Файл: Цветопередача и сущность картины И.И. Машкова «Натюрморт с веером».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования: И.И. Машков – ярчайший представитель постимпрессионизма в России. Его кисти принадлежат более сотен работ, которые ценятся искусствоведами и коллекционерами всего мира.

Изучение стиля этого художника, глубокий анализ построения композиции и цветового решения является актуальным для каждого дизайнера и современного живописца.

Цель работы; анализ и изучение картины И.И. Машкова «Натюрморт с веером».

Задачи;

  • изучить этапы жизни и творчества художника И. И. Машкова и проникнуться духом времени для понимания мотивов создания художественного произведения.
  • провести анализ картины И.И. Машкова «Натюрморт с веером» на предмет композиционного, тонального и колористического решения.
  • создать приближенные копии натюрморта в линейном исполнении, в технике гризайль и в живописном варианте.

Объект исследования; творчество И.И. Машкова

Предмет исследования; картина И.И Машкова «Натюрморт с веером»

Практическая значимость исследования; понимание построения композиции, тонового и цветового решения является неотъемлемой частью практического изучения живописи, обучения рисунку и колористике.

Методическая основа исследования; для теоретической части исследования были задействованы описания и критические статьи из различных интернет–источников. Практическая работа велась методом копирования с репродукции картины на формате А2, что позволило детально изучить объект исследования. Авторы используемых статей и рецензии искусствоведов: Малкова Ольга Петровна, Христолюбова Татьяна Павловна, Алексей Алексеевич Курбановский,

Методы исследования;

-метод проектного анализа;

-метод системного подхода

-метод семиотического анализа объектом художественного дизайна

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ДЕТСТВО И УЧЕБА

Илья Иванович Машков является ярчайшим и самобытным русским художником 20-го века. Он прожил интересную насыщенную жизнь

Родился Илья Иванович в селе Михайловское, на территории современной Волгоградской области, в бедной крестьянской семье. Он был младшим из девяти детей и денег на образование у родителей не было. С малых лет Илья демонстрировал большую тягу и способности к рисованию и поэтому его отдали приходскую школу. Но уже к 11 годам его забрали, чтобы он мог работать и помогать семье. Работая по 14 часов лавке торговца фруктами, у мальчика не оставалось ни сил, ни времени на учёбу.


Позже Машков перешел работать в другую лавку у купца. Работа не была легче и её не стало меньше, но здесь Машкову поручали рисовать плакаты и вывески. Это занятие вдохновляло мальчика и сглаживало неприязнь к основной работе. На скромный заработок мальчик даже смог купить себе собственные краски и кисти.

Однажды на улице, когда Илья рисовал очередной плакат, произошла судьбоносная встреча: мальчика заметил учитель Борисоглебской гимназии и сказал, что необходимо учиться. В этот момент Илья Машков понял, что живопись – его призвание и поставил перед собой цель – стать художником.

В 1990-м году Машков поступает в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он учится у выдающихся педагогов: К. Коровина, Л. Пастернака, В. Серова, А. Васнецова. Уже с первых моментов обучения Машков проявляет незаурядный талант и характер. Он очень любит избыток цвета, контраст и перелом форм, при этом много времени отдает освоению техники рисунка.

Молодой художник был очень трудоспособен и талантлив. Как малоимущему студенту в училище ему предложили подработку и уже в 1904 г. Машков начинает давать уроки и зарабатывать себе на жизнь

Довольно быстро Машков становится известным в творческих кругах. В 1906-м году он строит себе мастерскую в здании Политехнического общества. Она станет его творческим домом до конца дней.

В 1907-м году он знакомится с Петром Кончаловским. Эта встреча становится одним из переломных моментов жизни художника. 1908-м году Машков едет в Европу: во Францию, Англию, Австрию. Германию, Италию и Испанию, где знакомиться с новыми течениями в живописи. Мошкова больше не прельщает сухой академизм его захлестывают яркие краски и неординарные формы европейских художников.

