Файл: Анкетирование как метод исследования Выполнили студенты 3го курса пропд 3113.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Анкетирование как метод исследования
Выполнили студенты 3-го курса ПРОПД 31-13
Достоинства метода анкетирования
Недостатки метода анкетирования
Требования к формулировке вопросов
По форме вопросы анкеты могут быть закрытыми, полузакрытыми и открытыми; прямыми и косвенными
По конструкции ответов можно выделить следующие типы вопросов
Анкетирование как метод исследования
Выполнили студенты 3-го курса ПРОПД 31-13
Нехаев и Мухаметьянов
Что такое анкетирование?
Анкетирование – это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков.
Достоинства метода анкетирования
Высокая оперативность получения информации;
Возможность организации массовых обследований и сбора большого объема данных;
Сравнительно малой трудоёмкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;
Отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;
Невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих.
Недостатки метода анкетирования
Отсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов;
Влияние вопросов на ответы;
Пристрастность респондентов;
Достоверность ответов анкет не всегда достаточна, т.к. респонденты желают выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрашивают реальное положение дел или просто лгут
Главным компонентом анкеты является не вопрос, как таковой, а серия вопросов, отвечающая общему смыслу исследования. Анкета состоит из трех частей: вводная часть; основная часть; “паспортичка”.
1)По числу респондентов
1)По числу респондентов
Групповое анкетирование — опрашиваются несколько респондентов;
Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры
;
Массовое анкетирование — участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны).
Виды анкетирования
2)По полноте охвата
2)По полноте охвата
Сплошное — опрос всех представителей выборки.
Выборочное — опрос части представителей выборки.
3)По типу контактов с респондентом
Очное — проводится в присутствии исследователя-анкетёра;
Заочное — анкетёр отсутствует:
- Рассылка анкет по почте;
Публикация анкет в прессе;
Публикация анкет в Интернете;
Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
Вводная часть
Главная ее задача – побудить респондента дать ответы на поставленные вопросы. В вводной части указываются данные организации или лица, проводящего опрос; цель и задачи исследования; значимость роли респондента; гарантия конфиденциальности информации (если анкета не анонимная); инструкция по заполнению анкеты; выражение благодарности респонденту за участие в исследовании.
Основная часть
Ее цель – сбор информации. В разработке основной части следует правильно располагать разные типы вопросов.
1) Логика построения вопросов основной части: от простых вопросов к сложным, а затем от сложных снова к простым.
2)Переход от простых к сложным вопросам носит название правила воронки. Первыми идут контактные вопросы. Их цель – заинтересовать респондента, настроить его на контакт. Эти вопросы должны быть просты в формулировке, и ответы на них должны быть краткими.
3)После контактных вопросов идут основные вопросы. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов будет соответствовать цели и задачам исследования. На последнем месте в этой части анкеты ставятся заключительные вопросы.
4)Главная их функция – снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. В связи с возможной усталостью респондента, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т.п.
“Паспортичка”
Содержит вопросы по выявлению профессии, образования, возраста, семейного положения, пола и других социальных критериев
; располагается в конце анкеты
Требования к формулировке вопросов
Чёткость, лаконичность (краткость), грамотность формулировки;
Вопрос требует конкретного ответа;
Отсутствие двусмысленности вопроса;
Вопрос не должен быть наводящим или внушать определенный ответ;
Должна быть доверительная обстановка;
Учёт возраста и профессия опрашиваемых;
Нельзя задавать нетактичные вопросы.
Типы вопросов в анкетировании
Закрытые вопросы ответ предполагает однозначный выбор между словом «да» и «нет».
Открытые вопросы предполагает развернутый ответ и начинаются со слов: «Кто», «Что», «Как», «Где», «Сколько».
Полуоткрытые.
Альтернативные вопросы варианты ответа перечисляются через союз «или».
Уточняющие вопросы.
Резюмирующие вопросы.
По форме вопросы анкеты могут быть закрытыми, полузакрытыми и открытыми; прямыми и косвенными
1)Закрытые вопросы – вопросы, которые содержат один или несколько вариантов возможных ответов, из которых должен выбирать респондент.
2)Полузакрытые вопросы – вопросы, дающие возможность респонденту уклониться от выбора указанных альтернатив, имея возможность ответить по- своему.
3)Открытые вопросы – вопросы, которые предполагают самостоятельную формулировку ответа респондентом. Хорошая анкета состоит, как правило, из всех трех видов вопросов: открытых, закрытых и полузакрытых.
4)Прямые вопрос – вопросы которые позволяют получить прямую информацию от респондента, то есть когда вопрос и ответ совпадают по смыслу.
5)Косвенные вопросы – вопросы , которые дает возможность респонденту высказаться не с личной точки зрения.
По конструкции ответов можно выделить следующие типы вопросов
А. “Да – нет” – вопрос, на который можно ответить “да” или “нет”.
Б. Альтернативный вопрос. Респондент из набора вариантов ответов выбирает один.
В. Поливариантные вопросы – вопросы типа “меню”. Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько.
Г. Шкальные вопросы – вопросы, содержащие шкалу измерения признака вопроса. Это разновидность альтернативного вопроса. При ответе респонденту необходимо оценить интенсивность какого-либо явления или мнения.
Д. Вопросы-диалоги. Состоят из противоположных высказываний воображаемых лиц. Респондент должен согласиться с одним из псевдособеседников.
По своим целям вопросы делятся на следующие типы
А. Содержательные вопросы направлены на раскрытие содержания определенных явлений и их взаимосвязях.
Б. Функционально-психологические вопросы ставятся для снятия напряжения у респондента, нежелательных установок, В этой группе вопросов различают контактные и буферные вопросы.
-контактные вопросы размещаются в начале анкеты. Они должны быть очень простыми и достаточно общими, чтобы на них могли ответить все респонденты.
-главная задача буферных вопросов – смягчение взаимовлияния вопросов в анкете. Часто анкета включает одновременно несколько тематических блоков, для плавного перехода от одной группы вопросов к другой, желательно разграничить их буферными вопросами.В. Вопросы-фильтры используются, когда необходимо получить данные, которые будут характеризовать не всех респондентов, а только какую-то их часть.
Г. Контрольные вопросы направлены на проверку достоверности данных, дают возможность проверить устойчивость и непротиворечивость ответов респондентов. Контрольные вопросы бывают разных видов.
Так, вопрос-тест используют обычно при определении информированности респондентов в каком-либо вопросе.
Используется также вопрос-ловушка. Он строится так, что респонденту умышленно предлагается ответить о несуществующем. Такие вопросы задают при проверке профессиональной компетентности и оценке степени доверия ответам респондента.Этапы подготовки анкеты
Анализ темы анкетирования и выделение в ней отдельных проблем;
Разработка пробной анкеты;
Уточнение формулировок инструкций и содержания вопросов;
Анкетирование;
Обобщение и интерпретация результатов. Подготовка отчёта.