Файл: Выбор стиля руководства организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в любой компании цикличность развития (спад, экономический рост, профессиональное развития сотрудников и т.д.) развития зависит от принимаемых решений руководителя, что влечет за собой необходимость правильного и грамотного выбора соответствующей стратегии.

Известно, что выбранный стиль руководства компанией, зачастую, определяет итоги финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.

На практике имеется множество различных примеров тех случаев, когда от грамотно выбранной стратегии сильного руководителя, может привести отстающий коллектив к пробуждению своих способностей, что в свою очередь, только улучшает ситуацию в организации.

Аналогичный пример можно привести и в случае выбора неудачного стиля руководства компании, который, наоборот способен загубить возможно эффективный потенциал коллектива.

В настоящем исследовании необходимо изучить структуры и типы стиля управления компанией, такие, как авторитарный, демократический и либеральный.

Итак, целью настоящего исследования является анализ видов стиля руководства и изучение методов его выбора.

Для достижения поставленной автором цели следует решить следующие задачи:

- дать определение понятию «стиль руководства»;

- изучить основные стили, существующие в настоящее время в системе менеджмента;

- на базе объекта анализа, определить текущую систему управления компанией, выявить проблемы и дать возможные рекомендации по ее совершенствованию

Объектом исследования является стиль руководства, как основополагающий вектор развития компаний.

Предметом исследования выступает сфера менеджмента, отвечающая за развитие экономических субъектов, а также факторы, оказывающие влияние на принятие управленческих решений руководства.

В качестве теоретической базы автором использована актуальная методическая, научная и учебная литература, компетентных ученых.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ


1.1 Понятие «стиль руководства» и факторы выбора соответствующей стратегии

Для того, чтобы предприятие могло развиваться в эффективном ключе руководителю зачастую либо менеджеру (управленческой единице компании) необходимо правильно расставлять приоритеты в процессе выбора стратегии управления.

Также важно иметь простейшие знания о сущности современных классификациях стилей лидерства и управления, различных возможных моделях поведения руководителя. Формирование и функционирование, как формальной структуры организации, так и неформальной, социально-психологической, структуры рабочей группы, коллектива непосредственно связаны с выдвижением руководителей в организации (ее подразделениях) и лидеров в малых группах и в целом в коллективе.

Руководитель – это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы, выполняет функцию управления деятельностью своих подчиненных.

Стиль руководства (управления) – «Устойчивая система средств, методов и форм воздействия руководителя с коллективом организации направленная на выполнение миссии организации и определяемая объективными субъективными факторами протекания управленческого процесса»[1], другими словами, это типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной задачи.

Стиль руководства[2] это индивидуальное для каждой компании явление, определяемое и зависимое от специфических черт как самой фирмы, так и человека, ведущего управляющую деятельность, личности, отражает особенности работы с людьми, технологию принятия решений.

Лидер – человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений.

Лидерство – доминирование одних членов группы над другими.

Лидерство – это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство – это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как правовой процесс.

Таблица 1. Отличие руководства от лидерства

Руководство

Лидерство

1. Официально регулирует отношения группы

1. Регулирует межличностные отношения в группе

2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды

2. Является элементом макросреды (как малая группа)

3. Целенаправленный процесс осуществляется под контролем

3. Возникает стихийно

4. Стабильность

4. Зависимость от настроения группы

5. Более определено санкциями

5. Менее определено санкциями

6. Процесс принятия решений не связан с группой и зависит от ряда обстоятельств

6. Решения принимают непосредственно по деятельности группы

7. Сфера деятельности руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе

7. Сфера деятельности лидера – в основном малая группа


Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства:

1) Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;

2) Специфика системы – ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;

3) Окружающая производственная среда – технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т.п.

Таким образом, можно сказать, что, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий – это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является создателем того стиля управления, который он применяет на практике.

1.2 Классификация стилей руководства

Принято различать четыре стиля управления: аналитический, контактный, командный и эмоциональный. Применительно к стилю управления доминирующими являются показатели «активность» и «эмоциональность», которые формируют соответствующее координатное поле. На нем определено место каждого из четырех основных стилей в зависимости от активности и эмоциональности руководителя, т. е. в зависимости от его темперамента и социально-психологических особенностей.

Контактный стиль соответствует уровню эмоциональности выше среднего при сравнительно низком уровне активности. Люди, для которых характерен этот стиль управления, сочувственно относятся к нуждам других.

Доверие всегда приносит наилучшие результаты в контактах с коллегами и близкими. Аналитический стиль предполагает относительно низкий уровень чуткости (отзывчивости) и активности.

Люди с таким стилем управления характеризуются четким, раскованным, систематизированным подходом к своему делу. Они обычно собирают и оценивают значительный объем исходной информации перед тем, как начать действовать. Аналитики, как правило, объективны и хорошо организованы.

