Файл: Теории происхождения права (ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ МНОГООБРАЗИЯ ТЕОРИЙ О ПРОИСОЖДЕНИИ ПРАВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы – «Теории происхождения права». Цель написания работы – рассмотреть основные теории происхождения права, понять, в чём причина их многообразия. Выбранная тема работы является весьма актуальной в настоящее время, когда в Российской Федерации активно осуществляется правовая реформа, и закладываются основы правового государства, особенно важно изучение процесса происхождения права. Изучение имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные ему функции – основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ МНОГООБРАЗИЯ ТЕОРИЙ О ПРОИСОЖДЕНИИ ПРАВА

Вопрос о закономерностях образования права, которые едины для всех времён и народов, не нужно смешивать с вопросом о причинах возникновения права. На сей счет существует множество теорий. Такой плюрализм мнений обусловлен следующим: Мыслители, предлагавшие объяснения этому процессу, жили в разные исторические эпохи, и, разумеется, использовали разный объем накопленных человеческих знаний. Сегодня уровень знаний об обществе неизмеримо вырос, но не нужно «с высоты своего полёта» пренебрежительно рассматривать идеи ученых, живших ранее нас, тем более, многие их идеи не отвергнуты жизнью и справедливы до настоящего времени. Объясняя процесс возникновения права, ученые брали для иллюстрации своих идей различные регионы земли, отличающиеся своеобразием. Зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях по-новому взглянуть на процесс происхождения права. Причем делали они это подчас так увлеченно, что не замечали влияние других факторов на развитие общества. Одним словом, мыслили односторонне. Нельзя исключать и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия. И в этом нет ничего зазорного, ведь все мы дети своего времени.


Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА

Ученые правоведы, такие как Алексеев С.С., Пиголкин А.С., Манов Г.Н. выделяют два пути возникновения права: восточный и западный.

Восточный путь происхождения права был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со временем они обособились в особую группу управленцев. Социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического неравенства (функциональная система) - положения личности в системе власти. Экономика основана на государственной и общественной форме собственности, частная собственность не играет значимой роли. Это характерно для тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Основной источник (способ фиксирования правовых норм) - сборники нравственно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.

Западный путь происхождения права присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право. Право возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате. Афины - классический пример такого пути возникновения права. Спарта - это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена. Рим - здесь складывается похожая ситуация, но в процесс становления и формирования права активно вмешивается третья сила - плебс.

Глава 3. СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВА

Право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, устанавливаемых и гарантируемых государством с целью регулирования общественных отношений.


Право – основной регулятор общественных отношений в государстве.

Сущность права отражает главные и устойчивые свойства права.

По своей сущности право является общесоциальным, так как выражает согласованную общественную волю, служит интересам всех без исключения, обеспечивает организованность и развитие социальных связей, выступает мерой свободы и ответственности субъектов правоотношений и их объединений, средством удовлетворения различных интересов и потребностей.

Социальная ценность права определяется:

· Общесоциальной востребованностью – состоянием права в качестве определенного достижения цивилизации, проявления культуры и развития мысли отдельного человека;

· Инструментальной востребованностью – использованием права в качестве инструмента особого механизма, который посредством юридических средств осуществляет регулятивное воздействие и обеспечивает точность и определенность в общественных отношениях;

Нормы права

Норма права – общеобязательное формально определенное исходящее от государства о обеспеченное его гос. силой правило поведения.

Виды правовых норм:

Отправные и нормы-правила

Отправные – определяют исходное начало основы правового регулирования, определяют цели и задачи, принципы, направления и методы, а также закрепляют категории и понятия.

Нормы-правила – нормы, непосредственно регулирующие поведение людей в рамках общественных отношений.

А) Регулятивные– непосредственно регулирующие общественные отношения.

Б) Охранительные– нормы, связанные с деятельностью по защите правопорядка.

(Регулятивные регулируют нормальный ход отношений, а охранительные защищают нарушенные)

2.

-уголовно-правовые

-гражданско-правовые

-налогово-правовые

-финансово-правовые

3. Императивные, диспозитивные; поощрительные и рекомендательные

Императивные – нормы, категорически, строго обязательно не допускающие отступлений, либо иной трактовки предписания

Диспозитивные –предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению (пример: арендная плата)

Поощрительные – предписания, предоставленная гос. органами возможность применения мер поощрения за одобряемые обществом или государством действия.

Рекомендательные – устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства поведения граждан в рамках конкретных общественных отношений (сфера бюджетного регулирования).


Управомочивающие, запрещающие, обязывающие

Управомочивающие –предоставляют лицам, субъектам право на совершение предусмотренных в их положении действий (данные нормы в рамках правомерного поведения исполняются управомочеными субъектами).

Обязывающие – закрепляют обязанность совершения определенных действий (данные нормы исполняются в рамках правомерного поведения). 2,3,11 ст. НК

Запрещающие – запрещают указанное в них поведение, которое признается правонарушением.

Формы (источники) права

Источники права – официально изданные компетентными органами документы, содержащие нормы права.

Источники права принимаются в рамках законодательного процесса. Могут оформляться не только законодательными органами, но и судебными (судебный прецедент) и исполнительными органами (подзаконные акты).

Нормативно-правовой акт – основной источник права. Принятый управомоченым субъектом официальный правовой документ, устанавливающий, изменяющий и отменяющий правовые нормы.

Закон – нормативно-правовой акт высшего органа гос. власти регулирующий важные вопросы внутригосударственной и международной жизни и принятый с соблюдением особой законодательной процедуры (законы вправе издавать федеральные и региональные органы гос. власти). Законы можно подразделить на кодексы, основу законодательства, уставы и т.д.

Кодекс – кодифицированный законодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке правовые нормы, регулирующие какую-либо область общественных отношений.

Основа законодательства – правовой акт, устанавливающий общее начало правового регулирования в той или иной сфере общественных отношений.

Устав – кодифицированный акт, содержащий нормы, которыми регулируется деятельность определенных ведомств, министерств, органов.

Президент вправе создавать нормативно-правовые акты в форме постановлений. Министерства и федеральные службы вправе создавать нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции (могут издавать нормативно-правовые акты в форме приказов).

Правовые отношения.

Правоотношения –возникающие на основе правовой нормы изфактических правомерных действий общественные отношения, участники которого имеют субъективные права и несут юридические обязанности. Правоотношения – отношения, регулируемые нормой права.

Предпосылки:

1) Правовая норма

2) Правосубъектность участников

3) Юридические факты

Правосубъектность – способность быть субъектами права. Складывается из двух составляющих:


Правоспособность – способность лица иметь права и нести обязанности (появляется с момента рождения. У организаций появляется с момента регистрации).

Дееспособность – возможность исполнять обязанности и осуществлять права. Для физических лиц дееспособность наступает в 18 лет (ст. 27 ГК). Если лицо злоупотребляет…, то оно может быть признано ограничено дееспособным. Если лицо вообще не может отвечать за свои поступки, оно признается недееспособным, назначается опекун.

а) деликтоспособность – способность отвечать за свои поступки. У юридических лиц возникает с момента появления правоспособности (регистрации).

Таким образом, полноценным субъектом правоотношений может быть лицо, обладающее правосубъектностью.

Реализация права

Реализация права - фактическое осуществление правовых норм в правомерном поведении субъектов. Реализация правовых норм в нашем поведении.

Формы реализации:

В рамках правоотношений или вне правоотношений

Реализация права субъективных прав и обязанностей

Субъективное право – мера возможного поведения субъекта. Субъективная обязанность – как должен вести себя субъект.

Реализация права вне правоотношений (конклюдентные действия (управление дорожным движением сотрудника ГАИ)

Реализация права может быть индивидуальной или коллективной

Активная и пассивная

Добровольная и принудительная

А) использование – реализация возможности, предоставленной управомочивающей юр. нормой

Б) исполнение – реализация права в форме обязательного совершения действий, предписанных обязательной правовой нормой

В) соблюдение – форма реализации в воздержании от совершения действий

Толкование норм права

Толкование права – элемент реализации правовых норм. Деятельность, направленная на установление содержания правовых норм.

· Уяснение – мыслительный процесс, протекающий в сознании толкующего лица. Осуществляется для себя без внешних форм выражения.

· Разъяснение – деятельность по изложению

Толкование права необходимо:

1) Если правовые нормы имеют общий характер

2) В связи с тем, что правовая норма представляет собой сложную юридическую конструкцию, построенную в соответствии с правилами юр. техники. Требуется профессиональный подход к установлению содержания правовой нормы

3) Несовпадение буквального текста правовой нормы и ее подлинного содержания

4) Нормы содержат юридические понятия или термины из других наук