Файл: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК КАК МЕГАЛЕГУЛЯТОР ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Влияние принятых решений на ожидания по ключевой ставке. С момента публикации ДоДКП 4/19 ожидания рынка по ключевой ставке в целом изменились незначительно. На декабрьском заседания Совета директоров Банк России снизил ключевую ставку до 6,25% (на 25 б.п.). По итогам заседания Банк России также указал на то, что дезинфляционные риски по-прежнему преобладают над проинфляционными на краткосрочном горизонте, и отметил в своем сигнале, что будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки в первом полугодии 2020 года. В этих условиях большинство аналитиков и участников финансового рынка по-прежнему ожидали дальнейшего снижения ключевой ставки до 6,00% годовых в I квартале 2020 г. и ее сохранения на данном уровне до конца 2020 года.

В январе – начале февраля по мере развития ситуации в мировой и российской экономике и выхода новых данных по динамике инфляции постепенно росла доля участников финансового рынка, ожидающих снижения ключевой ставке уже в феврале. В результате непосредственно перед февральским решением по ключевой ставке большинство аналитиков и участников финансового рынка ожидали снижения ключевой ставки на предстоящем заседании на 25 б.п., до 6,00% годовых. Ожидания участников финансового рынка в отношении дальнейшей траектории ключевой ставки Банка России находили отражение в динамике ставок денежного и фондового рынков, включая ОФЗ и корпоративные облигации (подробнее см. подраздел 3.2).

2.2 Применение системы инструментов и иные меры денежно-кредитной политики

Ликвидность банковского сектора. Структурный профицит ликвидности в декабре 2019 – январе 2020 г. увеличился с 3,0 до 3,6 трлн руб. (рис. 4.2.1, табл. 4.2.1). На конец 2019 г. его величина составила 2,8 трлн руб., что ниже прогноза Банка России, который составлял 3,6–3,9 трлн рублей. Основным фактором отклонения был меньший, чем ожидалось, приток ликвидности по бюджетному каналу в декабре. Прогноз Банка России предполагал, что в том случае, если часть запланированных на 2019 г. бюджетных расходов будет перенесена на 2020 г. и последующие годы, Федеральное казначейство может увеличить объем средств, предлагаемых к размещению на депозиты в банках. Однако за декабрь задолженность кредитных организаций по этим операциям уменьшилась в два раза.


Еще одним фактором отклонения фактического уровня профицита от прогнозного было несколько запаздывающее выполнение банками усреднения обязательных резервов. В начале периода усреднения на стратегии банков оказывали влияние ожидания снижения ключевой ставки на заседании Совета директоров Банка России 13 декабря. После принятого решения по ключевой ставке банки постепенно увеличивали остатки средств на своих корсчетах. С учетом сезонной смещенности бюджетных расходов на последнюю неделю года, а также того, что после праздников до конца периода усреднения обязательных резервов оставалась еще одна неделя, остаток средств на корсчетах банков на конец года составил 2,6 трлн руб., что на 0,3 трлн руб. выше прогноза Банка России.

Операции по счетам бюджета. В декабре фактором притока ликвидности был сезонно высокий объем операций по бюджетным счетам. Однако увеличение расходов не в полной мере компенсировало их запаздывающий характер в течение года.

Одновременно Федеральное казначейство и бюджеты субъектов Российской Федерации значительно снизили объем размещенных в банках депозитов и требований по иным операциям по управлению временно свободными остатками бюджетных средств. Так, в декабре задолженность кредитных организаций по операциям Федерального казначейства уменьшилась с 3,2 до 1,6 трлн рублей.

В начале 2020 г. Федеральное казначейство возобновило постепенное увеличение объемов размещения средств в банки – к концу января приток ликвидности составил 0,5 трлн рублей. Кроме того, около 0,1 трлн руб. вернулось в банки в результате операций Минфина России с ОФЗ – объем погашения с учетом выплаты купонного дохода был больше объема размещения государственных ценных бумаг в этот период. Расходы бюджетной системы и поступления средств в банки за счет возвратов НДС в январе 2020 г. сформировались на более высоком уровне, чем в предыдущие годы. В совокупности, указанные операции превысили отток средств за счет крупных налоговых платежей клиентов банков.

