Файл: Контрольная работа по праву социального обеспечения вариант 5 Исполнил Проверил Преподаватель Сухой Лог, 2023 г.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Раскройте социальную необеспеченность трудящихся в царской России
2. Что представляло собой социальное обеспечение в переходный от капитализма к социализму период?
3. Какова роль Конституции СССР 1936 г. в области социального обеспечения?
4. Чем знаменовалось социальное обеспечение в 50-е годы XX в.?
5. Как формировалась система социального обеспечения на момент распада СССР?
6. Охарактеризуйте пенсионную систему начала 90-х годов в России
Новый этап развития источников права социального обеспечения связан с образованием СССР. Конституция СССР 1924 г. закрепила компетенцию Союза ССР и союзных республик в области социального обеспечения. Установление основных законов о труде и здравоохранении было отнесено к ведению Союза ССР. Республиканскими органами государственного управления социальным обеспечением по-прежнему являлись народные комиссариаты социального обеспечения союзных республик. Постепенно стала создаваться система общесоюзных органов социального обеспечения. В начале 1925 г. при НКТ СССР был создан межведомственный орган — Союзный Совет социального страхования (СССС), а при НКТ союзных республик — республиканские советы социального страхования. СССС осуществлял общее направление деятельности центрального управления социальным страхованием, рассматривал все разработанные НКТ СССР и другими ведомствами проекты нормативных актов по социальному страхованию, подлежащие внесению в законодательные органы СССР, и давал заключение по этим проектам, рассматривал и утверждал разработанные ЦУССТРАХом в развитие действующего законодательства общие правила и инструкции, касающиеся привлечения к страхованию отдельных категорий работающих по найму, разъяснял действующие законоположения СССР о социальном страховании и изданные в их развитие распоряжения и инструкции.
Таким образом, с 1925 г. нормативные акты по применению законов СССР и постановлений Правительства СССР по вопросам пенсионного обеспечения рабочих и служащих и их семей стали издаваться СССС . Его постановления и правила заняли значительное место в пенсионном законодательстве.
В этот период продолжает проводиться работа над кодификацией законодательства о пенсиях рабочих и служащих. 28 августа 1925 г. ЦИК и СНК СССР утвердили союзный закон о пенсиях по социальному страхованию: Положение об обеспечении в порядке социального страхования инвалидов труда и членов семейств умерших или безвестно отсутствующих застрахованных и инвалидов труда. Это был первый общесоюзный акт о пенсиях по социальному страхованию. Он заменил собой два постановления, относящихся к обеспечению инвалидов труда и членов семей умерших или безвестно отсутствующих застрахованных, — постановление РСФСР «О социальном обеспечении инвалидов» от 8 декабря 1921 г. и постановление ВЦИК СНК РСФСР « Об обеспечении дефективных членов семей рабочих и служащих» от 9 марта 1925 г.
Утвержденное ЦИК и СНК СССР 14 марта 1928 г. Положение об обеспечении в порядке социального страхования по случаю потери кормильца6 заменило собой еще три нормативных акта, в том числе и Положение от 28 августа 1925 г. Союзный Совет социального страхования на основе Положения от 14 марта 1928 г. издает сводные Правила обеспечения в порядке социального страхования по инвалидности и по случаю потери кормильца. Этими Правилами было отменено 40 правовых актов Наркомтруда СССР и СССС. С юридической точки зрения Правила 1928 г. представляли собой специфический нормативный акт, выходящий за рамки видовой кодификации. В отличие от предыдущих кодификационных актов они касались сразу нескольких видов и форм социального обеспечения. Регламентации подвергались: пенсии по инвалидности; пенсии по случаю потери кормильца; пенсии по старости; пособия по временной нетрудоспособности; пособия по случаю рождения ребенка; пособия на погребение; пособия по безработице. Рассматривались также вопросы о порядке назначения, выдачи и лишения пенсий и пособий.
Таким образом, в конце 20-х годов была осуществлена деятельность по межвидовой кодификации подзаконных общесоюзных актов о пенсиях и пособиях по социальному страхованию. Эта работа по сравнению с первыми актами кодификации была проведена на более высоком уровне, в значительно большем объеме и затронула сразу несколько видов и форм обеспечения.
3. Какова роль Конституции СССР 1936 г. в области социального обеспечения?
Поворотным пунктом в развитии всей системы социального обеспечения явилась передача функций по управлению социальным страхованием из НКТ СССР в профсоюзы. В связи с этим на них возлагались контроль и руководство работой всех профсоюзных и межсоюзных органов социального страхования, составление и представление на утверждение СНК СССР сводного бюджета социального страхования СССР; разработка и представление на утверждение СНК СССР законов о социальном страховании и тарифов страховых взносов, издание инструкций, правил и разъяснений в развитие законов о социальном страховании. Безусловно, главным определяющим фактором рассматриваемого исторического этапа является то, что за профсоюзами было закреплено право на издание правовых нормативных актов по социальному страхованию. Сначала это право принадлежало лишь ВЦСПС. Однако с конца 40- х годов к участию в правотворческой деятельности начинали привлекаться и центральные комитеты профсоюзов. В пределах
предоставленной им компетенции они принимали акты, касающиеся особенностей обеспечения по социальному страхованию работников соответствующих отраслей народного хозяйства.