В 1910-м году Машков возвращается в Россию, но его исключают из училища. Уже к этому времени он нашел свой путь.

Художник по-прежнему много работает, берет уроки в студии Коровина, пишет на заказ портреты и натюрморты. Он выставляется он выставляется на Европейских выставках, где его работы покупают. Уже на начальном этапе картины Мошкова отличается необычным взглядом на мир и окружающие предметы. Он проникается революционными идеями в Европе и жаждет изменить русское общество.

ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА

В 1911-м году Машков вместе с Петром Кончаловским создают художественное общество "Бубновый валет". Сначала 1910-м году прошла выставка с таким названием, после которой, художники- единомышленники создают одноимённое общество. "Бубновый валет" — это русская художественная группа, одно из самых крупных творческих объединений раннего авангарда, существующая с 1911 г. по 1917 г.


Своей целью московские живописцы ставили совершение революции в искусстве и это им полной мере удалось. Они выступали против традиций академизма и реализма, провозглашали господство импрессионистских, фовистских и кубистских идей.

Машков стал одним из идеологов общества. Именно благодаря ему "валеты" так часто рисовали натюрморты, напоминающее вывески продуктовых магазинов. Художники экспериментировали с формами и цветам. В отличие от многих авангардистов, Машков и товарищи утверждали предметность в искусстве. В 1911-м 14-м годах художник являлся секретарём общества участвовал во всех его выставках. В 1914-м году Машков покидает бубновый валет и отправляется заграницу

По возвращении в Россию Машков вступает в объединение "Мир искусства". Как раз в это время группа провозглашает возможность создания новой классики. Главной становится идея новой академии Бенуа. И хотя это объединение внесло колоссальный вклад в русскую живопись, во время Машкова это было уже скорее формальное единство. Но художник все равно участвует в выставках и поддерживает товарищей в этот сложный период полу развала. Машков по-прежнему много работает, но постепенно приходит к стилю нового реализма.

В 1925 году Машков вступает в новое общество АХРР, которая проповедует новые, революционные идеалы. По сути, он становится одним из первых идеологов социалистического реализма. Художник состоит в Ассоциации до самого ее распада в 1929 году. В этот период он пишет картины счастливой новой жизни, портреты передовиков производства, натюрморты с изобилием продуктов. Московские живописцы, бывшие соратники Машкова, не понимают его новых идеалов, многие из них живут в эмиграции. Илья Иванович же остается в СССР и полностью поддерживает новые идеи.

Наступают тяжелые для всех годы - война! Во время войны Машков живет в Абрамцево, пишет портреты солдат и раненых, работников тыла.

В своих картинах Машков представляет зрителям по-прежнему оптимистичное мироощущение. Известный искусствовед Яков Тугендхольд говорил, что в его работах видна «здоровая влюбленность в яркую плоть и кровь». Он сохранил свое пристрастие к преувеличению до последних дней.

Творчество Машкова по сей день изучается искусствоведами, ему посвящают книги. Музей в Волгограде носит его имя. Память о художнике не исчезает, выставки его работ периодически проводятся в крупнейших музеях. Так, в 2014 году в Москве были показаны поздние работы художника, выставка имела большой успех.


Рисунок 1. Машков И.И.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. АНАЛИЗ КАРТИНЫ И.И. МАШКОВА «НАТЮРМОРТ С ВЕЕРОМ»

Когда мы смотрим на картину И.И. Машкова «Натюрморт с веером», то мы видим сложную постановку, богатую по композиции, с разнообразием форм, текстур и бесконечной палитрой оттенков. На лакированном столе из красного дерева теснятся прекрасные предметы роскоши: причудливый серебряный кубок, деревянный канделябр, веер – все эти предметы отсылают нас к мягкой роскоши ушедшей эпохи балов и светских раутов. Вместе с тем, классическая гипсовая призма и бутафорские фрукты, показывают всю «неискренность» этой иллюзии. Намеренное искажение перспективы, неустойчивое положение предметов говорят нам о сложном времени, в которое художник писал свое произведение.