Наличные деньги в обращении. В декабре увеличение объема наличных денег в обращении способствовало оттоку ликвидности из банков. Динамика показателя большую часть месяца была близка к значениям предыдущего года. Однако в последний день декабря сформировался приток ликвидности в банки. При этом в январе 2020 г. поступило средств на аналогичную величину меньше. Возможно, учет кассовой выручки предприятий розничной торговли прошел несколько раньше, чем обычно. Как следствие, отток ликвидности в декабре и приток средств в январе за счет изменения объема наличных денег в обращении оказались несколько ниже прогноза.


Применение системы инструментов денежно-кредитной политики. Банк России продолжил постепенное увеличение объема размещения купонных облигаций (КОБР) в целях абсорбирования устойчивой части структурного профицита ликвидности банковского сектора. В декабре 2019 – январе 2020 г. банки нарастили вложения в данный инструмент на 0,6 трлн рублей. С учетом сложившейся конъюнктуры на денежном рынке и объема спроса на КОБР со стороны кредитных организаций в январе 2020 г. Банк России изменил подход к установлению минимальной цены КОБР на аукционах по их размещению (доразмещению). Минимальная цена КОБР новых выпусков будет устанавливаться на уровне, равном 100% от номинальной стоимости, что предполагает отсутствие премии к ключевой ставке Банка России.

Прогноз структурного профицита ликвидности на конец 2020 г. составляет 3,4–3,9 трлн рублей. В последующие годы, как и ранее, ожидается некоторый рост профицита, связанный с дальнейшим проведением отложенных в 2018 г. покупок иностранной валюты на внутреннем рынке в рамках реализации механизма бюджетного правила.

Достижение операционной цели денежно-кредитной политики. Краткосрочные ставки в сегменте МБК денежного рынка формировались в нижней половине процентного коридора вблизи ключевой ставки Банка России (рис. 4.2.3). Средний спред в декабре-январе составил -21 б.п. (в IV квартале: -14 б.п.) при колебаниях в интервале от -40 до -2 б.п. (в IV квартале: от -52 до 26 б.п.).

Расширение спреда в отдельные периоды происходило на фоне запаздывающего выполнения банками усреднения обязательных резервов, в том числе в результате ожиданий снижения ключевой ставки на заседании Совета директоров Банка России. В конце декабря после крупных налоговых выплат спред сузился. Однако в начале января в связи с сезонным притоком средств по бюджетному каналу и за счет динамики наличных денег в обращении он снова несколько расширился.

Заключение

В заключение настоящей курсовой работы, необходимо отметить, важную и необходимую роль Банка России, в деле созидания и поддержания глубокой финансовой конъюнктуры и стабильности кредитно – денежного оборота национального рынка. Проводя свою взвешенную финансовую политику, изменяя ставку рефинансирования, в сторону ее уменьшения, Банк России добивается снижения реальной инфляции в Российской Федерации, роста покупательского спроса и повышения производительности труда.


В отличии от других государственных структур и организаций, Банк России каждый год зарабатывает достаточно большое количество денежных средств, внося тем самым свою значительную лепту в дело формирования и наполнения государственного бюджета Российской Федерации. При необходимости Банк России закупает как на национальном, так и на международных рынках золотовалютные материальные ценности, придавая тем самым национальной валюте – российскому рублю крепость и стабильность, позволяя инвесторам вкладывать в экономику Российской Федерации.

Банк России принимает решения в сфере кредитно-денежной политики на базе анализа реально существующей экономической ситуации и среднесрочного макроэкономического прогноза. Прогноз охватывает трехлетний период, что в один период позволяет учитывать рычаги влияния денежно-кредитной политики на экономический сектор и дает возможность субъектам рыночного хозяйствования ориентиры для принятия решений на среднесрочном горизонте планирования.

В долгосрочной перспективе качественное выполнение социальных функций через снижение трансакционных издержек бизнеса закладывает основы конкурентоспособности экономики в целом и финансовых институтов в частности.

Совершенствование существующей нормативной базы и концентрация

надзорной и регулятивной функций в едином центре – мегарегуляторе позволит не только сформировать грамотную структуру, но также и выработать единые подходы к развитию и регулированию всех секторов финансового рынка. Таким образом, с созданием мега- регулятора решается назревший вопрос об эффективной организации консолидированного надзора внутри всей страны.

