Файл: Права и обязанности прокурора в оперативно-розыскной деятельности (Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность: понятие, предмет и организация).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность. Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года [1] (далее – Конституция РФ) в Российской Федерации гарантирована государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Вследствие этого государство обязуется поддерживать такой правопорядок, при котором любое лицо (физическое или юридическое) будет иметь реально гарантированные законодательством права и законные интересы [15, c. 53].
Согласно положениям федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [8] (далее – Закон о прокуратуре) прокуратура наделяется важнейшей государственной функцией, а именно надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, которые действуют на территории Российской Федерации.
Прокурорский надзор в целом и за исполнением законов в частности направлен на:
- обеспечение верховенства и единства закона;
- укрепление законности;
- защиту прав и свобод человека и гражданина;
- защиту охраняемых законом интересов общества и государства (ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре) [24, c. 838].
Деятельность прокуратуры направлено, прежде всего, на обеспечение верховенства закона в системе нормативных актов является основным требованием создания правового государства.
Указанные направления деятельности прокуратуры в полной мере относятся и к такой отрасли прокурорского надзора как надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД). Вышеуказанное предопределяет актуальность настоящего исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при организации прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.
Предмет исследования составляют:
-
- действующее законодательство Российской Федерации, как система норм, регулирующих правоотношения по организации прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью;
- исследование научной литературы по рассматриваемой тематике;
- изучение правоприменительной практики.
Целью настоящей работы является изучение правовых и правоприменительных аспектов организации прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.
Достижению указанной цели служат постановка и последующее решение комплекса следующих задач:
- рассмотреть понятие, предмет и полномочия надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
- раскрыть полномочия прокурора в оперативно-розыскной деятельности;
- сделать выводы по проведенному исследованию.
Методологическую основу исследования составляют всеобщий диалектический метод познания, положения и методы философии и логики, методы сравнительно-правового, логико-юридического и др. В исследовании применялись различные специальные методы: функциональный анализ правовых явлений, системно-структурный подход и др.
Эмпирической базой исследования послужили труды Н.Е. Муженской, Е.А. Солохиной, А.Н. Петрухиной, Ю.Г. Плесовских и другими учеными, внесшими достойный вклад в уголовно-процессуальное право.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность: понятие, предмет и организация
1.1. Предмет, задачи, пределы и правовые основы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
В соответствии с федеральным законом от 12 августа 1995 года №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [6] (далее – Закон об ОРД), оперативно-розыскная деятельность представляет собой специфический вид деятельности, который осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то федеральным законодательством оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. В вышеуказанном определении четко обозначены цели, для достижения которых производится ОРД.
Помимо вышеуказанных целей в научной литературе обозначены задачи частного характера, которые направлены на достижение целей ОРД. Среди них выделяют:
Во-первых, выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
Во-вторых, осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вести пропавших;
В-третьих, добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации [28, c. 86].
В Законе о прокуратуре рассматриваемый в рамках настоящего исследования предмет прокурорского надзора именуется как «Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие» (глава 3). Не трудно заметить, что данная отрасль прокурорского надзора фактически охватывает два самостоятельных и существенно различающихся направления правоохранительной деятельности (уголовно-процессуальное и оперативно-розыскное), которые реализуются в различных правовых сферах и регулируются автономными отраслями права.
Включение законодателем в одну надзорную отрасль указанных сфер деятельности отдельные авторы объясняют и оправдывают совпадением и общностью их целей и основных задач (выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, установление и изобличение лиц, их совершивших, ограждение невиновных от незаконного уголовного преследования, выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и др.). Однако, по нашему мнению, согласиться с обоснованностью и справедливостью подобных утверждений не представляется возможным по следующим причинам [24, c. 839].
Следует подчеркнуть, что диапазон задач, разрешаемых в ходе ОРД, не ограничивается задачами, стоящими перед дознанием и предварительным следствием, а значительно шире. Так, например, оперативно-розыскные мероприятия могут быть произведены для установления места нахождения лиц, скрывшихся от суда или уклоняющихся от уголовного наказания, для розыска без вести пропавших, для обеспечения безопасности (государственной, военной, экономической, информационной или экологической) государства.
