Файл: Понятие правонарушения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Время совершения преступления - это конкретный временной период, отрезок времени, измеряемый секундами, минутами, часами, днями, сутками, временем года, когда было совершено преступление. Время может быть точно не указано, однако подразумеваться.

Способ совершения преступления - это конкретные приемы, методы или совокупность, которые лицо использует при совершении общественно опасного деяния. Способ совершения преступления довольно часто указывается в статьях УК при описании объективной стороны преступления, поскольку он часто является критерием разграничения сходных преступлений.

Обстановка совершения преступления - это те конкретные объективные условия или их совокупность, при которых совершается общественно опасное деяние. Иногда действие признается правомерным деянием, административным проступком или даже преступлением в зависимости от того, какими орудиями, приспособлениями и т.п. оно совершено. Место, время и обстановка совершения правонарушения иногда оказывают существенное влияние на общественную опасность содеянного.

3. Субъект правонарушения – это лицо (или организация), совершившее правонарушение. Особенности субъекта зависят от вида правонарушения. Так, субъектом преступления может быть только вменяемое (т.е способное осознавать общественно опасный характер своего деяния) физическое лицо, достигшее установленного возраста привлечения к уголовной ответственности (16, а в некоторых случаях и 14 лет, (УК РФ. ст. 19, 20)). В некоторых случаях необходимы специальные признаки, которыми должны обладать субъекты преступления для того, чтобы быть привлеченными к уголовной ответственности по отдельным категориям дел (врач – за неоказание помощи больному, УК РФ. ст. 124, должностное лицо – за получение взятки, УК РФ. ст. 290, и т.д.). В некоторых странах предусмотрена ответственность в уголовном порядке не только физических лиц, но и организаций.

Административную ответственность может нести лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Но есть особенности административной ответственности несовершеннолетних.

Субъект дисциплинарного проступка – лицо, находящееся в трудовых или служебных отношениях с предприятием, учреждением, организацией

Субъекты гражданского правонарушения – физические и юридические лица. Для физических лиц полная гражданско-правовая ответственность наступает с 18 лет.

4. Субъективная сторона правонарушения - это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение правонарушителя к своему противоправному деянию и к возможным вредным последствиям. Прежде всего, таким признаком является вина.


Также к субъективной стороне правонарушения относятся такие факультативные признаки как: казус (случай), мотив и цель. «Так называемый казус вообще исключает наличие правонарушения. Казус (случай) появляется там, где отсутствует причинная связь между действием (бездействием) и результатом. Например, должник не выполняет свои обязательства перед кредитором, не возвращает арендованное имущество, так как стихийное бедствие уничтожило это имущество. Внешне должник противоправно бездействует, но не это бездействие ведет к нежелательному результату, а стихийное бедствие» .

Правовое значение признаков субъективной стороны преступления (вины, мотивов, целей, эмоционального состояния личности) велико, поскольку они в совокупности образуют субъективное основание юридической ответственности.

В соответствии со всем вышесказанным можно сказать, что деяние будет являться противоправным, если обладает всеми признаками состава правонарушения и в результате может быть квалифицированно как правонарушение.

Глава 3. Поводы, причины и условия совершения правонарушений, меры их профилактики:

«Не из страха, а из чувства долга должно воздержаться от дурных поступков» Демокрит.

Профилактика правонарушений - меры социального, правового, воспитательного и иного характера, направленные на нейтрализацию или устранение причин и условий совершения правонарушений, заключающиеся в целенаправленном, предупредительном воздействии на лиц с антиобщественным поведением, как в их собственных интересах, так и в интересах общества, а также направленные на снижение у лиц риска стать жертвами преступных посягательств.

Профилактика правонарушений должна осуществляться по всем направлениям общественных отношений.

Субъектами системы профилактики правонарушений в Российской Федерации являются:

1) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и их должностные лица, а также подчиненные им учреждения, организации, службы, осуществляющие в пределах своей компетенции, в том числе на основе норм настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления, профилактику правонарушений;


2) юридические лица, участвующие в системе профилактики правонарушений по согласованным с органами государственной власти и органами местного самоуправления направлениям профилактической работы либо по собственной инициативе в пределах и формах, определяемых законодательством в сфере профилактики правонарушений в соответствии с компетенцией и уставными задачами;

3) физические лица, участвующие в системе профилактики правонарушений в пределах и формах, определяемых законодательством в сфере профилактики правонарушений.

Создание субъектов системы профилактики, не установленных федеральными законами не допускается.

Органы местного самоуправления, организации, общественные объединения и граждане являются субъектами государственной системы профилактики правонарушений и участвуют в ней в соответствии с законодательством.