В краткосрочной временной перспективе создание в России мегарегулятора влечет за собой ряд важнейших последствий, могущих оказать во многом решающее влияние на совершенствование российского финансового рынка и в конечном итоге способствовать созданию международного финансового центра.

Консервативный сценарий предполагает снижение среднегодовой цены на нефть с $55 за баррель в 2018 г. до $45 за баррель в 2019 г. и ее сохранение вблизи данного уровня в дальнейшем. В результате падения цен на нефть стоимостные объемы российского экспорта сложатся на более низких уровнях по сравнению с базовым сценарием. С другой стороны, более медленное восстановление внутренней экономики и более низкий курс рубля приведут к сравнительно меньшим объемам импорта товаров и услуг. Ожидаемый рост экспорта будет опережать увеличение импорта в 2018 г., однако впоследствии падение экспорта в 2019 г. и его более медленное по сравнению с импортом восстановление в 2020 г. приведут к снижению положительного сальдо торгового баланса после умеренного роста в 2018 году. В результате профицит текущего счета несколько вырастет в 2018 г., после чего скорректируется вниз и сложится на всем прогнозном горизонте на существенно более низких уровнях по сравнению с базовым сценарием.


Снижение цен на нефть приведет к ухудшению условий внешнего финансирования для российских компаний и отразится в меньших объемах привлечения внешних обязательств по сравнению с базовым сценарием на протяжении всего прогнозного периода. В то же время более медленный рост доходов и более слабый рубль приведут к более низким объемам приобретения резидентами иностранных активов.

Список использованной литературы

1) О банках и банковской деятельности // Федеральный закон от 13.07.2015 г. №395-1

2) О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) // Федеральный Закон от 05.10.2015 г. № 86-ФЗ

3) Абрамова, М.А. Ключевые аспекты современной денежно-кредитной политики России: мнение экспертов / М.А. Абрамова, С.Е. Дубова, В.В. Масленников // Экономика. Налоги. Право. - 2016. - № 1. - С. 6-15.

4) Ачмизова, З.О. Цели и принципы денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе развития экономики / З.О. Ачмизова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 1 (11). С. 27-32

5) Божечкова, А. Инфляция и денежно-кредитная политика / А. Божечкова // Экономическое развитие России. - 2013. - Т. 20. - № 6. - С. 19-21.

6) Всяких, Ю.В. Денежно-кредитная политика Банка России на современном этапе / Ю.В. Всяких, А.Ф. Битюкова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2015. - № 7. - С. 6-9.

7) Галанов В.А. Деятельность Центрального Банка России: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 378 с.

8) Зиниша, О.С. Основные направления денежно-кредитной политики Банка России в условиях кризиса / О.С. Зинища, А.А. Дышеков // Экономика и социум. - 2016. - № 5-1 (24). - С. 773-778.

9) Дубинин С.К. Российский банковский сектор – испытание финансовым кризисом // Финансы и кредит. – 2015. – № 1. – С. 9-12

10) Иванов, В.А. Новая парадигма денежно-кредитной политики современной России / В.А. Иванов // Nauka-Rastudent.ru. - 2015. - № 11. - С. 5.

11) Иванченко, И.С. Сравнительный анализ функций ЦБ РФ сквозь призму экономического роста / И.С. Иванченко // Банковское дело. - 2015. - № 9. - С. 19-23.

12) Киюцевская, А. Денежно-кредитная политика: специфика и особенности реализации на современном этапе экономического развития / А. Киюцевская // Экономическая политика. - 2016. - Т. 11. - № 2. - С. 92-111.

13) Кондратьев, А.Н. Перспективы развития денежно-кредитной политики в России: концепция и ресурсы / А.Н. Кондратьев // Финансы и кредит. - 2013. - № 14. - С. 7-11.

14) Котова, А.А. Денежно-кредитная политика как фактор сдерживания роста спекулятивной составляющей финансового рынка РФ / А.А. Котова, А.М. Мaлхасян // Финансы и кредит.- 2013. - № 17. - С. 54-59.