Указанные мероприятия допустимо осуществлять в целях обеспечения безопасности лиц, охраняемых в соответствии с законом о защите определенной категории должностных лиц и участников уголовного судопроизводства, а также в целях сбора сведений, необходимых для принятия решения о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, к работам, связанным с эксплуатацией объектов повышенной опасности [24, c. 839-840].
Кроме того, само восприятие надзора за законностью осуществления ОРД в качестве структурного элемента прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного расследования изначально умаляет его роль и степень значимости в системе мер борьбы с преступностью и обеспечения защиты прав и законных интересов граждан.
Данное обстоятельство, на наш взгляд, также негативно влияет на работу прокуроров по обеспечению эффективности и надлежащего качества надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности, поскольку служит препятствием признанию его в качестве одного из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры.
Таким образом, сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, выражается, с одной стороны, в надзоре за соблюдением должностными лицами соответствующих подразделений законов, что должно способствовать результативности в борьбе с преступностью, а с другой – в охране конституционных прав и свобод личности, вовлеченной в сферу этой борьбы.
Деятельность прокурорских работников должна способствовать успешному проведению ОРМ, направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, изобличение виновных и розыск лиц, которые скрываются от органов дознания, следствия и суда, либо уклоняются от исполнения уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших граждан.
Вместе с тем, прокурорский надзор за законностью в указанной сфере правоохранительной деятельности имеет свою специфику, обусловленную особенностями законодательной регламентации и сущностью ОРД.
Деятельность уполномоченных прокуроров в равной степени должна способствовать не только обеспечению гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина, но и выполнению задач ОРД по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, либо уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыску без вести пропавших граждан [23, c. 951].
Согласно ст. 29 Закона о прокуратуре и п. 4 приказа Генпрокуратуры РФ от 15 февраля 2011 года №33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» [9] (далее – Приказ №33) предметом прокурорского надзора является обеспечение:
- гарантий соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну;
- неприкосновенности жилища и тайну корреспонденции;
- установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
- законности выполнения оперативно-розыскных мероприятий;
- соответствия закону решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.
Прокурорская проверка законности действий и решений органов, которые осуществляют ОРД, проводится при наличии следующих поводов:
-
- жалоба гражданина и обращение должностного лица на незаконные действия и решения должностных лиц органов, осуществляющих ОРД;
- результаты изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях;
- плановый порядок проверки в рамках указания вышестоящего уполномоченного прокурора;
- в других случаях. При этом необходимо учитывать состояние законности в этой сфере деятельности и отсутствие положительных результатов в работе по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших [28, c. 87].
Прокурорская проверка может проходить в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора. Она может быть проведена и в случаях отсутствия положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.
К пределам прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, следует отнести:
Во-первых, в пределы прокурорского надзора не входит контроль за исполнением внутриведомственных нормативно-правовых актов, принятых в развитие положений федерального законодательства об ОРД. Вместе с тем прокурор для обоснования своих выводов о соблюдении законов в действиях и решениях поднадзорных органов, вне всякого сомнения, должен знать положения этих документов.
Во-вторых, прокурор не вправе своим указанием отстранить сотрудника оперативно-розыскного подразделения от выполнения им своих должностных обязанностей в связи с нарушением требований федерального законодательства, подзаконных нормативно-правовых актов или по иным причинам (например, вследствие обнаружившейся его некомпетентности) [30].
В-третьих, прокурор не вправе своим решением отменить незаконные или необоснованные решения сотрудника, осуществляющего ОРД. Более того, что прокурор не вмешивается в тактику и методику проведения оперативно-розыскных мероприятий, а проверяет лишь законность их проведения.
В-четвертых, не может опротестовать судебное решение о производстве оперативно-розыскных мероприятий.
В-пятых, сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, предоставляются прокурору только на основании письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. Эта информация является государственной тайной и охраняется законом. В ч. 2 ст. 12 Закона об ОРД речь идет о возможности предания гласности сведений, получивших в соответствии с вышеупомянутыми правовыми документами привилегию конфиденциальности. Здесь оговариваются два условия рассекречивания указанных категорий лиц: