работы
Опыт 1. Влияние образования гальванической пары на процесс растворения металла в кислоте
В стеклянную трубку, согнутую под углом, налить 2−3 мл разбавленной серной кислоты. Поместить в одно колено пластинку цинка. Отметить выделение газа. В другое колено в раствор серной кислоты поместить медную проволоку, не дотрагиваясь до кусочка цинка. Выделение водорода на меди не происходит (почему?). Ввести медную проволоку глубже, до соприкосновения с цинком. На поверхности меди появляются пузырьки водорода.
Требования к результатам опыта
Написать уравнение реакции взаимодействия цинка с серной кислотой.
Zn+H2SO4=ZnSO4+H2
Zn+2H(+)+SO4(2-)=Zn(2+)+SO4(2-)+H2
Zn+2H(+)=Zn(2+)+H
Составить схему гальванического элемента, возникающего при контакте цинка с медью. Написать уравнения электродных процессов и токообразующей реакции.
Самый известный гальванический элемент - это элемент Якоби-Даниэля
(медно-цинковый элемент). Состоит из цинковой и медной пластин, погружённые в растворы сульфатов цинка и меди. При этом обеспечивается (разными способами) контакт, но не смешивание растворов.
Схема элемента анод (-) Zn | ZnSO4|| CuSO4| Cu катод (+)
На аноде окисление цинка Zn - 2e = Zn(2+)
На катоде восстановление меди Cu(2+)+ 2e = Cu
Суммарная реакция в ионном виде: Zn + Cu(2+)= Cu + Zn(2+)
В молекулярной форме: Zn + CuSO4= Cu + ZnSO
Сделать вывод, как влияет образование гальванического элемента на процесс растворения цинка в кислоте.
Вывод:
В растворах соляной и азотной кислот коррозия цинка выше, чем в растворе серной кислоты такой же концентрации.
Образующееся на цинке в процессе его растворения продукты коррозии, особенно с низким перенапряжением выделения водорода
(например, Cu), еще сильнее ускоряют разрушение металла за счет увеличения площади катодных участков.
Опыт 2. Защитные свойства металлических покрытий
В две пробирки налить по 2-3 мл раствора серной кислоты и добавить несколько капель раствора гексацианоферрата (III) калия. В одну из пробирок опустить полоску железа, скрепленную с цинком, в другую – полоску железа, скрепленную с оловом. Через несколько минут в одной из пробирок (какой?) наблюдается интенсивное синее окрашивание.
Требования к результатам опыта
-
Составить схемы образующихся гальванических элементов в кислой среде и написать уравнения электродных процессов и токообразующих реакций. Указать, для каждого процесса, какое покрытие образует прикрепленный металл – анодное или катодное.
При контакте железа с цинком реакция протекает быстрее, но ионов железа не обнаружено, окислению подвергается цинк. При контакте железа с оловом реакция позже, но в раствор переходят ионы железа.
-
Сделать вывод, какой металл разрушается в случае нарушения анодного и катодного покрытия.
Вывод:
Коррозии подвергается железо
Опыт 3. Роль защитной пленки в ослаблении коррозии
Алюминий – активный металл и легко вступает во взаимодействие с водой с выделением газообразного водорода. Однако алюминий на воздухе покрывается прочной оксидной пленкой, которая обуславливает коррозионную стойкость алюминия.
В два стакана насыпать алюминиевую стружку. В первый стакан налить дистиллированной воды. Наблюдать, что никакого взаимодействия не происходит. Оксидная пленка защищает алюминий и препятствует взаимодействию металла с водой.
Во второй стакан налить раствор нитрата ртути (II). Алюминий как более активный металл вытесняет ртуть и образует с ней амальгаму (сплав алюминия с ртутью), препятствующую возникновению защитной пленки на поверхности алюминия. Амальгамированный алюминий ополоснуть водой. Затем залить дистиллированной водой. Наблюдать интенсивное выделение газа.
Требования к результатам опыта
-
Написать уравнение реакции взаимодействия алюминия с нитратом ртути (II).
2Al + 3Hg(NO3)2→ 2Al(NO3)3+ 3Hg
-
Составить схему гальванического элемента в атмосферной среде, написать уравнения анодного и катодного процессов и токообразующей реакции. Указать продукт коррозии алюминия.
Продукт реакции водород
-
Сделать вывод о роли защитной пленки в ослаблении коррозии.
Вывод:
Оксидная пленка защищает алюминий от коррозии.
Опыт 4. Роль кислорода в процессе коррозии железа
В три пробирки поместить железные гвозди. В первую налить воды до половины высоты гвоздя, в остальные пробирки налить воды, чтобы гвоздь был полностью погружен в воду, в третью пробирку поверх воды аккуратно налить подсолнечное масло, чтобы предотвратить доступ кислорода воздуха к толще воды. Через некоторое время наблюдать результат коррозии железа в каждой пробирке. Отметить, в какой пробирке образовалось больше ржавчины.
Требования к результатам опыта
-
Написать уравнение реакции взаимодействия железа с водой и кислородом.
2Fe + O2+ 2H2O → 2Fe(OH)
-
Сделать вывод о роли кислорода в процессе коррозии железа.
Вывод:
Кислород в роли сильного деполяризатора увеличивает скорость процесса коррозии железа, за счет активации катодного процесса. Если доступ кислорода ограничен (использован слой масла на поверхности воды), то скорость протекания процесса коррозии замедляется (незначителена).