Объектами профилактики правонарушений являются:

1) общественные отношения, порождающие причины правонарушений и условия, способствующие их совершению или облегчающие их совершение на территории Российской Федерации;

2) физические и юридические лица, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен контроль за соблюдением установленных правил, нормативов, стандартов;

3) физические лица, в отношении которых установлен надзор и (или) принимаются меры к соблюдению ими установленных федеральными законами ограничений;

4) физические лица, поведение которых нарушает социальные нормы и дает основание субъектам системы профилактики прогнозировать совершение ими правонарушения, и их ближайшее окружение;

5) лица, способные стать жертвами правонарушений, в силу присущих им субъективных качеств или объективных свойств.

Целью профилактики правонарушений является защита личности, общества и государства от противоправных посягательств.

Видами профилактической деятельности являются:

1) общая профилактика правонарушений, имеющая целью выявление, изучение, устранение (минимизацию, нейтрализацию) социально-экономических, правовых, иных причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих им, или облегчающих их совершение на федеральном, региональном, местном и ведомственном уровнях, а также повышение уровня правосознания граждан;

2) индивидуальная профилактика правонарушений, осуществляемая на основании фактов предкриминального поведения лица субъектами системы профилактики правонарушений с целью позитивной коррекции поведения этих лиц, ликвидации либо нейтрализации криминогенных факторов, действующих в их окружении.


Категория лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактика, основания индивидуальной профилактической работы, ее сроки и права указанных лиц определяются федеральными законами.

3) виктимологическая профилактика правонарушений, заключающаяся: в выявлении лиц, способных стать жертвой правонарушения в силу присущих им субъективных качеств (лиц с повышенной виктимностью) или объективных свойств; устранении либо нейтрализации факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих поведение отдельных лиц, обусловливающее совершение в отношении них правонарушений; выявлении групп риска таких лиц с целью восстановления или активизации их защитных свойств; разработке либо совершенствовании имеющихся специальных средств защиты лиц от правонарушений.

Меры общие профилактики правонарушений реализуются путем применения:

1) социально-экономических мер по оздоровлению экономики в целом и социальной защите наиболее уязвимых слоев населения;

2) организационно-управленческих мер, направленных на устранение ошибок и упущений в управлении экономикой, социальной сферой, правоохранительной деятельностью, в том числе объявление руководителю организации, а также другим соответствующим лицам, обязательных для исполнения официальных предостережений о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, а также мер по совершенствованию нормативного, информационного, методического и ресурсного обеспечения профилактики правонарушений;

3) идеологических и воспитательных мер, устраняющих или ограничивающих криминогенные факторы через формирование у членов общества нравственной позиции, ориентированной на базовые общечеловеческие ценности, формирующих в общественном сознании нетерпимость к противоправному поведению и антиобщественным действиям, повышающих общую, бытовую и правовую культуру людей;

4) технических мер посредством использования достижений науки и техники, препятствующих совершению правонарушений, в том числе с помощью аппаратно-программных комплексов технических средств контроля за состоянием правопорядка и безопасности на улицах, объектах транспорта, в других общественных местах;

5) правовых мер, включая проведение антикоррупционной экспертизы по проектам нормативных правовых актов в соответствии с Федеральным законом "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Для профилактики правонарушений, для систематического целенаправленного воздействия на правосознание и поведение лица, от которого следует ожидать совершения правонарушения, либо его ближайшее окружение в целях предупреждения совершения правонарушений со стороны указанных лиц, а также устранения (минимизации, нейтрализации) причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих их совершению применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений.


Мерами индивидуальной профилактики правонарушений являются:

1) профилактическая беседа;

2) вынесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

3) установление особых требований к поведению правонарушителя;

4) профилактический учет и контроль;

5) принудительные меры медицинского характера и воспитательного воздействия, устанавливаемые судом;

6) установление судом административного надзора;

7) иные меры индивидуальной профилактики правонарушений, применяемые субъектами системы профилактики в установленном законом порядке.

Меры индивидуальной профилактики правонарушений определяются с учетом индивидуальных особенностей лиц, в отношении которых они применяются, характера и степени проявления предкриминального поведения, при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При осуществлении мер по профилактике правонарушений не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, в том числе жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, свободного передвижения и выбора места пребывания и жительства, а также неприкосновенности личности, жилища, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Лица, в отношении которых осуществляются меры профилактики правонарушений, вправе обжаловать действия субъектов профилактики правонарушений в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Действия должностных лиц субъектов системы профилактики правонарушений, нарушающие права, свободы и законные интересы личности при применении мер профилактики правонарушений, могут быть обжалованы в соответствующие органы государственной власти. Те же действия и решения субъектов системы профилактики правонарушений или их должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Вред, причиненный жизни или здоровью, имуществу, чести и достоинству личности, имуществу и деловой репутации юридических лиц в результате неправомерного применения мер профилактики правонарушений, возмещается в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Заключение:

В последнее время ученые пришли к выводу об объективной неизбежности правонарушений, утопичности задачи полной ликвидации преступности и правонарушений в целом. Речь может идти о снижении уровня правонарушаемости до определенных пределов, когда она не будет представлять угрозу безопасности общества. Здесь большое место отводится профилактической, воспитательной работе, правовому просвещению и правовой информированности общества.