Файл: Вид работы Курсовая работа Название дисциплины Теория государства и права Тема Государство как управляющая система Фамилия студента Имя студента.doc
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные данные о работе
Версия шаблона | 2.1 |
Филиал | |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Теория государства и права |
Тема | Государство как управляющая система |
Фамилия студента | |
Имя студента | |
Отчество студента | |
№ контракта | |
Содержание
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Общие положения государства как управляющей системы ……………………...5
1.1. Становление и развитие теории государственного управления в юридической науке ……...........................................................................................................................5
1.2. Принципы и формы деятельности аппарата государства …………………….…..7
2. Сущность государственной управляющей системы………………………….…….12
2.1. Сущность исполнительной власти и ее соотношение с государственным управлением ………………………………………………………………………….….12
2.2. Реализация принципа законности в деятельности государственного аппарата ………………………………………………………………………………………….....14
Заключение……………………………………………………………………..………...21
Глоссарий………………………………………………….…………………………......23
Список использованных источников…………………………………………..…..…..24
Приложение А………………………………………………………………………..….27
Приложение Б…………………………………………………………………….…......27
Введение
Вопрос о принципах правового государства и критериях их выделения на любом этапе развития правового государства является одним из важнейших в теории государства и права.
Анализ традиции всех разработок, посвященных идее правового государства, позволяет говорить, что с правовым государством на различных этапах его развития связываются такие характеристики, как верховенство права, принцип разделения властей, защита прав и свобод личности, взаимная ответственность государства и личности и т.д.
С течением времени, однако, происходит изменение государства и, как следствие, изменение характера права. Вследствие этого ряд признаков принципиальных, например, для характеристики правового государства буржуазной эпохи, сегодня либо дополняется другими, либо перестает характеризовать существо современного правового государства. Так, принцип разделения властей выделялся в качестве узлового в эпоху буржуазных революций. При этом данный принцип предполагал разделение властей по социально-классовому признаку: исполнительная ветвь власти сосредоточивалась "в руках" одного слоя (класса), законодательная ветвь власти - другого. Данная концепция изложена в работах Ш.-Л. Монтескье, который утверждал, что основная цель разделения властей - избежать злоупотребления властью; разделение и взаимное сдерживание властей являлось главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству.
Однако сегодня принцип разделения властей содержательно иной; существо современного правового государства он вряд ли способен отразить в полной мере, поскольку в современных условиях принцип разделения властей реализуется не на основе социально-классовых разграничений, а на основе скорее функциональной направленности, профессиональной специализации различных областей власти. Это объясняется изменением характера общественных отношений и, как следствие, возникновением новых сфер управления, что, в свою очередь, приводит к дифференциации власти не по социальному признаку, а по принципу компетентности. Неслучайно сегодня говорят о наличии не трех классических ветвей власти, а о заметно большем их количестве.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время органы государства изучаются в различных общественных науках с позиций своего предмета. Исследование органов государства, динамика их развития в современном мире является одной из важных проблем, имеющих не только большую теоретическую
, но и практическую значимость.
Исходя из вышеизложенного, работа ставит своей целью изучить тему механизма государства.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: охарактеризовать содержание механизма государства; рассмотреть принципы и формы деятельности аппарата государства; представить систему «сдержек и противовесов» в механизме государства; охарактеризовать актуальные проблемы механизма государства на современном этапе.
В ходе работы будут представлены точки зрения таких авторов, как: Усанов В.Е., Тимошина Н.П., Полянский И.А., Комарова В.В., Николенко А.Э. и других.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, глоссария, списка изученной литературы и приложений.
Основная часть
1. Понятие государства как управляющей системы
1.1. Становление и развитие теории государственного управления в юридической науке
Понятие государственного управления как одной из форм государственной деятельности - исполнительной - начало формироваться в юридической науке в XVII в. в рамках так называемых камеральных наук в Германии. Предназначенные служить для практического руководства чиновников административных учреждений того времени, называвшихся камерами, эти науки содержали в себе те сведения, которые были необходимы для осуществления их деятельности: технические сведения об управлении поместьями и мануфактурами, наставления и регламенты, инструкции и приказы князей.
Управление осуществляется в самостоятельных областях государственной жизни, которые представляют собой самостоятельные сферы и для законодательства, и для исполнительной деятельности. Л. Штейн называл их областями управления. Исходя из задач государства он делил области управления на две группы. Первая группа касается отношений государства с другими государствами и определяется прежде всего задачей строить мирные отношения с другими государствами (управление через министерство иностранных дел) и гражданами (консульства). Самостоятельность, честь и сила отдельного государства по отношению к другому государству есть предмет управления вооруженной силы (военного министерства). Более подробно Л. Штейн рассматривает управление в военной сфере в своей работе "Учение о военном быте как часть науки о государстве" (СПб., 1875).
Во второй группе, касающейся внутренних отношений государственной жизни, Л. Штейн выделяет несколько областей управления. К первой относится хозяйственная жизнь, основу которой составляют финансы. Вторая связана с обеспечением неприкосновенности личности и осуществления гражданами частного права.
Стремясь обеспечить наилучшим образом удовлетворение некоторых общественных потребностей, современное государство начинает брать в свои руки ведение разных предприятий. Почта и телеграф уже перешли в руки государства, железные дороги постепенно переходят. Но особенно быстро совершается переход в руки городских управлений таких предприятий, как водоснабжение, канализация, освещение, трамваи и телефоны.
Третья область управления именуется Л. Штейном внутренним управлением. Она включает сферы, связанные с обеспечением условий для жизни и деятельности граждан (народонаселение, общественное здоровье, нравы, образование и др.).
Штейн писал, что, ставя себе многочисленные задачи, правовое государство привлекает к осуществлению их прежде всего сам народ в лице его представителей. Народные представители намечают те общественные нужды, которые подлежат удовлетворению, и те реформы, которые необходимы для их удовлетворения. В тех же странах, где парламентские порядки получили наибольшее развитие, высшее заведывание задачами управления поручается министрам, назначаемым из наиболее влиятельных политических деятелей и ответственным перед парламентом не только за законность, но и за целесообразность своих действий. Удовлетворение же местных нужд, а также интересов, свойственных какой-либо одной общественной группе, предоставляется в правовом государстве всецело выборным представителям данной местности или группы.
Наряду с развитием земского, городского и общинного самоуправления в правовом государстве наблюдается значительное развитие общественной и частной самодеятельности. Исторический опыт доказал, что проявления частной предприимчивости уменьшают запросы, предъявляемые к деятельности государства со стороны частных лиц, значительно облегчая ему в то же время достижение разных культурных задач управления. Вот почему правовое государство не только отменило разного рода формальности, стеснявшие ранее возникновение и деятельность обществ и союзов, но и стало наделять их правами, оказывать им кредит и выдавать ссуды. Но государство не ограничилось одним только поощрением частной самодеятельности: опыт обнаружил, что сколько-нибудь широкая и совершенная удовлетворительная организация некоторых отраслей управления немыслима без содействия частных обществ и добровольных сотрудников. Вот почему при осуществлении таких отраслей городского управления, как народное образование, призрение бедных, санитарное дело, городские управления привлекают к содействию и частные просветительные общества, и добровольных сотрудников.
По мнению Штейна, наиболее полезным подобное сотрудничество органов самоуправления с частными обществами и союзами оказалось при организации страхования от безработицы. Попытки некоторых городских управлений организовать эту отрасль страхования собственными силами потерпели неудачу. И лишь там, где городские общины соединились для достижения этой цели с профессиональными союзами рабочих, дело помощи безработным стало успешно развиваться.