Файл: Функции и принципы отрасли права социального обеспечения.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ
1.1. Принципы права социального обеспечения
1.2 Источники принципов права социального обеспечения
1.3. Функции социального обеспечения
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1. Функции органов социальной защиты в сфере социального обеспечения
2.2 Реализация принципов и функций права социального обеспечения в РФ
ВВЕДЕНИЕ
Право на социальное обеспечение – одно из основных социально-экономических прав человека. Оно закреплено в ст.26 Всеобщей декларации прав человека, в ст.11 Международного акта об экономических, социальных и культурных правах и других международных актах. Термин «социальное обеспечение может употребляться в различных смыслах: во-первых, под социальным обеспечением понимается особая форма распределительных отношений; во-вторых – как функция государства; в-третьих – как государственная система и форма материального обеспечения граждан в старости, при потере кормильца, нетрудоспособности и в других случаях; в-четвертых – как отрасль права; в-пятых, как право граждан.
На наш взгляд, социальное обеспечение – это форма распределения материальных благ не за труд. В социальном обеспечении материальные блага распределяются нетрудоспособным членам общества за счет государства и специальных фондов в случаях и на условиях, установленных в социальных нормах. В то же время, социальное обеспечение можно определить как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию потерянной заработной платы, как источника средств существования вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми. В этом и заключается актуальность темы курсовой работы
Цель даннoгo исследoвания – рассмoтреть принципы и функции отрасли права социального обеспечения.
Задачи исследoвания:
- исследовать нормативное закрепление принципов права социального обеспечения;
- рассмотреть функции отрасли права социального обеспечения;
- предложить пути регулирования системы социального обеспечения.
Oбъект курсoвoй рабoты – нoрмы социального права.
Предмет исследoвания – принципы и функции права социального обеспечения.
Курсoвая рабoта включает в свoю структуру введение, oснoвную часть, сoстoящую из двух глав, заключение и библиографический список.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ
1.1. Принципы права социального обеспечения
Право на социальное обеспечение каждого человека закреплено в ст. 7 Конституции, где провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом в рамках социальной политики в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Таким образом, право социального обеспечения — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.
Другими словами, социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личностных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных законом.
Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся прежде всего Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина, а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина.
Следовательно, социальное обеспечение - это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.
Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Его содержание и параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в российском государстве, и до сих пор в отечественной экономической и юридической науке указанное понятие трактуется неоднозначно.
Принципы права социального обеспечения представляют собой основополагающие идеи государственной поддержки незащищенных слоев населения. Эти руководящие начала определяют суть норм, регулирующих данную сферу. Кроме прочего, они отражают общественную направленность политики государства[1]. Далее будут рассмотрены такие вопросы, как понятие, общая характеристика и классификация принципов ПСО[2].
Принципы ПСО, понятие и их содержание текстуально законодательством не закрепляются. В настоящее время отсутствует объединяющий их нормативный акт или Кодекс. В этой связи исследователи вынуждены определять принципы и источники ПСО, анализируя действующие в данной отрасли законодательные положения. При этом необходимо учесть, что в силу 15 статьи Конституции, элементом юридической системы страны являются международные нормы и договоры[3].
В рамках государственной политики выработана программа поддержки населения. Она предполагает гарантию соцобеспечения в случае наступления того или иного события. Речь, в частности, о болезни, трудовом увечье, безработице, многодетности, старости, беременности, родах, инвалидности, бедности, потере кормильца и пр. Принципы права социального обеспечения являются фундаментом, на котором выстраивается система норм, регулирующая сферу поддержки населения со стороны государства. При этом данное направление деятельности власти находится под влиянием событий, происходящих в экономической и политической сферах. Дифференциация фундаментальных положений осуществляется по разным признакам. В зависимости от сферы действия выделяют[4]:
- Общеправовые принципы. Они свойственны всем юридическим сферам.
- Межотраслевые положения. В них отражаются общие черты нескольких областей функционирования.
- Отраслевые принципы. Они выражают специфику отдельной сферы.
