Файл: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК КАК МЕГАЛЕГУЛЯТОР ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В экономической литературе различают два направления денежно-кредитной политики: экспансионистскую (стимулирующую) и рестрикционную (жесткую). Экспансионистская политика предполагает рост предложения денег в экономике, в результате чего процентные ставки снижаются. Однако реализация такой политики может привести к повышению инфляции. [4]

Жесткая денежно-кредитная политика, наоборот, связана с ограничением притока в экономику денег на основе повышения ставок рефинансирования, увеличения норм обязательного резервирования, введения определенных ограничений на операции банков на денежном рынке. Целесообразность использования того или иного направления денежно-кредитной политики определяется конкретными макроэкономическими условиями страны и состоянием денежного рынка.

Одной из главных задач центрального банка является эмиссия национальной денежной единицы. Эмиссионный механизм представляет собой законодательно установленный порядок выпуска денег в обращение и изъятия их из обращения. В научной литературе эмиссию денег рассматривают как самостоятельное понятие. Однако при этом суть данного понятия характеризуют недостаточно чётко.

Например, эмиссию денег определяют как:

-соотношение (результат) спроса и предложения денег,

-процесс создания новых денег;

-выпуск в обращение денежных знаков во всех формах;

-выпуск в обращение наличных денег в виде бумажных купюр или разменной монеты;

-процедуру, направленную на выпуск в обращение денежных знаков;

-увеличение всей массы наличных и безналичных денег в обращении и т. п.

Итак, монетарную политику можно определить как комплекс взаимосвязанных, скоординированных на достижение заранее определенных общественных целей, мероприятий по регулированию денежного оборота, которые осуществляет государство через центральный банк. В свою очередь, цели монетарной политики являются производными от общих социально-экономических целей, они подчинены социально-экономическим приоритетам.

Хотя регулятивные меры монетарной политики осуществляются непосредственно в денежно-кредитной сфере, ее эффект не ограничивается этой сферой, а проявляется также в реальной экономике благодаря влиянию монетарных изменений на производство, инвестиции, занятость и, в конечном итоге, на ВВП. Поэтому монетарная политика по сути является составной частью общей экономической политики государства.

Ключевой целью монетарной политики большинства центральных банков является сохранение инфляции на низком уровне. Однако в странах с рыночной экономикой центральные банки не могут контролировать инфляцию. Для этого они имеют такие инструменты, как процентные ставки и тому подобное. Некоторые центральные банки используют рост денежной массы или валютный курс как промежуточную цель в принятии решений.


Таким образом, денежно-кредитная политика должна способствовать ликвидности финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банков, развивать систему макроэкономического моделирования и прогнозирования.

1.3 Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики

Современная денежно-кредитная политика должна строиться на принципах, отражающих уровень развития экономики и финансовой системы в условиях трансформации финансовых рынков.

Инструменты денежно-кредитной политики каждого государства можно дифференцировать по ряду особенностей:

-в зависимости от объекта воздействия (спрос на деньги и предложение);

-в зависимости от продолжительности воздействия на объект (краткосрочные воздействия и долгосрочные);

-в зависимости от специфики параметров регулирования (количественные, к примеру, лимиты кредитования для коммерческих финансовых институтов или качественные, в частности, цена кредита);

-зависимости от формы воздействия (прямые и косвенные).

Важным инструментом монетарной политики является управление денежной массой, объем, динамика и структура которой зависят от объёмов и темпов роста валового внутреннего продукта, уровня и динамики товарных цен, характера монетарной политики, уровня развития платёжной системы и др. Динамика и структура денежной массы являются важными индикаторами макроэкономической ситуации в России и оказывают существенное влияние на динамику ВВП и экономическую активность.

Анализ динамики и структуры денежных агрегатов используется при прогнозировании темпов инфляции, долгосрочных изменений стоимости активов, при определении монетарных трендов, представляющих риск для

стабильности цен, и т. п.

Основой для формирования денежных агрегатов служит показатель денежной базы, который включает наличные деньги, выпущенные в обращение центральным банком, средства обязательных резервов, средства на корреспондентских счетах и другие средства депозитных корпораций (банков), средства прочих финансовых и нефинансовых корпораций и домашних хозяйств в центральном банке.

Важную роль в денежно-кредитной политике Банка России играют золотовалютные резервы. К тому же золотой резерв — это единственный вид резерва, который сегодня, прежде всего, при необходимости может быть быстро преобразован в форму международного платежного средства (валюту), а, во-вторых, имеет высокую цену, определяя богатство его владельца.


При этом ключевым принципом функционирования современной банковской системы является необходимость обеспечения её стабильности, что позволяет обеспечить условия для макроэкономической стабильности, а также способствуют экономическому росту и развитию российской экономики.

В среднесрочной перспективе ключевым условием обеспечения макроэкономической стабильности является реализация умеренно-жёсткой денежно-кредитная политика в сочетании с эффективным управлением денежной базой и широкой денежной массой.

Следует отметить, что процесс монетизации экономики – это сложное экономическое явление, характеризующее обеспеченность процессов производства и обращения денежной массой, необходимой для осуществления расчетов и платежей, функционирования денежного рынка и всей финансовой системы государства. Поэтому характеристику процесса монетизации следует осуществлять с учетом совокупности показателей, отражающих не только уровень обеспеченности экономики деньгами, но и их объемы, динамику и структуру.

