Файл: Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы дополнительного профессионального.docx
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Методические рекомендации
по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Москва 2020 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Раздел 1. Нормативно-правовые основания разработки Программы 4
Раздел 2. Оформление и содержание структурных элементов Программы 5
-
Титульный лист 5 -
Пояснительная записка 7 -
Содержание Программы 7-
Учебный (тематический) план 7 -
Содержание учебного (тематического) плана 8
-
-
Формы аттестации и оценочные материалы 8 -
Организационно-педагогические условия реализации Программы 9 -
Приложения к Программе 9
Раздел 3. Уровневая дифференциация Программ 10
Раздел 4. Особенности организации образовательного процесса по Программам 12
Заключение 12
Введение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее – Программа) является одним из основных документов детского творческого объединения, так как в ней отражаются приоритетные концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности, организационные нормативы работы творческого объединения.
Программа является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение в определённом порядке:
-
обсуждение программы на методическом (педагогическом) совете образовательного учреждения – анализ качества документа, его соответствия уставу образовательного учреждения, действующим нормативно-правовым документам и требованиям к содержанию дополнительного образования детей. Решение об утверждении образовательной программы обязательно заносится в протокол методического (педагогического) совета; -
утверждение образовательной программы приказом директора образовательного учреждения на основании решения педагогического совета.
Только после утверждения программы приказом директора она может считаться полноценным нормативно-правовым документом детского объединения дополнительного образования.
При составлении Программ педагогам необходимо учитывать важные аспекты:
-
соответствие Программы современным нормативным документам; -
наличие структурно-логических связей между определёнными компонентами Программы (названием, целью, планируемыми результатами, содержанием, оценочными материалами); -
следование компетентностной парадигме образования; -
чёткое определение оценочных средств результатов освоения Программы; -
четкое определение организационно-педагогических условий для реализации конкретной Программы.
Программы разрабатываются и реализуются по направленностям: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной, которые определяют их предметно-тематическое содержание, преобладающие виды деятельности учащихся и требование к результатам освоения Программы.
Методические рекомендации помогут педагогам систематизировать представления о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, особенностях формирования её содержания и технологии оформления в условиях действующего законодательства.
-
Нормативно-правовые основания разработки Программы
-
Методические рекомендации разработаны на основе и в соответствии с нормативно-правовыми документами:
-
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020
№ 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее
– 273-ФЗ);
-
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.
№ 196»;
-
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; -
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; -
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
-
Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 г.
«О мерах по развитию дополнительного образования детей» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035,
от 31.01.2017 г. № 30, от 21.12.2018г. № 482).
-
Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается её самостоятельность в осуществлении образовательной
деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с законом и уставом образовательной организации: порядок разработки и реализации Программ, количество обучающихся в объединении, формы обучения (273-ФЗ – ст. 28, п. 1).
-
Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (273-ФЗ – ст. 28, п. 2). -
Образовательная программа включает в себя комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации (273-ФЗ, ст. 2, п. 9).
-
Оформление и содержание структурных элементов Программы
Структурные элементы Программы:
-
Титульный лист; -
Пояснительная записка; -
Содержание Программы; -
Формы аттестации и оценочные материалы; -
Организационно-педагогические условия реализации Программы; -
Приложения к Программе.
-
Титульный лист – первая страница, предваряющая Программу и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа. В титульном листе указываются: наименование образовательной организации, гриф утверждения Программы, с указанием Ф.И.О. руководителя, даты и номера приказа, направленность и название программы, возраст учащихся, срок её реализации, Ф.И.О., должность автора (авторов) Программы, название города и год разработки Программы.
Пример оформления титульного листа Программы
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
КАРГАТСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАРГАТСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Рассмотрена и одобрена на заседании Педагогического Совета протокол № 1 от 31.08.2022г. | | Утверждаю: Директор Каргатский ДДТ ________С.В. Парамонова Приказ № 36-Д от 31.08.2022г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Умелые ручки»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 14 - 16 лет Срок реализации: 2 года
Составитель (разработчик):
Драчев Максим Владимирович
педагог дополнительного образования
г. Москва 2022год
-
Пояснительная записка. Данный структурный элемент Программы содержит основные характеристики Программы:
-
направленность и уровень Программы; -
актуальность Программы (современность, значимость, педагогическая целесообразность, отличительные особенности Программы и т.п.); -
цель и задачи Программы; -
категория учащихся, для которой Программа актуальна; -
формы и режим занятий (групповые, индивидуальные и др., периодичность и продолжительность занятий); -
срок реализации Программы (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения); -
планируемые результаты (совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств и компетенций, которые учащийся сможет демонстрировать по завершению освоения Программы).