В Конституции СССР 1936 г. были закреплены и гарантированы широкие социальные права граждан ( право на материальное обеспечение граждан СССР в старости, при нетрудоспособности, в случае болезни). Тяжелое экономическое положение страны, вызванное Великой Отечественной войной, не изменило существенно условий и норм обеспечения. Более того, размеры отдельных видов пенсий и пособий были повышены. Для этого периода весьма характерной была строгая централизация правотворческого процесса вообще и по социальному обеспечению в частности. Почти все нормативные правовые акты издавались в то время Советом Народных Комиссаров, а после 1945 г. — Советом Министров СССР.
4. Чем знаменовалось социальное обеспечение в 50-е годы XX в.?
В 50-е годы завершилось создание системы социального обеспечения рабочих и служащих. 5 февраля 1955 г. Президиум ВЦСПС утвердил Положение « О порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию».
14 июля 1956 г. был принят Закон «О государственных пенсиях». Указанные правовые акты явились результатом внутриотраслевой кодификационной работы в общесоюзном масштабе. Видовая кодификация законодательства на таком уровне и в таком объеме была проведена в нашей стране впервые. В отличие от предшествовавших видовых форм кодификации, которые заключались в объединении нормативных актов по отдельным видам обеспечения, Закон 1956 г. в комплексе объединил все основные виды пенсий и установил единые правила и порядок их назначения и выплаты. С принятием этих комплексных кодифицированных актов законодательство о социальном обеспечении стало более концентрированным, полным и доступным для широких масс трудящихся. Вследствие введения в действие нового Закона о пенсиях было отменено около тысячи ранее изданных актов.
В 1955 г. при Совете Министров СССР был образован Государственный комитет по труду и заработной плате. Госкомтруд СССР стал издавать постановления по вопросам социального обеспечения, а также разъяснения о применении действующего законодательства по этим вопросам. Постановления и разъяснения издавались этим органом, как правило, совместно или по согласованию с ВЦСПС, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, — с другими заинтересованными органами. Нормативные акты Госкомтруда занимали значительное место в системе источников права социального обеспечения. Руководство делом социального обеспечения в союзных республиках было возложено на соответствующие министерства социального обеспечения.
5. Как формировалась система социального обеспечения на момент распада СССР?
Завершением создания целостной системы социального обеспечения граждан явилось распространение социального страхования и пенсионного обеспечения на колхозников. Принятые Закон о пенсиях и пособиях членам колхоза (1964 г.) и Положение о порядке назначения и выплаты пособий по социальному страхованию членов колхозов (1970 г.) в значительной мере отразили — и по содержанию и по форме — влияние Закона о государственных пенсиях, а также Положения о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию.
Принятая в 1977 г. Конституция СССР закрепила право граждан СССР на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Более того, в Конституции устанавливались организационные и юридические гарантии осуществления этого права.
Довольно интенсивно развивалась в этот период система социальной реабилитации для инвалидов (от домов-интернатов до трудоустройства, обеспечения транспортными средствами, протезирования). Отдельные категории граждан приобретали право на различные льготы — по обеспечению лекарственными препаратами, оплате проезда на транспорте, санаторно-курортному лечению, оплате коммунальных услуг, предоставлению жилья, обеспечению продуктовыми заказами, бесплатному предоставлению автомобиля и т. д.
Таким образом, на момент распада СССР сформировались практически все основные виды социального обеспечения граждан, которые продолжают развиваться в новой России с учетом изменившейся социально-экономической ситуации, новых социальных приоритетов, перспектив социального развития на ближайшие годы, не отступая от позитивных начал, заложенных прежним законодательством о социальном обеспечении.
6. Охарактеризуйте пенсионную систему начала 90-х годов в России
В условиях формирования российской государственности существенно меняются подходы к социальному обеспечению граждан. Важным этапом в развитии российской системы пенсионного обеспечения явился Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. Впервые законодательно было закреплено право граждан на социальные пенсии. Коренным образом были изменены условия назначения пенсий и порядок определения их размеров. Так, размеры пенсий увязывались со стоимостью жизни и оплатой труда. В соответствии с принятыми изменениями в названный Закон с 1 февраля 1998 г. пенсии могут теперь просчитываться на основе индивидуального коэффициента пенсионера.
Особые условия назначения пенсий для военнослужащих, работников органов внутренних дел, КГБ, ФСК, ФСБ были установлены Законом РФ « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» от 12 февраля 1993 г.
Рассмотрим круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца. Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 г. предусмотрено право на пенсионное обеспечение родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву.
Существенные изменения произошли и в системе пособий. Так, в соответствии с Законом РФ « О занятости населения» от 19 апреля 1991 г. лица, считающиеся безработными, приобрели право на получение соответствующего пособия. Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием была установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Принятый 12 января 1996 г. Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» закрепил право лиц, осуществляющих похороны, на получение соответствующего пособия либо (по их выбору) на бесплатные услуги по погребению в размере, не превышающем пособие.
Существенным шагом в развитии российской системы социального обеспечения явилось страхование целого ряда компенсационных выплат:
• за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы;
• матерям или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком;
• лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы;
• лицам, достигшим 80-летнего возраста;
• престарелым гражданам, нуждающимся в уходе по заключению врача;
• студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;
• неработающим женам военнослужащих, проживающим вместе с мужьями в местностях, где они не могут трудоустроиться;
• на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье;
• беженцам и вынужденным переселенцам;
• на питание детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
С 1993 г. начинает создаваться реальная база для закрепления права граждан РФ на охрану здоровья. Так, 22 июля 1993 г. были приняты Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан». Правовой статус инвалидов определяется Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г.
Право граждан на социальное обслуживание, его виды и содержание установлены Федеральными законами «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 15 ноября 1995 г. и « О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г.