Возможно, этим автор хотел показать нестабильность и расшатанность в обществе тех годов, ведь в 1917 году была революция и царская Россия была преобразована в РСФСР, а позже и в СССР.

Машков показывает в своем натюрморте дух, уходящий царской роскоши и уход в неизвестное будущие. Картина написана в теплых тонах, в ней преобладают охристо-желтые оттенки. Ярким светлым пятном выделяется белый веер, за ним, как контрастная подложка - причудливый портрет обнаженной незнакомки. Картина в раме полностью скрыта в тени и является выгодным фоном для серебряного кубка и веера.

2.2. ЦВЕТОВОЙ АНАЛИЗ КАРТИНЫ «НАТЮРМОРТ С ВЕЕРОМ»

В картине преобладают теплые уютные цвета, присутствуют контрасты:

  • По тону
  • По цвету
  • По насыщенности
  • По дополнительным цветам

Рисунок 2. Оригинал картины И.И. Машкова «Натюрморт с веером»

Диаграмма 1. Основные цвета

#313436

#7D2B33

#DD804E

#BD8D82

#F6F3F0

#5D9772

#E44A6B

#BFAECB


#263D67

#806B6D

Диаграмма 2. Дополнительные цвета.

2.3. ЛИНЕЙНЫЙ РИСУНОК

Первым этапом практической работы в курсовой было создание линейного рисунка.

Целью этого задания было построение композиции, понимание расположения и построения предметов, точное изучение формы и положение объектов в пространстве.

Правильно построенный и скомпонованный линейный рисунок может существовать как самостоятельное произведение. С помощью линии можно показать объем предмета, его положение в пространстве, удаление от других объектов в композиции.

Карандашный набросок обводим точными линиями с помощью линера. Передний план композиции выделяем более толстой линией, в то время как задний план слегка намечаем тонким контуром.

В процессе детального изучения рисунка приходит понимание о том, как работать над заданием дальше и, закончив этот этап, можно приступать к следующей работе. (Смотреть Рисунок 1 в Приложении)

2.4. РИСУНОК В ТЕХНИКЕ «ГРИЗАЙЛЬ»

Вторым этапом курсовой работы было создание рисунка в технике «гризайль». Это промежуточный вариант между графическим рисунком и живописным полотном. Данная техника призвана дать понимание в тональных соотношениях и нюансах. В черно-белом изображении легко определить самый темный объект – в данном случае – это тень за картиной на заднем плане, на ее фоне очень рельефно проступает контур серебряного кубка и веер, при таком контрасте кажущийся белоснежным. Все дело в сочетании тональных оттенков, ведь ни один мазок в натюрморте не написан открытым черным, или белилами.

Самый темный по тону объект в этом натюрморте – это стол, но за счет полировки, в нем отражаются все остальные предметы, и поэтому его общая масса разбивается мелкими деталями и уже не смотрится таким тяжелым и плотным объектом.

Самое светлое и красивое пятно, которое сразу приковывает взгляд – это веер. Он выглядит белым, но написан с помощью множества разных оттенков, как и остальные предметы в натюрморте. (Смотреть Рисунок 2 в Приложении)

2.5. РИСУНОК В ЦВЕТЕ

Третьим заключительным этапом курсовой было создание работы в технике живопись. Пользуясь знаниями, которые были получены в ходе изучения творчества И.И. Машкова и детальной проработки натюрморта, было необходимо сохранить оригинальные сочные цвета, мягкую теплую красную-коричневую гамму с охристыми оттенками. Несмотря на то, что в картине очень много близких по цвету и тону оттенков, предыдущие работы в технике рисунка и гризайли дали возможность выделить наиболее точные контрастные моменты, правильно подобрать тональные оттенки, выстроить соотношения света, тени, тонов и полутонов. (Смотреть Рисунок 3 в Приложении)