Файл: Вид работы Курсовая работа Название дисциплины Теория государства и права Тема Государство как управляющая система Фамилия студента Имя студента.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наиболее последовательно и стройно начало обособления властей осуществляется республиканским строем. В непосредственных республиках законодательная власть принадлежит народу, т.е. совокупности полноправных граждан государства; в республиках представительных - народному представительству, или парламенту. Правительственная власть принадлежит либо президенту, осуществляющему ее через посредство своих министров, либо правительственной коллегии, члены которой распределяют между собой отдельные отрасли управления.

Что касается представительных республик (например, Франции или Соединенных Штатов), то здесь законодательная власть осуществляется парламентом (в Соединенных Штатах - Конгрессом), состоящим из двух палат: палаты депутатов и сената. Органом правительственной власти является президент республики, избираемый во Франции Национальным собранием, т.е. общим собранием Палаты депутатов и Сената, а в Соединенных Штатах - народом путем двухстепенной подачи голосов.

Гораздо сложнее организация конституционных монархий. По своему историческому происхождению конституционная монархия должна рассматриваться как переходная форма, как компромисс между старым и новым порядком. Последовательным и полным воплощением начала обособления властей является, конечно, одна только республиканская форма правления. Однако необходимые предположения, культурные и социальные основы республиканского строя не всегда и не везде имеются налицо. Монархические традиции необыкновенно сильны и живучи. До тех пор пока в сознании народных масс монарх остается живым олицетворением государственной идеи, республика как таковая невозможна, ибо республика будет мыслиться как анархия до тех пор, пока государство мыслится как монарх.
2.2. Реализация принципа законности в деятельности государственного аппарата
В качестве одного из важнейших фак­торов становления в Российской Федерации эффективной государственности выступает формирование и модернизация деятель­ности государственной власти. Как отме­тил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, «в ХХ! веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт мо­дернизации, основанной на ценностях и ин­ститутах демократии». В последние годы усилилось внимание к анализу деятельности государственного аппарата современной России со стороны юристов, политологов и философов. При этом в качестве стерж­невого лейтмотива многих работ по данной проблематике выступает резкое ослабление функционирования государственного аппа­рата, заметное снижение эффективности государственной власти как важнейшего института, воздействующего на самые раз­личные сферы общественных отношений и являющегося незаменимым инструментом их организации, придания устойчивости про­цессам преобразования.


В последние время все больше и боль­ше в России осознается, что необходима активная роль государства, его участие в качестве эффективного действующего субъ­екта в реформировании общества (и через инструменты деятельности государственно­го аппарата), но на сегодняшний день, не­допустимо восприятие государства, органов госаппарата обществом как враждебной силы, противостоящей его интересам.

Проблема оптимизации российского государственного аппарата является исклю­чительно важной и актуальной проблемой, прежде всего в силу реальной значимости для всей, жизнедеятельности общества, каждого гражданина. Научный поиск в этом направлении позволяет ответить на принципиальные, можно сказать, глобальные вопросы. Каковы пути рационального пре­образования российского общества, вы­хода из кризисного состояния, наполне­ния государственно-правовых институтов новым содержанием, обеспечивающих результативность функционирования государственного аппарата? Как выстроить эффективный механизм их взаимодействия, сотрудничества, способный внести решающий вклад в формирование нового типа общества? Однако следует заметить, что осуществление государственного переустройства невозможно без совершен­ствования тесно связанных с государством таких государственно-правовых явлений, как гражданское общество, личность, пра­вовая культура индивида. Тема законности красной нитью пронизывает функциони­рование государственного аппарата, так как институт законности - один из осново­полагающих принципов государственного управления, важное средство борьбы кор­рупцией в государственном механизме, необходимое условие демократической системы сильного эффективного государства. Действительно, на сегодняшний день проблема коррупции является одной из са­мых актуальных проблем XXI века, кото­рая систематически подвергается анали­зу, и вырабатываются концепции борьбы с данным явлением в ведущих странах мирового сообщества. В российском обществе сформировалось устойчивое мне­ние о том, что, несмотря на проводимые реформы, функционирование института законности и деятельность многих подразделений государственного аппарата по борьбе с коррупцией остается неэффективной, коррумпированной, отдаленной от нужд и запросов российских граждан.

Среди признаков коррупциогенности в Российской Федерации многими автора­ми называются не конкретность норм зако­нодательства, а обилие положений норм отсылочного характера и предоставление чиновникам дискреционных полномочий. В результате у граждан формируется представление о российском государстве как слабом, неэффективном механизме, принимающем спонтанные, неупорядоченные решения. Безусловно, радиус когерентности законности и деятельности государственно­го аппарата многими российскими гражда­нами воспринимается только как категория «де-юре».