Руководитель такого типа сдерживает эмоции и делает выводы медленно, но тщательно и взвешено. Он осторожен в выборе друзей, в нем не демонстрирую теплые отношения.

Командный стиль сочетает относительно низкий уровень эмоциональности и высокую активность, напористость. Как правило, такой человек ориентирован на выполнение заданий, на дело. Он знает, чего хочет и к чему стремится. Прагматичен, решителен, компетентен, независим. Готов пойти на риск и может трезво оценить свои шансы. Иногда он выглядит холодным и деспотичным.


Эмоциональный стиль содержит в значительной степени активность и эмоциональность. Человек обладает способностью описывать и анализировать масштабные картины, находить новый подход к проблеме, готов идти на риск. Он умеет очаровывать, убеждать, рисовать в воображении подчиненных заманчивые перспективы будущего в качестве мотивации к действиям, склонен решать проблемы быстро и придерживаться в управленческой деятельности административных методов.

Каждый стиль, кроме сильных сторон, естественно, имеет и слабые. То, что представляет собой достоинства одного стиля, оказывается недостатком для другого. Наиболее слабые стороны стиля руководства располагаются по диагонали от сильных, например, стремление поддержать — одна из сильных черт руководителя с контактным характером — в то же время является слабым местом командного стиля, энтузиазм, экспрессивность — редкие качества руководителя-аналитика почти не встречаются у эмоционального менеджера.

Координатное поле стилей управления и их сильные стороны

Контактный. Сильные стороны:

общительность

лояльность

дипломатичность

способность поддержать

упорство

уважительность

легкость в общении.

Аналитический. Сильные стороны:

логичность

тщательность

серьезность

систематизация

критичность

точность

осторожность.

Эмоциональный. Сильные стороны:

богатое воображение

дружелюбие

энтузиазм

чувство превосходства

возбудимость

способность убеждать

спонтанность

Командный. Сильные стороны:

независимость

беспристрастность

решительность

детерминизм

эффективность

объективность.

Изначально имеющиеся преимущества того или иного стиля часто трансформируются в существенные недостатки. Так, точность и систематичность аналитика могут со временем перейти в придирчивость и жестокость в общении; способность поддержать руководителя контактного стиля зачастую превращается в снисходительность и т. д.

Такое видоизменение может привести к неэффективному управлению в результате переоценки руководителем своих достоинств. Приведем несколько советов в помощь руководителям, исповедующим тот или иной стиль управления.

Советы аналитику. Медленный подбор и систематизация фактов, раздражают людей. Надо научиться действовать быстрее даже в тех случаях, когда еще не все факты известны. Осторожность не должна быть помехой для других, тормозящей их деятельность.


Советы руководителю контактного стиля. Сторонник медленной тактики, ориентация на низкий уровень риска может вызвать недовольство подчиненных. Следует обрести уверенность, умение настоять на своем, бороться за достижение поставленной цели. Не следует избегать дискуссионных вопросов, полнее используя для их решения творческий потенциал сотрудников своего подразделения.

Советы лидеру (командный стиль). Ориентированный на стремительное достижение цели такой руководитель может вызвать раздражение у сотрудников. Более гибкий стиль предполагает наличие умения слушать, ясно представлять себе выдвигаемые собеседником идеи и предложения, его чувства и потенциальные возможности.

Советы руководителю эмоционального типа. Быстрые, импульсивные решения могут оттолкнуть сотрудников, привыкших к конкретным и продуманным действиям руководителя. Для придания эмоциональному стилю гибкости нужно снизить импульсивность.

Следует сдерживать свою многословность: когда говорят другие, не пытайтесь их переговорить. Используя гибкий (рациональный) стиль управления, нужно оставаться естественным и в то же время не вызывать напряженности отношений в коллективе.

Приведем ряд рекомендации по совершенствованию стиля управления за счет органического дополнения его элементами других стилей. Приобретение черт контактности. При беседах с подчиненными необходимо расслабиться, занять удобное положение. Разговаривать мягко, без резких интонаций. В случае необходимости идти на личный контакт, следует найти тему для беседы, узнать мнение собеседника и внимательно выслушать его. Не теряйте время на разговор, если тема очевидна для Вас и для собеседника. Не осуждайте идеи сотрудников.

При любом намеке на сомнения или страх стремитесь, чтобы сотрудник самостоятельно принял решение без какого-либо ощутимого нажима на него со стороны руководства. Необходимо убеждать сотрудников в реальности принимаемых решений, постоянно повышать вероятность их успеха. Активнее поддерживать личные контакты с подчиненными. Приобретение черт аналитичности. Всегда нужно быть пунктуальным.

Основу для классификаций стилей руководства или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько его манерой поведения по отношению к подчиненным. Немецкий психолог Курт Левин (1890–1947) провел серию экспериментов, на основе которых выделил три, ставших классическими, стиля управления: