Файл: Законы и подзаконные акты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЗАКОН И ПОДЗАКОННЫЙ НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Правовая природа законности

1.2 Развитие и формирования регламентных нормативных правовых указов Президента Российской Федерации

1.3. Правовая природа и виды подзаконных нормативных правовых актов

ГЛАВА 2. ИЕРАРХИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ И КОНКРЕТНЫХ ВИДОВ ПОДЗАКОННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Соотношение федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации

2.2. Соотношение федеральных законов и нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти

2.3. Соотношение федеральных законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации

2.4. Соотношение федеральных законов с муниципальными нормативными актами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

С тех пор как возникло право, проблемы источников его образования, форм его организации и существования постоянно привлекали к себе внимание исследователей. И это не случайно, имея в виду их трудно переоценимую не только академическую, фундаментальную в плане развития национальных правовых систем и права в целом, но и их сугубо прикладную, практическую значимость. Вопросы, касающиеся источников права, являются своего рода отправной точкой в процессе познания всех иных правовых институтов и самого права.

Проводимые преобразования в структуре правовой системы России способствуют гармонизации и стабилизации правового регулирования конституционных отношений, где Конституция РФ, занимая ведущую роль, становится реальным фактором социального регулирования процессов совершенствования и консолидации правовой системы России. Согласованность, последовательность и четкая иерархичность правовых актов, входящих в российскую правовую систему, способствуют качественному и эффективному проведению в жизнь важнейших конституционных принципов. Потому представляется необходимым определить правовую природу, взаимодействие и соотношение важнейших юридических документов, осуществляющих социальное регулирование ключевых для общества и государства отношений.[1]

Однако основной проблемой остается надлежащее понимание основополагающего принципа верховенства закона. Первый сбой здесь возникает при определении понятия закона и его пяти классических признаков. Далее следует учитывать наличие в правовой системе около десяти различных видов подзаконных актов наряду с еще одним в виде указаний Центрального банка России. В соблюдении принципа верховенства закона заключены самые важные гарантии режима законности и стабильности правопорядка, в связи с чем снова актуализируется проблема определения и разработки концепции так называемой подзаконности актов.

Успешное решение данных и им подобных проблем является весьма значимым не только для национальных правовых систем, но и для различных правовых семей, а также для сравнительного правоведения в целом.

Все вышесказанное еще раз подтверждает актуальность избранной темы работы.

Целью указанной работы является исследование вопроса соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта.

На основе поставленной цели имеет смысл выделить следующие задачи:


  • дать определение закона как основного источника права,
  • проанализировать основные виды законов, существующие в российской правовой системе,
  • осветить вопрос подзаконных нормативных правовых актов, дать их определение, выявить признаки и виды подзаконных актов,
  • исследовать вопрос о соотношении федеральных законов и нормативных указов Президента РФ,
  • рассмотреть взаимодействие и взаимозависимость федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти,
  • изучить вопрос о соотношении федеральных законов и нормативных правовых актов субъектов РФ,
  • осветить связь федеральных законов с муниципальным нормативными актами,
  • в заключении дать краткие выводы и рекомендации по данному вопросу.

Объектом исследуемой работы можно выделить правовую природу источников права. В качестве предмета следует выделить рассмотрение вопроса о соотношении закона и подзаконного нормативного правового акта.

Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания, позволяющий рассмотреть соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта в их взаимосвязи, иерархического подчиненности. Использовались также сравнительно правовой и общелогические методы познания (анализ и синтез, обобщение, индукция и дедукция, аналогия), а также и другие методы научного познания.

В качестве общетеоретической базы исследования был использованы труды таких российских ученых Алексеев С. С., Баглай М. В., Тихомиров Ю. А., Марченко М. Н., Иванов С. А. и др. В научных трудах указанных авторов заложен огромный пласт для понимания правовой сущности таких источников права как закон и подзаконный нормативный правовой акт, в том числе для уяснения сути взаимодействия и взаимосвязи закона и подзаконного нормативного правового акта.

Следовательно, исходя из целей и задач настоящей работы, можно определить ее структуру, которая опирается на аналитический, систематический методы познания. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ЗАКОН И ПОДЗАКОННЫЙ НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


1.1. Правовая природа законности

Проблема законности - одна из основных в общей теории государства и права, постоянный объект внимания ученых-юристов. «Актуальность ее всегда была и остается неизменной и общепризнанной. Законность, по сути, означает отношение общества к праву, характеризует состояние всей системы правовых отношений, а потому может рассматриваться как одна из центральных идей теории права, как важнейшая составная часть многих юридических проблем»[2]. В юридической литературе проблема теории законности до сих пор остается весьма актуальной и недостаточно разработанной в теоретическом плане. Именно поэтому для лучшего понимания законности как социального явления целесообразно (а может быть даже и необходимо) использовать философские категории сущности, содержания и формы.

Сущность законности, как и других явлений, остается неизменной независимо от развития общества, типа государства и права, политического режима и проч. Это строгое и неуклонное соблюдение исполнения законов (или вообще всех норм права). Действительно, как только государство устанавливает или признает какие-то правила поведения в качестве общеобязательных, оно принимает меры к тому, чтобы они соблюдались и исполнялись. Это было и в восточном, и в рабовладельческом, и любом другом обществе. Это существует и сейчас в любом государстве.

Однако законность при различных общественно-экономических формациях, в различные исторические периоды, в условиях того или иного государственно-политического режима не одинакова. Так, в нашем государстве законность при Николае II, при военном коммунизме, в период НЭПа, при Сталине, Брежневе или Ельцине, естественно, отличалась друг от друга. Это и отражается понятием «содержание законности», которое следует рассматривать как конкретно-временной срез сущности, т.е. законность в данном государстве в определенный исторический период.

В настоящее время признание верховенства права и закона придает проблеме законности особую актуальность. Между тем реальное состояние законности в нашей стране далеко от идеала. Нарушений законов и иных правовых актов очень много, и пока не удается приостановить волну правонарушений и преступлений. В качестве причин этого следует назвать слабое внимание к механизму действия закона и недооценку способов его полной и последовательной реализации. Бум законотворчества отодвинул на второй план решение этой задачи.


Создание современного правового государства непосредственно зависит не только от господства закона, но и от строгого его соблюдения физическими и юридическими лицами. В процессе жизнедеятельности сам собой напрашивается вывод: какой будет порядок законности в государстве, такой и будет жизнь населения в этом государстве в целом.

Законность - важнейшая правовая категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества и граждан. Рассмотрение проблем искажения законности, разработка способов укрепления законности, а также преодоление ее деформаций позволит избежать злоупотребления и нарушения права.

Без законности невозможно решить многие проблемы, которые стоят перед человечеством, а именно невозможны:

- построение гражданского общества и правового государства;

- полноценная реализация прав и свобод человека;

- эффективное функционирование институтов непосредственной демократии и политической системы;

- осуществление качественной работы государственного аппарата, его органов и должностных лиц.

К сожалению, в специальной литературе вопрос об условиях формирования законности практически не затрагивался либо упоминался вскользь[3]. Между тем, при оценке уровня законности нельзя не учитывать такие факторы, как пространственные и временные реалии, этническое многообразие народов и сложное федеративное устройство России, социальные, экономические, политические, управленческие, этические, культурные и психологические предпосылки, сложившиеся в государстве. Думается, что эти факторы, при которых в общественном и правовом сознании формировался принцип законности, происходила его реализация, имеют серьезное значение для целей исследования и формирования последующих выводов.

Взяв за основу имеющиеся представления можно сказать, что законность как многогранное явление представляет собой принцип, цель государственно-правовой деятельности, метод государственного руководства обществом и режим общественно-политической жизни. Главное в содержании законности – это строгое и неуклонное соблюдение законов и основанных на них подзаконных актов всеми без исключения субъектами права.

Так как законность - это та база общественной жизни, которая затрагивает самые разнообразные стороны экономической, духовной, правовой жизни и взаимосвязана с государственной властью, то любое государство заинтересовано в высоком уровне законности, ведь закон действует тогда, когда он исполняется, когда он имеет влияние на отношения и поведение людей в обществе. Именно эта сторона права, связанная с законом, с его эффективностью, и характеризуется понятием «законность».


В юридической литературе реальность, обеспеченность законности традиционно рассматривается как результат воздействия гарантий законности: общих (экономических, политических, идеологических) и специальных (нормативных и организационно-правовых)[4].

Для того чтобы правовые предписания не нарушались, должны обеспечиваться совокупность объективных условий и субъективных факторов, а также специальные юридические средства, посредством которых и реализуется режим законности[5].

Все эти условия и субъективные факторы подразделяются на общие условия и специальные средства обеспечения законности.

Общие условия обеспечения законности - совокупность экономических, политических, социальных и идеологических условий функционирования системы государственного управления[6]. Сюда можно отнести: организацию и деятельность субъектов экономических отношений, развитие институтов демократии, а также культурный уровень общества.

Специальными средствами обеспечения законности является совокупность юридических и организационных средств, при помощи которых обеспечивается режим законности в сфере государственного управления. Например, деятельность прокуратуры, органов внутренних дел, судов и иных правоохранительных органов, а также использование определенных процессуальных форм (задержание, арест, обыск, подписка о невыезде).

Специалистами выделяются следующие виды гарантий законности: экономические, политические, юридические и организационные[7].

К политическим гарантиям законности можно отнести, например, легитимность; республиканскую форму правления, демократическое федеративное правовое государство, основанное на разделении властей, как по вертикали, так и по горизонтали; разграничение полномочий и предметов ведения между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ и органами местного самоуправления; отсутствие монополии (господства) одной партии, идеологии, многопартийность в обществе.

К социально-экономическим гарантиям законности относятся: наличие и осуществление общепризнанных демократических прав и свобод граждан; создание эффективной законодательной системы правил поведения участников на рынке, правовое обеспечение экономической безопасности, экономические условия реализации законов, правовых норм, юридической ответственности; стабильное и достаточное финансирование правоохранительных органов, судебной системы; приоритет прав и свобод человека и гражданина.