На наш взгляд, в XXI веке назрела потребность в обновленной теории таких институтов, как «законность», «функции государства», «государственный механизм», так как сформированные в прошлом столетии указанные дефиниции не соответствуют представлениям и социальным ожиданиям современных российских граждан. Следствием и качественными показателями «устаревшей теории» является и низ­кая правовая культура граждан, отсутствие единой национальной идеи, которая смогла бы объединить интересы общества и образовать основу, вектор развития государственной политики России. Именно вера в сильное, эффективное государство, которое действует строго функционально, способ­но коренным образом изменить мнения со­отечественников о «российском государстве как слабом государстве». Правовая жизнь является качественным показателем действенности права и правовой системы, государственности, выступает оценочным крите­рием работоспособности правовой системы, а через неё - всей системы деятельности государственного аппарата. Именно эффективность государственного аппарата действенным образом отображает его деятельность с точки зрения законности.

Под эффективной деятельностью го­сударственного аппарата следует понимать особую качественную характеристику про­цесса государственно-правового опосредования (главным образом, специально юри­дического) социальных отношений, которая включает в себя три основных компонента: 1) результативность, то есть степень достижения соответствующих целей; 2) степень социальной ценности (полезности) полученных результатов; 3) степень морального (нравственного) совершенства применяемых в процессе функционирования государственности средств.

Заключение


В заключение следует сказать, что:

Государственная власть осуществляется с помощью государственных органов, которые в своей совокупности представляют государственный аппарат или механизм государства. В юридической науке существует две точки зрения относительно соотношения понятий «механизм государства» и «государственный аппарат». Согласно одной позиции авторов эти понятия тождественны. Согласно другой, «механизм государства» является более широкой категорией, поскольку включает в себя государственный аппарат и иные структуры. Под государственным аппаратом понимается система государственных органов (или аппарат управления).

Также следует отметить, что верховенство права на современном этапе развития является признаком всех современных государств, поскольку существование любого современного государства строится на юридической основе. Но от этого, однако, далеко не все современные государства оказываются правовыми.

Наконец, как только правовое государство сложилось, так сказать, зафиксировалось, закономерно и постепенно начинается его "дрейф" в сторону неправового государства. Дело в том, что правовое государство - явление высокодинамичное, а мера значимости права в государственной и общественной жизни очень подвижна и трудна для определения. Чем государственная структура устойчивее, надежнее, тем устойчивее, надежнее и привычнее общественный правопорядок, тем более защищено общество. Но при этом мы наталкиваемся на противоречие: прочное государство рано или поздно переходит в свою противоположность, и поэтому правовое государство - это государство, опирающееся на право, которое позволяет эти изменения учитывать. И здесь, на наш взгляд, скрыта сложность превращения идеи правового государства в реальность. Но при этом обостряется противоречие между содержанием и формой в праве.

Итак, узловая проблема теории правового государства сегодня - это проблема отчуждения государственного аппарата от государства и присвоения государственным аппаратом функций государства.

Выделение в качестве смыслообразующего принципа современного правового государства принципа правомочности государственного аппарата позволяет охарактеризовать содержание и развитие правового государства на современном этапе. При этом следует отметить, что принцип правомочности государственного аппарата не противопоставляется принципам правового государства в целом, а как бы представляет собой их новую грань.

Глоссарий


№ п/п

Понятие

Определение

1

Государство

организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классо­вых, общечеловеческих, религиозных, националистических, расовых и т.п.) в пределах определенной территории.

2

Конституция

Основной Закон (закон законов) государства и общества в целом, обладающий наивысшей (абсолютной) юридической силой, закрепляющий фундаментальные начала общественного и государственного устройства, форму правления, принципы взаимоотноше­ния личности и государства.

3

Механизм правового регулирования

система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъек­тов права.

4

Метод правового регулирования

совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений.

5

Легитимность власти

качество взаимоотношений государства и общества, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве подчинять.

6

Законодательство

система действующих в конкретно-историчес­кий период развития государства законов и основанных на них подза­конных актов.

7

Законность

система требований общества и государства, состоя­щая в точной и неуклонной реализации норм права всеми и повсе­местно.

8

Декрет

наименование особо важных нормативных актов.

9

Государственный аппарат

система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства.

10

Государственно-правовой режим

система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется государственная власть.