Монетарная политика влияет на экономические процессы через эффект равновесия на денежном рынке, ведь расходы экономических агентов на потребление и инвестиции напрямую зависят от количества денег и уровня процентных ставок. Это означает, что, регулируя параметры денежного рынка центральный банк влияет прежде всего на величину совокупного спроса в экономике. Поэтому проблема исследования механизма денежной трансмиссии сводится, на наш взгляд, к анализу влияния монетарной политики на совокупный спрос.

Одним из наиболее используемых инструментов воздействия со стороны Банка России на совокупный спрос, является процентная ставка рефинансирования центральным банком банковских учреждений, которая предопределяет процесс монетарной трансмиссии через канал процентных ставок - осуществляется воздействие на совокупный спрос через изменение затрат на инвестиционные товары и потребительские товары длительного пользования.

Это обуславливает необходимость исследования и оптимизации политики рефинансирования Банка России с целью повышения антиинфляционного эффекта денежно-кредитного регулирования. Известно, что от монетарная политика в первую очередь зависит надежность и эффективность функционирования всей экономической системы. Поэтому целесообразными являются исследования, которые могут дать ответ о влиянии монетарной политики в отечественных условиях на национальную безопасность страны.


Полномочия ЦБ РФ по обеспечению стабильности национальной денежной единицы предусматривают разработку и реализацию денежно-кредитной политики в интересах развития экономики страны.

В денежно-кредитной сфере это касается проведения сбалансированной процентной и валютной политики, ограничения оттока капиталов за границу, обеспечения внутренней и внешней защищённости национальной валюты, осуществления взвешенной политики внутренних и внешних заимствований, защиты интересов вкладчиков и кредиторов, снижения удельного веса наличного денежного обращения. При этом деятельность центрального банка в сфере денежно-кредитной политики согласована с развитием фондового рынка, бюджетно-налоговой и общей экономической политикой правительства. [16]

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика является одним из ключевых элементов экономической политики государства (наряду с бюджетной, структурной, внешнеторговой, фискальной) и определяется приоритетными и стратегическими целями экономического развития. Денежно-кредитная политика государства является важной сферой функционирования экономики, определение и проведение которой является одной из важных функций центрального банка. Ключевой целью монетарной политики большинства центральных банков является сохранение инфляции на низком уровне. Однако в странах с рыночной экономикой центральные банки не могут контролировать инфляцию. Для этого они имеют такие инструменты, как процентные ставки и тому подобное. Некоторые центральные банки используют рост денежной массы или валютный курс как промежуточную цель в принятии решений. Другие имеют более эклектичный подход.

Денежно-кредитная политика банка России

2.1 Решения по ключевой ставке

Совет директоров Банка России 7 февраля принял решение снизить ключевую ставку на 25 б.п., до 6,00% годовых.

В период с момента заседания Совета директоров 13 декабря годовая инфляции продолжила замедляться быстрее, чем прогнозировалось. Показатели инфляции, отражающие наиболее устойчивые процессы ценовой динамики в указанный период, по оценкам Банка России, находились вблизи или ниже 3%. На фоне замедления годовой инфляции инфляционные ожидания населения и ценовые ожидания предприятий в целом оставались стабильными. Однако дезинфляционные риски, по оценкам Банка России, в указанный период по-прежнему преобладали над проинфляционными на краткосрочном горизонте, что было прежде всего связано с состоянием внутреннего и внешнего спроса. В этих условиях и с учетом проводимой денежно-кредитной политики Банк России сохранил в феврале прогноз годовой инфляции в 2020 г. в интервале 3,5–4,0%, однако допустил, что в I квартале годовая инфляция может составить около 2%, что ниже, чем прогнозировалось в ДоДКП 4/19.


При этом в период с декабря Банк России также продолжал учитывать при принятии решений по ключевой ставке возможные проинфляционные риски, связанные с тенденциями на продовольственном рынке, а также с влиянием на инфляцию реализованного с июня 2019 г. смягчения денежно-кредитной политики.

Банк России также отметил по итогам февральского решения, что важными факторами неопределенности на горизонте 2020 г. являются ситуация с распространением коронавируса и график исполнения бюджетных средств. В конце 2019 – начале 2020 г. продолжилось смягчение денежно-кредитных условий, чему в том числе способствовали принятое в декабре Советом директоров решение о снижении ключевой ставки, а также данный по итогам декабрьского заседания сигнал о будущей направленности денежно-кредитной политики. Снижались доходности ОФЗ и депозитно-кредитные ставки.

В IV квартале 2019 г. в основном продолжилось улучшение показателей экономической активности. Поддержку инвестиционной активности в конце 2019 г. оказало ускоренное увеличение капитальных расходов бюджета, в том числе в связи с реализацией национальных проектов. Продолжился годовой рост оборота розничной торговли и промышленного производства. Вместе с тем снижение внешнего спроса на товары российского экспорта в условиях замедления роста мировой экономики продолжало сдерживать экономическую активность.

В этих условиях в феврале Банк России сохранил прогноз роста ВВП в 2020–2022 гг. в целом без изменений. При этом Банк России также отметил, что реализация заявленных в январе дополнительных социальных мер не окажет существенного проинфляционного влияния на прогнозном горизонте. Денежно-кредитная политика на среднесрочном горизонте.

С учетом принятого в феврале решения ключевая ставка достигла нижней границы оцениваемого Банком России диапазона значений нейтральной ставки: 2–3% годовых – в реальном выражении, 6–7% годовых – в номинальном выражении (то есть с учетом цели по инфляции – вблизи 4%). При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России допускает возможность дальнейшего снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях. Банк России будет принимать решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков. На всем прогнозном горизонте Банк России будет проводить денежно-кредитную политику таким образом, чтобы обеспечить закрепление инфляции вблизи 4%.