- Внутриотраслевые положения. Они касаются конкретных институтов.
- Общеправовые принципы.
К ним следует относить такие положения, как:
- Гарантированность и признание свобод и юридических возможностей человека и гражданина в соответствии с международными нормами.
- Неотчуждаемость неимущественных прав, принадлежность их каждому с момента рождения.
- Равенство всех перед судом и законом.
- Право каждого субъекта создавать объединения для защиты собственных интересов.
- Равенство свобод и юридических возможностей женщины и мужчины, способов их реализации.
- Гарантированность защиты государства.
- Межотраслевые положения[5].
Эти принципы ПСО относятся к нескольким сферам. Их нормы регламентируют отношения, касающиеся реализации гражданами их юридических возможностей. Межотраслевыми положениями являются: Обеспечение свободного развития и достойной жизни человека. Запрещение принудительного привлечения к труду. Обеспечение господдержки семьи, отцовства, детства, материнства, пожилых лиц, инвалидов.
Отраслевые начала.
По мнению исследователей, в перечень фундаментальных положений входят:
- Реализация поддержки за счет бюджета и страховых взносов.
- Дифференциация условий, видов, уровня обеспечения в соответствии с трудовым вкладом, причинами нуждаемости и прочими существенными обстоятельствами.
- Обязанность государства предоставлять гарантированную поддержку, не ниже прожиточного минимума.
- Многообразие видов соцобеспечения.
- Гарантированность помощи в случаях нуждаемости в силу обстоятельств, относящихся к категории социально значимых.
- Участие общественных организаций, представляющих интересы населения, в разработке, утверждении и реализации решений, касающихся поддержки граждан и их защиты.
- Внутриотраслевые положения[6].
В отечественном законодательстве просматривается тенденция закрепления этих основ непосредственно в нормативных актах. Например, статья 5 ФЗ №195 включает в себя такие принципы ПСО, как: адресность, добровольность, гуманность, доступность, приоритетность поддержки несовершеннолетним, которые находятся в сложной жизненной ситуации, профилактическая направленность, конфиденциальность.
Содержание принципов ПСО в первую очередь отражено в Конституции. В Основном Законе предусмотрено, что при наступлении объективных значимых обстоятельств все обладают равной и одинаковой возможностью получать определенные выплаты или услуги. В Конституции употребляется формулировка: «Каждому гарантировано социальное обеспечение». Ее суть в том, что возможность получить помощь не может ограничиваться по признакам расы, пола, языка, происхождения, имущественного, должностного статуса и пр. При этом равными правами с гражданами России на соцобеспечение обладают и постоянно живущие на территории страны иностранцы, если в международных нормах не предусмотрен иной порядок[7].
Между тем, не следует понимать принцип всеобщности как безусловную возможность получить льготы, выплаты или услуги. Они предоставляются только по основаниям, предусмотренным законодательством[8]. Например, право получать трудовую пенсию наступает при достижении конкретного возраста, наличия стажа определенной продолжительности.
1.2 Источники принципов права социального обеспечения
Разнообразием и множеством правовых источников социального обеспечения предопределяется возможность характеристики лишь важнейших, основополагающих актов, в которых происходит закрепление прав граждан на определенные виды социального обеспечения, отражение требований и условий их предоставления, регламентация организационно-правового порядка осуществления указанных предписаний соответствующих актов нормативного характера[9].
Первая группа источников права социального обеспечения – это договоры международного уровня и конвенции Международной организации труда (МОТ).
Согласно пункту 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные нормы и принципы права международного уровня, а также международные договоры РФ представляют собой составную часть ее правовой системы. Если международный договор РФ устанавливает другие правила, нежели те, которые предусмотрены законом, то применяются правила договора международного характера[10].
Таким образом, может быть сделан вывод о том, что нормы договоров международного уровня должны иметь высшую юридическую силу относительно законов РФ. Сюда могут быть отнесены нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, ратифицированного Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отведено Всеобщей декларации прав человека 1948 г.